Файл: Быков В.А. Пластичность, прочность и разрушение металлических судостроительных материалов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иногда детали с ограниченным ресурсом, эксплуатируемые под действием сравнительно высоких переменных напряжений, рассчи­ тываются на долговечность по предельному числу циклов. Пред­ положим, что задано стационарное напряжение о, превышающее предел выносливости и предельное число циклов до разрушения N. Из-за более заметного рассеяния предельной долговечности по сравнению с предельным циклическим напряжением, коэффициент запаса по долговечности kR рекомендуется назначать выше, чем коэф­ фициент запаса прочности k. Можцо руководствоваться зависи­

мостью &д =

k™, принимая

т ^ 4 . При этом

условии

значе­

ние kR будет

находиться в

пределах от 5 до 10.

В случаях

значи­

тельного разброса экспериментальных данных по усталости коэф­ фициент запаса по долговечности кл для осторожного расчета дости­ гает 20. При требуемом сроке эксплуатации детали в течение п циклов условие долговечности представится неравенством kRn йс; N.

В случае нестационарного режима нагружения детали при задан­ ных уровнях эксплуатационных напряжений alt о2, а3 . . . можно за меру повреждения принимать соответствующие циклические пробеги п4, п 2, п3 . . . , отнесенные к числам циклов до разруше­

ния JVj, N 2, N з . . .

По кривой выносливости (см. рис. 133) п1 << N 1}

п 2 < N 2, п3 </V 3,

и4 < jV4. Рассматривая

эксплуатационные от­

носительные долговечности -~-<l,-j^- < 1,

1, -^f<C 1, прини­

маем, что каждая из них свидетельствует о накоплении усталостного повреждения в связи с циклическим действием напряжений. При нескольких уровнях напряжений и их многократном чередовании в случайной последовательности, для практических расчетов удовле­ творительный результат дает линейное суммирование накопленных повреждений. На основании изложенного условие долговечности

переменно-напряженной детали при коэффициенте запаса

1

можно представить неравенством

 

Пример 4. Пусть деталь работает при нестационарном режиме нагружения. Уровни эксплуатационных напряжений, эксплуатационные циклические про­ беги п и предельные долговечности N заданы:

а 4

=

35 кгс/мм2;

« 1

=

2-102;

Л^х

= 2 ■104;

сг2

=

30 кгс/мм2;

п г =

5 • 102;

N2

= 7 ■101;

сг3 =

25 кгс/мм2;

п3=

3 • 103;

N3

= 2 ■10б;

ст4 =

20 кгс/мм2;

n4

=

104;

Л/4

= 8-106.

При коэффициенте запаса йд = 20 проверить запас усталостной долговечности.

Р е ш е н и е .

Находим суммарную относительную долговечность,

умноженную

на коэффициент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

Ъ

_ о л / 2 . 1 0 2

, 5-ю 2

,

3-103

,

104

\

 

д Z j

Nt ~

\ 2-104

"г" 7 -104

' t_

2 1 0 s

"f*

8■ 106

)

~

= 20(10-2+ 0,7.10-2+ 1,5.10-2+ 1,25-10~2) = 0,89 < 1.

Это означает, что условие долговечности удовлетворяется.

207



[Предельное напряженно-деформиро

ванное состояние детали

Рис. 134. Предельные

и расчеты прочности.

 

т

14 в. А. Быков

209

В общем случае нестационарная напряженность представляется не отдельными уровнями напряжений, а вероятностным распреде­ лением, которое описывается аналитически. Сведения о распреде­ лениях эксплуатационных нагрузок и вызываемых ими напряжениях для конструкций разного назначения указываются в специальной литературе. Аналитические решения, проведенные с целью уста­ новления предельных долговечностей судовых конструкций и, в част­ ности, сроков их надежной эксплуатации, рассмотрены В. В. Екимовым и другими авторами [28], [37], [45].

