Файл: Л. 1 Общие положения новой парадигмы инженерного образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Л.1 Общие положения новой парадигмы инженерного образования
Понятно, что для внедрения передовых технологий потребуется обновление всех компетенций: исследователей-разработчиков, инженеров, технологов, среднетехнических кадров.
Невозможно использовать новые разработки и без комплекса управленческих новаций: перехода к концепции управления жизненным циклом продуктов, управления цепочками или сетями создания стоимости, управления сложными системами, управления качеством.
Мировая тенденция современного развития
– формирование современной инновационной экономики знаний (the hyper competitive, global, knowledge-driven economy of the
21st Century) в условиях стремительного развития технологий, тотальной компьютеризации и автоматизации, глобализации и гиперконкуренции, постоянно ускоряющихся изменений.
Общепризнанной становится задача создания и развития инновационной экономики знаний, высоких технологий и наукоемких производств. Задача состоит в том, чтобы создать “экономику, генерирующую и применяющую наукоемкие инновации”, а не генерировать “инновации” для их мучительного внедрения в экономику.
Общемировые условия развития инновационной экономики знаний
1. Глобализация рынков и гиперконкуренция.
2. Быстрое и интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и наукоёмких компьютерных технологий (НКТ), нанотехнологий.
3. Сверхсложные и гиперсложные проблемы (“мега-проблемы”). Мировые наука и промышленность сталкиваются со все более сложными комплексными проблемами, которые не могут быть решены на основе традиционных подходов.
4. “Размывание границ”. Происходит все большее размывание отраслевых границ, сближение секторов и отраслей экономики, размывание границ фундаментальной и прикладной науки за счет необходимости решения комплексных научно-технических проблем
Основные принципы построения современных учреждений инновационной
экономики знаний:
• принцип государственного участия через осуществление политики, направленной на улучшение взаимодействий между различными участниками инновационного процесса
(образованием, наукой и промышленностью);
• принцип приоритетности долгосрочных целей – необходимо сформулировать видение
(vision) долгосрочной перспективы развития структуры на основе развития имеющихся конкурентных преимуществ и инновационного потенциала;
• принципы Э. Деминга: постоянство цели (“распределение ресурсов таким образом, чтобы обеспечить долговременные цели и высокую конкурентоспособность”);
• источник успешного продвижения в достижении конкурентоспособности”); непоколебимая приверженность высшего руководства к постоянному улучшению качества и производительности
• кайдзен-принципы – принципы непрерывного процесса совершенствования, составляющие центральную концепцию японского менеджмента;
• изучай (проверяй) – воздействуй”. Принципиально важно, что в кайдзен должны быть вовлечены все – “от высшего руководства до рядовых сотрудников”, т.е. “кайдзен – дело всех и каждого”;
• принцип McKinsey – “война за таланты” – “в современном мире выигрывают те организации, которые являются наиболее привлекательными на рынке труда и делают все, чтобы привлечь, помочь развитию и удержать наиболее талантливых сотрудников”; “назначение отличных работников на ключевые позиции в организации – основа успеха”;
• принцип “компания – создатель знания” (The Knowledge Creating Company). Основные положения этого подхода: “знание – основной конкурентный ресурс”;
• принцип самообучающейся организации (Learning Organisation);
• принцип “скорострельности” Toyota – “мы делаем все необходимое, чтобы сократить временной промежуток от момента, когда Заказчик обращается к нам, и до момента оплаты за выполненную работу” – совершенно очевидно, что такая установка нацеливает на непрерывное улучшение и совершенствование;
• принцип “обучение через решение задач” – развитие системы регулярного участия студентов и сотрудников в совместном выполнении реальных проектов;
• принцип “образование через всю жизнь” – развитие комплексной и междисциплинарной подготовки / профессиональной переподготовки квалифицированных и компетентных

специалистов мирового уровня в области наукоемкого компьютерного инжиниринга на основе передовых наукоемких компьютерных технологий;
• принцип меж- / мульти- / транс- дисциплинарности
• принцип капитализации Know-How и ключевых компетенций – реализация этого принципа в условиях глобализации и гиперконкуренции позволит постоянно подтверждать высокий уровень выполняемых НИР, НИОКР и НИОКТР, создавать новые научные и технологические заделы путем систематической капитализации;
Роль передовых технологий
Обладание передовыми технологиями является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности и процветания национальной экономики любой страны.
