Файл: Юбилей пионерии100 лет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»


Методическая разработка

«Юбилей пионерии-100 ЛЕТ»



 

Автор:

педагог ДО

Кравцова Наталья Ивановна

пгт. Шерегеш 2022г

Пионерия - это такая страна,
Где правит игра и живет детвора.
Здесь место скуке вам не найти.
Здесь каждый сумеет друзей обрести.

В той стране нет места лени,
Не бывает грустно там.
Наш девиз, значок и галстук
Помогают в этом нам.

В организации у нас
Девиз отличный есть.
Его мы скажем вам сейчас:
За Дело, Дружбу, Честь!

Пионер - это значит первый!
Это значит быть честным и верным!
В дружбу верить всегда и везде!
Первым в творчестве быть и в труде!


I. Актуальность

         «Все начинается с детства»… - это не просто крылатая фраза, а скорее основа жизни нашего общества. Детство – это тот фундамент, на котором со временем воздвигается «здание» общества.

От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. Ныне общество расплачивается за бездумную ликвидацию одной из самых гуманных, самых энергичных общественных объединений – трудолюбивой и дружной, самой созидательной организации юных пионеров. Цена расплаты оказалась чрезмерной и драматичной: тысячи детей на Руси  попрошайничают, не учатся, стали «генералами песчаных карьеров»,  жертвами «длинноруких» аппаратов и ловцов живых душ на продажу. Пионерская организация объединяла миллионы подростков интересными и полезными делами, учила разумной организации отдыха и досуга. Отвлекала их от неблаговидных поступков, дурного влияния «улиц» и «подъездов».   Министр образования и науки А. Фурсенко признает: «Воспитание – вещь каждодневная…  Есть смысл вернуться к старому опыту – пионерским организациям….» (см. газету «ВОЛГОГРАДСКАЯ ПРАВДА» от 14 декабря 2005 г. с. 2). За последние 15 лет борьбы взрослых, борьбы политиков с детьми, особенно с пионерами, никакой альтернативы Пионерии не появилось.


   Пионерская организация накопила колоссальный опыт гражданского воспитания детей.   Пионерство – это образ жизни человека, требующий от него   общественного творчества, самосовершенствования, бескорыстного служения Родине. Пионер XXI века – это позиция человека, готового протянуть руку помощи Отечеству, природе, другому человеку. Что может быть прекраснее Детства, в котором заложен смысл служения Отчизне?!  Исследование направлено на изучение истории пионерского движения родного края. Исследование является актуальным, так как в двадцать первом веке проблема организации детей стоит особенно остро. Наш проект посвящается празднованию 90-летия пионерского движения России и 52 годовщине пионерской дружины имени Ю.А.Гагарина в 2012 году. Учитывая богатый опыт работы, традиции  нашей пионерской дружины, деятельность которой не прекращалась даже в сложные переломные годы расформирования Всесоюзной пионерской организации, мы можем смело утверждать, что наши пионерские дела, акции, предоставляют ребятам возможность стать лучше, бескорыстно совершать добрые дела. Начиная работу над проектом, мы решили узнать у родителей, ребят, что они знают о пионерском движении в стране и в нашей школе. Для этого мы провели анкетирование среди родителей и педагогов школы по следующим вопросам:

1. В каком классе вы стали пионерами?

2. Как проходило вступление в пионеры?

3. Чьё имя носил ваш отряд?

4. Кто такой пионерский вожатый?

5. Чем занимались пионеры?

6. Какая была форма, призывы, ритуалы?

 Также было проведено социологическое исследование по  вопросам:

1.     Нравилось ли вам быть пионером?

2.      Нужна ли организация, подобная пионерской, сегодня?

Получили следующие результаты.

 



        Исследование показало, что большая часть старшего поколения  положительно                     ответила на первый вопрос – 85% и 76% считают необходимым сохранение и  дальнейшее развитие  детской организации в школе.

            Целью нашего проекта является:  


    Практическая – собрать материал для виртуального музея нашего Центра творчества по истории пионерского движения в рамках празднования 100-летия пионерской организации;

    Педагогическая – развитие социализации личности подростков, проявления их активной жизненной и гражданской позиции

                 Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

Ø Изучить историю зарождения и становления пионерского движения в России, Таштагольском районе .

Ø Внести личный  вклад в создание виртуального музея пионерской организации, посвященного  100 –летию Пионерии.

Ø Популяризация традиций пионерской организации.

 

 





Формы работы:





v Беседа;

v Анкетирование;

v  Родительское собрание;

v  Классный час;

v  Презентация;

v Участие в акциях.

 

 

19 мая – День Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина

  С приближением 100-летнего юбилея пионерской организации, без которой не представляли свое детство все дети великой Советской страны, история пионерского движения вызывает все больший интерес. И это не случайно. С уходом в прошлое Советского Союза, а с ним таких мощных самоуправляемых структур, как Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи и Всесоюзная пионерская организацию им. В.И. Ленина появилось немало проблем, связанных с воспитанием детей и молодежи.