§ 50

Меры предупреждения повреждений конструкций, эксплуатируемых при действии напряжений

Существующие представления о пластичности, прочности и раз­ рушении металлических конструкционных материалов имеют важ­ ное значение для обоснованного принятия инженерных решений в такой важной для техники области, как проектирование. Цель проектирования состоит прежде всего в принципиальной разработке конструкции определенного назначения, например сооружения, транспортного средства, машины, технологического оборудования. Проектированием предусматривается возможность постройки и из­ готовления конструкции без повреждений от технологических воз­ действий. При проектировании назначаются эффективные пробные испытания узлов конструкции под нагрузкой. Пробная нагрузка должна быть достаточной для выявления дефектов и получения га­ рантии безаварийной эксплуатации. Но она не должна быть чрез­ мерной, во избежание неоправданных повреждений деталей. По­ строенная и эксплуатируемая конструкция должна обладать надеж­ ностью и долговечностью, а также живучестью, т. е. способностью

работать в поврежденном состоянии при аварийных

условиях.

На долговечность отрицательно влияют коррозионный,

эрозион­

ный и другие виды поверхностного износа деталей. Иногда долго­ вечность, заложенная в конструкции, не реализуется полностью. Это бывает при допущенном просчете в оценке как физико-хими­ ческих свойств среды в условиях эксплуатации, так и силовых и температурных воздействий. Предельные состояния, характери­ зуемые потерей устойчивости сжатых элементов в связи с их не­ достаточной жесткостью, не рассмотрены; эти вопросы достаточно самостоятельны и описаны в работах авторитетных специалистов

вэтой области [54].

Вначальной стадии проектирования обычно рассматривается

вопрос о материалах для деталей конструкции. Материалы выби­ раются с учетом габарита и веса конструкции, а также экономиче­ ских соображений в соответствии с требованиями к прочности и пластичности, во избежание трещинообразования. В зависимости от условий эксплуатации и ответственности конструкции назна­ чается экспериментальная проверка прочности и способности ма­

210


териалов деформироваться пластически согласно существующим и вновь разработанным техническим условиям.

Весьма трудоемким и продолжительным этапом проектирова­ ния оказывается конструктивная разработка деталей, узлов и объекта в целом. На этом этапе оптимальные результаты определяются на основе максимального использования аналитических решений, учета рекомендаций по совершенствованию геометрических форм узлов

идеталей, использования опыта постройки и эксплуатации пред­ шествующих аналогичных конструкций. Большое значение для рационального конструирования имеют натурные испытания де­ талей и узлов конструкций под нагрузкой с доведением их до нераз­ рушающего и разрушающего повреждения. Плохое, недостаточно продуманное проектирование, принятие неудовлетворительных кон­ структивных форм узлов, пренебрежение в проекте к вопросам тех­ нологии оказываются преимущественной причиной неразрушающих

иразрушающих повреждений конструкций и их деталей в случае перенапряжения и неблагоприятных физико-химических условий эксплуатации. В ранее рассмотренных примерах аварий кораблей, рыбопромысловых и других судов причиной аварий оказывалось главным образом плохое проектирование, в результате чего кон­

структивные формы узлов оказывались неудовлетворительными, а материал не подвергался своевременной проверке перед его исполь­ зованием. В указанных случаях нет достаточных оснований упре­ кать специалистов в неосведомленности по методам расчета проч­ ности с применением математического анализа или в допущенных расчетных ошибках. Однако приведенные соображения не проти­ вопоставляют задач конструирования и расчетов. Совмещение этих задач заостряет внимание специалистов на тех предельных состоя­ ниях, которые надо предупредить во избежание неожиданных ава­ рий при неблагоприятных условиях эксплуатации. Совершенствуя расчеты на прочность и охватывая ими все возможные предельные состояния, можно существенно усилить их эффективность как сред­ ства повышения надежности конструкций.

Характеристики предельных состояний напряженных деталей, создающих угрозу безаварийной эксплуатации конструкций под нагрузкой, а также условия прочности представляются соответ­ ствующей схемой (рис. 134).

Заключение

Автор надеется, что его работа будет содей­ ствовать повышению эффективности разработок конструкций, удо­ влетворяющих требованиям надежности в течение заданного срока эксплуатации при разных условиях.