Преимущество страны в технологической сфере обеспечивает ей приоритетные позиции на мировых рынках и одновременно увеличивает ее оборонный потенциал, позволяя компенсировать уровнем и качеством высоких технологий диктуемые экономическими потребностями необходимые количественные сокращения. Отстать в развитии базовых и критических технологий, представляющих фундаментальную основу технологической базы и обеспечивающих инновационные прорывы, значит, безнадежно отстать в общечеловеческом прогрессе.
Мультидисциплинарные исследования
Мультидисциплинарные исследования выступают фундаментальной научной основой надотраслевых технологий (ИКТ, наукоемкие суперкомпьютерные компьютерные технологии на основе результатов многолетних меж-, мультии транс- дисциплинарных исследований, трудоемкость создания которых составляет десятки тысяч человеко-лет, нанотехнологии)
Л.2 История становления, основные понятия теории инновации
Экономика и инновации
Тезис, гласящий, что современная экономика — равно как и экономика предшествующих столетий — теснейшим образом связана с инновациями, сам по себе не нуждается в развернутых доказательствах. Достаточно только немного задуматься, чтобы понять — цивилизация, в той форме, в которой она сейчас существует, создана, далеко не в последнюю очередь, развитием науки и техники, непрерывной инновационной деятельностью, осуществляемой столетиями.
Зарождение понятий изобретения и инноваций
Основоположником теории инновационного развития считается австрийский экономист
Йозеф Шумпетер, который впервые разделил понятия «изобретение» и «нововведение» /
«инновацию». По Шумпетеру, нечто новое в технике и технологии само по себе — это изобретение. Несколько упрощая, изобретение превращается в инновацию тогда, когда в дело вступает бизнес. Шумпетер говорит об инновациях как о «новых комбинациях факторов производства», выделяя несколько их разновидностей.
Формы инновации Шумпетера:
1. Создание нового товара, с которым потребители еще не знакомы, или нового качества товара.
2. Создание нового метода производства, еще не испытанного в данной отрасли промышленности, который далеко не обязательно основан на новом научном открытии и может состоять в новой форме коммерческого обращения товара.
3. Открытие нового рынка, то есть рынка, на котором данная отрасль промышленности в данной стране еще не торговала, независимо от того, существовал ли этот рынок ранее.
4. Открытие нового источника факторов производства, и опять-таки независимо от того, существовал ли этот источник ранее или его пришлось создать заново.
5. Создание новой организации отрасли, например, достижение монополии или ликвидация монопольной позиции.
Последователи Й. Шумпетера существенно расширили понимание инноваций, дополнив приведенный выше перечень:
•нововведениями, связанными с совершенствованием организации труда и управления
(Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский),
•внедрением нового производственного метода или применением нового вида организации бизнеса (К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю), которые воспринимаются потребителем как принципиально новые или обладающие определенными уникальными свойствами (Ф. Котлер)
Другие критерии различия инноваций
Инновации, очевидно, различаются не только по степени новизны, но и по глубине вызываемых ими преобразований.
Ю.В. Яковец различает
:


•микроинновации (мелкие изменения продуктов и процессов и их свойств, не меняющие их сущность);
•улучшающие инновации (новые разновидности уже известных продуктов и услуг или модификации применяющих сотехнологий их изготовления);
•базисные инновации (принципиально новые, ранее неизвестные продукты или процессы, созданные на основе научных открытий и крупных изобретений), появляющиеся сравнительно редко, и имеющие длительный срок жизни; как правило они порождают множество улучшающих инноваций;
•эпохальные инновации, результатом которых являются крупные перемены, открывающие новые исторические эпохи; примером такой инновации может служить создание квантовой физики, изобретение паруса и т.д. (конвертация науки в общественную институцию, имевшую место в Новое время, также можно рассматривать как эпохальную инновацию)
Понятие инновационного кластера
В инноватике используется понятие инновационного кластера, а также понятие кластера базисных инноваций.
Под инновационным кластером понимается структура, обеспечивающая генерацию и внедрение системы взаимосвязанных новшеств, обеспечивающая оптимизацию распределения ресурсов, причем такая структура может быть как формальной, так и неформальной институцией. Сочетание в рамках инновационного кластера различных технологий производства, применяемых разными предприятиями, позволяет сократить технологические разрывы и снизить их негативное воздействие на экономику в целом.
