Файл: Быков В.А. Пластичность, прочность и разрушение металлических судостроительных материалов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 4
Иногда детали с ограниченным ресурсом, эксплуатируемые под действием сравнительно высоких переменных напряжений, рассчи тываются на долговечность по предельному числу циклов. Пред положим, что задано стационарное напряжение о, превышающее предел выносливости и предельное число циклов до разрушения N. Из-за более заметного рассеяния предельной долговечности по сравнению с предельным циклическим напряжением, коэффициент запаса по долговечности kR рекомендуется назначать выше, чем коэф фициент запаса прочности k. Можцо руководствоваться зависи
мостью &д = |
k™, принимая |
т ^ 4 . При этом |
условии |
значе |
ние kR будет |
находиться в |
пределах от 5 до 10. |
В случаях |
значи |
тельного разброса экспериментальных данных по усталости коэф фициент запаса по долговечности кл для осторожного расчета дости гает 20. При требуемом сроке эксплуатации детали в течение п циклов условие долговечности представится неравенством kRn йс; N.
В случае нестационарного режима нагружения детали при задан ных уровнях эксплуатационных напряжений alt о2, а3 . . . можно за меру повреждения принимать соответствующие циклические пробеги п4, п 2, п3 . . . , отнесенные к числам циклов до разруше
ния JVj, N 2, N з . . . |
По кривой выносливости (см. рис. 133) п1 << N 1} |
|
п 2 < N 2, п3 </V 3, |
и4 < jV4. Рассматривая |
эксплуатационные от |
носительные долговечности -~-<l,-j^- < 1, |
1, -^f<C 1, прини |
маем, что каждая из них свидетельствует о накоплении усталостного повреждения в связи с циклическим действием напряжений. При нескольких уровнях напряжений и их многократном чередовании в случайной последовательности, для практических расчетов удовле творительный результат дает линейное суммирование накопленных повреждений. На основании изложенного условие долговечности
переменно-напряженной детали при коэффициенте запаса |
1 |
можно представить неравенством |
|
Пример 4. Пусть деталь работает при нестационарном режиме нагружения. Уровни эксплуатационных напряжений, эксплуатационные циклические про беги п и предельные долговечности N заданы:
а 4 |
= |
35 кгс/мм2; |
« 1 |
= |
2-102; |
Л^х |
= 2 ■104; |
сг2 |
= |
30 кгс/мм2; |
п г = |
5 • 102; |
N2 |
= 7 ■101; |
|
сг3 = |
25 кгс/мм2; |
п3= |
3 • 103; |
N3 |
= 2 ■10б; |
||
ст4 = |
20 кгс/мм2; |
n4 |
= |
104; |
Л/4 |
= 8-106. |
При коэффициенте запаса йд = 20 проверить запас усталостной долговечности.
Р е ш е н и е . |
Находим суммарную относительную долговечность, |
умноженную |
|||||||
на коэффициент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
Ъ |
_ о л / 2 . 1 0 2 |
, 5-ю 2 |
, |
3-103 |
, |
104 |
\ |
|
д Z j |
Nt ~ |
\ 2-104 |
"г" 7 -104 |
' t_ |
2 1 0 s |
"f* |
8■ 106 |
) |
~ |
= 20(10-2+ 0,7.10-2+ 1,5.10-2+ 1,25-10~2) = 0,89 < 1.
Это означает, что условие долговечности удовлетворяется.
207
[Предельное напряженно-деформиро |
ванное состояние детали |
Рис. 134. Предельные |
и расчеты прочности. |
|
т |
14 в. А. Быков |
209 |
В общем случае нестационарная напряженность представляется не отдельными уровнями напряжений, а вероятностным распреде лением, которое описывается аналитически. Сведения о распреде лениях эксплуатационных нагрузок и вызываемых ими напряжениях для конструкций разного назначения указываются в специальной литературе. Аналитические решения, проведенные с целью уста новления предельных долговечностей судовых конструкций и, в част ности, сроков их надежной эксплуатации, рассмотрены В. В. Екимовым и другими авторами [28], [37], [45].