14*

211


УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Б а л д и н В . А. О расчете стальных конструкций на хрупкую прочность. —

«Строительная механика

и расчет

сооружений». 1969,

№ 3, стр. 4—5.

2.

Б е л я е в С .

Е. Исследование прочности болтов при растяжении с переко­

сом. — «Заводская

лаборатория»,

1945,

№ 6.

в судостроении. Л., Суд-

3.

Б е л ь ч у к

Г. А., М а ц к е в и ч

 

В. Д. Сварка

промгиз, 1955.

 

 

 

 

 

 

4.

Б е н х э м П. П. Усталость металлов при сравнительно малом числе циклов

больших переменных нагрузок. — В кн.:

Усталость и выносливость металлов.

М., 1963, стр. 229—256.

К н о р и н г С .

Д. Прочность

и работоспособность кор­

5.

Б о й ц о в Г. В.,

пусных

конструкций. Л.,

«Судостроение»,

1972.

 

6.Б у б н о в И. Г. Дополнение к курсу строительной механики корабля. Под ред. П. Ф. Папковича. ЛПИ, 1930.

7.Б ы к о в В. А. Сопротивление конструкционной стали внецентренному ра­

стяжению. — «Заводская

лаборатория»,

1952, № 2;

стр. 228—232;

1958, № 9,

стр. 1116—1119.

В. А.

Пластичность и

прочность

конструкционной

стали. Л.,

8. Б ы к о в

Судпромгиз, 1959.

 

 

 

 

9. Б ы к о в

В. А., М а к а р о в Е. Г. О чувствительности к концентрации на­

пряжений при переменном нагружении. — Труды ЛКИ, 1972, вып. 75, стр. 21—26.

10. Б ы к о в

В. А., Н и к и ш и н а М. Л. Хрупкость стали, ее. связь с мало­

цикловой усталостью, расчет, предупреждающий

хрупкое

разрушение. — В

кн.:

Термопрочность

материалов и конструктивных

элементов,

вып. 5. Киев,

1969,

стр. 197—200.

В. А., П л е х а н о в Ю. В.,

Т о л м а ч е в В. А. О хрупком

11. Б ы к о в

разрушении палуб рыбоперерабатывающей базы «Спасск»— В кн.: Строительная механика корабля, вып. 74. (НТО Судостроения). Л., 1966, стр. 242—246.

12.Б ы к о в В. А., Р а з о в И. А., X у д о ж н и к о в а Л. Ф. Циклическая прочность судокорпусных сталей. Л., «Судостроение», 1968.

13.В а к о р и н В. О. Влияние концентраторов напряжений на коррозионно­

циклическую прочность

нержавеющей стали марки 0Х17Н6Т.— Труды ЛКИ,

1970, вып. 66, стр. 47—51.

14. В и н о к у р о в

В А. Вопросы расчета прочности сварных соединений,

работающих при низких температурах. — «Вестник машиностроения», 1970, № 11,

стр. 21—25.

 

 

 

 

15.

В о с к р е с е н с к и й И. Н. Коррозия и эрозия судовых гребных винтов.

Л., Судпромгиз, 1949.

Г.

Н. Пластическая выносливость судостроительной

16.

В с е в о л о д о в

стали. — Труды ЛКИ, 1959,

вып. 27, стр. 43—54.

 

17.

В с е в о л о д о в

Г. Н. О развитии трещины усталости. — В кн.: Цикли­

ческая прочность металлов. М., 1962, стр. 24—30.

Л.,

18.

Г л и к м а н

Л.

А.

Коррозионно-механическая прочность металлов.

Машгиз,

1955.

Л. А.,

К о с т р о в Е. Н., С у п р у н Л. А. Вопросы

кор­

19.

Г л и к м а н

розионно-механической прочности металлов. — Труды ЦНИИМФ, 1959, вып. 22. 20. Г л и к м а н Л. А., Ш е х о в ц е в Е. Д. Об изменении хрупкой прочности стали при циклической пластической деформации. — В кн.: Физика металлов и ме­

талловедение, 1966, т. 21, вып. 4, стр. 568—574.

212