Преимущество инновационного кластера
Там же подчеркивается, что
основным преимуществом инновационного кластера
является возможность одновременного осуществления различных инновационных циклов и сочетание их различных фаз. Благодаря этому генерация инноваций становится непрерывной, постоянно поддерживая производство новыми продуктами, знаниями, технологиями. Иначе говоря, объединение нескольких инновационных циклов, находящихся на разных стадиях внедренческого цикла, в рамках одной организационной структуры (т.е. инновационного кластера) позволяет нивелировать проблемы стадий спада и умирания, финансировать новые идеи на этапе их зарождения и т.д.
Кластеры базисных инноваций А.И. Анчишкин выделяет три этапа, различающиеся характером формирования кластеров базисных инноваций:
•первая промышленная революция — конец XVIII — начало XIX в.;
•вторая промышленная революция — последняя треть XIX — начало XX в.;
•третья промышленная революция, начавшаяся с середины XX в. и переросшая в научно- техническую революцию.
А.И. Анчишкин полагал также, что в последние десятилетия XX в. начали складываться признаки новой, второй волны НТР, основные черты которой — коренная перестройка технологии производства на основе электроники, биотехнологий, генной инженерии, автоматизации сложных технических систем, информационный взрыв. Теорию А.И. Анчишкина, равно как и многие опирающиеся на нее исследования, с известной долей условности, можно отнести к
«оптимистическим».
Информаци и знания
Сегодня с очевидностью можно утверждать, что идеализированные прогнозы о будущем человечества, выражаемые термином «информационное общество» в указанном выше значении, не оправдались. Университет так и не заменил промышленную корпорацию: «Информации в современном обществе много, она играет колоссальную роль, но отсюда вовсе не следует, что в современном обществе знание — сила». И, там же: «Прогнозы теоретиков информационного общества оказались несостоятельны, в первую очередь потому, что их авторы отождествили информацию и знание»
[Иванов
Д.
Общество как виртуальная реальность
//
«Информационноеобщество».—СПб—М.:АСТ,2004.—С. 355—427.]
Поддержка со стороны государства
Авторы многих работ по инноватике «взывают» к государственной власти, доказывая необходимость поддержки инновационной активности на всех уровнях. Возможно, они надеются быть услышанными. Эти надежды не лишены оснований, социальный заказ на ускоренное инновационное развитие существует, причем во многих странах он оформлен, в том числе, документально и часто на очень высоком уровне.
Понятие инноватики


Инноватика
— это область знаний о сущности инновационной деятельности, её организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества как на коммерческой основе
(коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и некоммерческой базе (например, инновации в социальной сфере). Гносеологическими корнями инноватики выступают такие области науки, как философия, экономика, инженерное проектирование, предпринимательство, финансы, социология, психология, организация, производство, информатика, маркетинг, логистика, менеджмент, педагогика и др.
Объект инноватики
Объект инноватики
— инновационная деятельность как процесс осуществления инноваций в социально-экономических системах. При этом
под инновацией в инноватике понимается результат масштабного применения и распространения новых знаний, результатов научно-технической и творческой деятельности, основанных на систематических научных исследованиях или интуитивных озарениях.
Признаками инноваций являются:
•новизна (радикальная — возникновение новых свойств, относительная — улучшение параметров объекта);
•востребованность (в общественном производстве, на рынке, в социальной сфере и др.);
•реализуемость (отсутствие ограничений использования новых знаний: ресурсных, производственно-технологических, морально-нравственных, экологических и др.);
•наличие устойчивого полезного эффекта (стабильное улучшение ключевых параметров социально-экономических систем)
Предмет инноватики
Предмет инноватики
— принципы, законы и закономерности инновационных процессов в социальноэкономических системах, модели и методы описания, исследования, организации и управления инновационной деятельностью на макроуровне (национальные инновационные системы), мезоуровне (отраслевые и региональные инновационные системы, инновационные кластеры) и микроуровне (стратегии инновационного развития отдельных предприятий и организаций)
Инноватика включает основные разделы:
• теоретические основы инновационной деятельности;
• модели и моделирование инновационных процессов;
• организация и управление инновационной деятельностью;
• государственное регулирование инновационной деятельности;
• управление инновационным бизнесом;
• управление инновационным проектом;
• управление инвестициями в инновационные проекты;
• коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности;
• управление человеческими ресурсами в процессе инновационного развития социально- экономической системы;
• управление рисками в инновационной деятельности;
• технический маркетинг (маркетинг на ранних стадиях жизненного цикла продукта или технологии);
• логистика инновационных процессов;
• управление интеллектуальной собственностью
Инноватика как специальность
На данном направлении готовят специалистов по инновационному развитию стран, регионов, территорий, отраслей и предприятий. Выпускники могут работать как в органах государственного управления (например, в подразделениях, курирующих экономическое развитие), так и в коммерческих структурах. Специалисты по инноватике могут занимать должности проджект-менеджеров, специалистов по бизнес-планированию, технических директоров, отвечающих за аппаратно-программное обеспечение всех фаз управления, руководителей различных подразделений
Практическая часть курса
ИГРА «КРЕАТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ» Игра строится на поиске области для инновационной деятельности. Участникам игры предлагается придумать разработку
(информационный продукт), не представленный на рынке в настоящее время, но который он

лично, как потребитель, согласился бы приобрести. Задание: Описать придуманный продукт или услугу.