  Одни задают вопрос, чем занять детей, другие – почему нынешнее поколение выросло таким безответственным, третьи – как скоординировать десятки и даже сотни детских и юношеских организаций, вооружить их действенными методиками воспитания, четвертые обеспокоены влиянием на молодежь неонацизма, экстремистских и террористических организаций, которые, увы, в отличие от организаций позитивного патриотического толка, финансируются из-за рубежа щедро и непрерывно.
  Полагаю, что много полезных советов на эту тему можно получить, изучая опыт работы пионерской и комсомольской организаций во взаимосвязи. Этой разработкой хочу положить начало разговору о прошлом и будущем пионерского движения. Очень надеюсь на помощь ветеранов комсомола, кто в свои молодые годы отдавал душу и сердце детям, кто гордо
носил высокое звание пионерского вожатого, заводилы больших и малых дел с детьми, с октябрятами и пионерами, кто возглавлял и координировал всю эту непростую работу, обучал, собирал по крупицам практический опыт, обобщал его и распространял.

 

 

  С чего все начиналось: история красногалстучной пионерии. Истоки пионерского движения уходят к началу ХIХ века в скаутинг. Мало кто знает, что к 1917 году в России было сформировано немало детских скаутских объединений. В целом эта организация насчитывала около 50 тысяч участников. В преддверии Гражданской войны скауты оказывали различную социальную помощь, устраивали поиски беспризорных детей.

  Когда к власти пришла Советская власть, скаутское движение начало распадаться по направлениям в зависимости от территории нахождения. Например, в Казани и Петрограде возникли объединения «Лесных братьев», а московское общество строилось на принципах Баден-Пауэлла. Также возникло течение «юкизм», т. е. «юные коммунисты». Они пытались объединить коммунистическую идеологию с принципами скаутизма. Основателем движения юкистов была партийный функционер Вера Бонч-Бруевич.
  Но в 1919 году на съезде РКСМ приняли решение распустить все скаутские отряды. С этого момента начинается история пионерской организации в том виде, в каком многие ее знают и помнят сегодня. 
  Первой идею сформулировала Н.К. Крупская, выступившая в ноябре 1921 года с докладом, который назывался «О бойскаутизме». Вскоре это выступление было издано в виде небольшой брошюры, в которой говорилось о том, что необходимо в кратчайшие сроки создать детскую организацию, которая была бы «скаутской по форме и коммунистической по содержанию».

  Сначала руководители комсомола, негативно воспринимавшие скаутизм, настороженно отнеслись к данному предложению. Ведь, вступая в ряды такой организации, дети, по сути, сохраняли традицию, заведенную еще при царизме, что не могло не вызывать опасений. 
  Однако после выступления Крупской Н.К. с докладом на бюро ЦК РКСМ 29 ноября 1921 года была создана специальная комиссия, задачей которой было обсуждение вопроса «о применении скаутизма для воспитания рабочей молодёжи и детей» и выработка соответствующего решения. В комиссию 10 декабря 1021 года был представлен подробный доклад И. Жукова. По нему было принято положительное решение бюро и начались поиски конкретных организационных форм. 

  В самом начале 1922 года на рассмотрение комиссии было выдвинуто предложение о включении в организации детей, а не комсомольцев, как предлагалось изначально. В это же время И. Жуков предложил назвать новую организацию «пионерской». Само название он позаимствовал у Сетона-Томпсона.

  Кроме того, пионерская организация многое заимствовала у скаутизма. Например, игровую форму обучения, организацию по отрядам, управление детьми с помощью вожатых, элементы символики, сборы у костра. Даже девиз «Будь готов!» как нельзя лучше подошел пионерии. 
  2 февраля 1922 года был сделан следующий шаг на пути развития пионерской организации. Именно в этот день в областные центры были разосланы письма из бюро ЦК о создании детской группы при комсомольской ячейке. Уже 4 февраля было создано специальное бюро, в которое входил Валерий Зорин, бывший скаутмастер. Именно он 12 февраля организовал первую детскую группу в одном из интернатов Замоскворечья. Отряд назвали «Юные разведчики», но долго он не просуществовал. И в скором времени Зорин взялся за организацию детей при заводе «Каучук». Параллельно с Зориным начал работать в этом же направлении Михаил Стремяков, еще один скаутмастер. Он организовал группу в школе фабрично-заводского ученичества при бывшей типографии Машистова. 
  Так случилось, что именно эту детскую группу называют первым пионерским отрядом. Там же в апреле начинает выходить «Барабан», первый пионерский журнал, а затем и «Пионерская правда». 2 марта было создано бюро детских групп, в задачу которого входила разработка устава. Рассмотрен и принят он был на II Всероссийской конференции ВЛКСМ 19 мая 1922 года.

  День пионерской организации – именно так позднее будет названа эта дата. Конференция не только согласовала устав, но и приняла решение начать повсеместное распространение пионерских организаций. После этого было создано специальное бюро для работы с детьми, в которое вошло семь человек. Среди них были И. Жуков, а также Н.К. Крупская, в роли наблюдателя от партии, и А.В. Луначарский, как наблюдатель от правительства. 
  С этого момента начинают активно формироваться пионерские отряды по всей стране. Одновременно с этим распространяется и создается пионерская символика. Именно в 1922 году был сочинен текст одной из известнейших пионерских песен – «Взвейтесь кострами, синие ночи». В Петрограде первая детская группа появилась 3 декабря. Организатором ее стал комсомолец Сергей Марго. Первые четыре пионерских отряда были созданы из российских групп юных разведчиков.