ИГРА «ИНВЕСТОРЫ И ИННОВАТОРЫ» По сценарию игры участники предварительно формируют техническое задание на выполнение работ по предложенной ими инновации.
Техническое задание содержит перечень работ и их «стоимость». Задание: Выполнить техзадание и оценить чужие работы.
ИГРА «ПРОДВИЖЕНИЕ ИННОВАЦИЙ» По сценарию игры на основании предложений, отобранных в ходе предыдущих игр, предполагается обеспечить разработку бизнес-планов для проектов. Задание: Придумать план реализации и продвижения своего проекта.
Л.3 Понятие и структура инновационного процесса.
Понятие инновационного процесса
Инновационный процесс
– это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как цепь событий, в ходе которых инновация проходит путь от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инновации можно определить как инновационный процесс, а период создания, распространения и использования нововведений называют
инновационным циклом
Новаторский процесс характеризуется такими понятиями:
• Совокупность деятельности — одновременное совершенствование таких сфер работы предприятия: научно-технической, научно-исследовательской, маркетинговой, производственной.
• Жизненный цикл инновации — прохождение товаром этапов развития: от зарождения идеи до распространения и упадка.
• Ресурсная база — поиск источников финансирования для самостоятельной разработки идеи и представления в будущем как товара или услуги.
Инновационный процесс разделяют на 3 вида:
• Внутриорганизационный — простой натуральный, когда новшество применяется в практической деятельности внутри организации. Новая идея не воплощается в товар для продаж.
Потребителями выступают сотрудники.
• Межорганизационный — простой товарный, когда новшество выступает в роли товара и покупается/продается на рынке. Здесь создатель или производитель и потребитель — разные структуры.
• Расширенный, когда новаторская идея воплощается в жизнь на предприятии и поступает в широкую продажу, чем нарушает монополию и дает толчок для новых разработок
Отличие от научно-технического процесса
Новаторский процесс отличается от научнотехнического тем, что не заканчивается в момент поступления товара в продажу. Инновация совершенствуется, приобретает новые потребительские свойства, что способствует расширению области применения.
Внутри организации
Развитие любой организации, участвующей в рыночных отношениях, невозможно без использования инновационных процессов. Поэтому управление развитием организации фактически представляет собой инновационный менеджмент, включающий функции планирования, организации, управления и контроля по реализации инновационных процессов
Пять этапов ИП (Инновационный процесс):
Инновационный процесс (ИП) включает ряд этапов, основными из которых являются следующие: научно-исследовательская работа (НИР), опытно-конструкторская работа (ОКР), технологическая подготовка производства (ТПП), производственный цикл (ПЦ), рыночная деятельность (РД).
НИР-ОКР-ТПП-ПЦ-РД
Этапы ИП
Каждый из этапов ИП включает ряд очень важных составляющих, формирующих структуру инновационного процесса. Инновационный процесс инициируется, как правило, необходимостью решения какой-либо социально, технически или экономически (или все одновременно) значимой проблемы. В общем случае (при разработке нового изделия, освоении новой технологии) структура ИП выглядит так, как это представлено на следующем слайде
Структура инновационного процесса
:
ФНИ - фундаментальные исследования; ПНИ - прикладные научные исследования; ИС - интеллектуальная собственность; ТЗ - техническое задание; РКД1 - первичная рабочая