§ 50
Меры предупреждения повреждений конструкций, эксплуатируемых при действии напряжений
Существующие представления о пластичности, прочности и раз рушении металлических конструкционных материалов имеют важ ное значение для обоснованного принятия инженерных решений в такой важной для техники области, как проектирование. Цель проектирования состоит прежде всего в принципиальной разработке конструкции определенного назначения, например сооружения, транспортного средства, машины, технологического оборудования. Проектированием предусматривается возможность постройки и из готовления конструкции без повреждений от технологических воз действий. При проектировании назначаются эффективные пробные испытания узлов конструкции под нагрузкой. Пробная нагрузка должна быть достаточной для выявления дефектов и получения га рантии безаварийной эксплуатации. Но она не должна быть чрез мерной, во избежание неоправданных повреждений деталей. По строенная и эксплуатируемая конструкция должна обладать надеж ностью и долговечностью, а также живучестью, т. е. способностью
работать в поврежденном состоянии при аварийных |
условиях. |
На долговечность отрицательно влияют коррозионный, |
эрозион |
ный и другие виды поверхностного износа деталей. Иногда долго вечность, заложенная в конструкции, не реализуется полностью. Это бывает при допущенном просчете в оценке как физико-хими ческих свойств среды в условиях эксплуатации, так и силовых и температурных воздействий. Предельные состояния, характери зуемые потерей устойчивости сжатых элементов в связи с их не достаточной жесткостью, не рассмотрены; эти вопросы достаточно самостоятельны и описаны в работах авторитетных специалистов
вэтой области [54].
Вначальной стадии проектирования обычно рассматривается
вопрос о материалах для деталей конструкции. Материалы выби раются с учетом габарита и веса конструкции, а также экономиче ских соображений в соответствии с требованиями к прочности и пластичности, во избежание трещинообразования. В зависимости от условий эксплуатации и ответственности конструкции назна чается экспериментальная проверка прочности и способности ма
210
териалов деформироваться пластически согласно существующим и вновь разработанным техническим условиям.
Весьма трудоемким и продолжительным этапом проектирова ния оказывается конструктивная разработка деталей, узлов и объекта в целом. На этом этапе оптимальные результаты определяются на основе максимального использования аналитических решений, учета рекомендаций по совершенствованию геометрических форм узлов
идеталей, использования опыта постройки и эксплуатации пред шествующих аналогичных конструкций. Большое значение для рационального конструирования имеют натурные испытания де талей и узлов конструкций под нагрузкой с доведением их до нераз рушающего и разрушающего повреждения. Плохое, недостаточно продуманное проектирование, принятие неудовлетворительных кон структивных форм узлов, пренебрежение в проекте к вопросам тех нологии оказываются преимущественной причиной неразрушающих
иразрушающих повреждений конструкций и их деталей в случае перенапряжения и неблагоприятных физико-химических условий эксплуатации. В ранее рассмотренных примерах аварий кораблей, рыбопромысловых и других судов причиной аварий оказывалось главным образом плохое проектирование, в результате чего кон
структивные формы узлов оказывались неудовлетворительными, а материал не подвергался своевременной проверке перед его исполь зованием. В указанных случаях нет достаточных оснований упре кать специалистов в неосведомленности по методам расчета проч ности с применением математического анализа или в допущенных расчетных ошибках. Однако приведенные соображения не проти вопоставляют задач конструирования и расчетов. Совмещение этих задач заостряет внимание специалистов на тех предельных состоя ниях, которые надо предупредить во избежание неожиданных ава рий при неблагоприятных условиях эксплуатации. Совершенствуя расчеты на прочность и охватывая ими все возможные предельные состояния, можно существенно усилить их эффективность как сред ства повышения надежности конструкций.
Характеристики предельных состояний напряженных деталей, создающих угрозу безаварийной эксплуатации конструкций под нагрузкой, а также условия прочности представляются соответ ствующей схемой (рис. 134).
Заключение
Автор надеется, что его работа будет содей ствовать повышению эффективности разработок конструкций, удо влетворяющих требованиям надежности в течение заданного срока эксплуатации при разных условиях.
14* |
211 |
УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ
1. |
Б а л д и н В . А. О расчете стальных конструкций на хрупкую прочность. — |
||||||
«Строительная механика |
и расчет |
сооружений». 1969, |
№ 3, стр. 4—5. |
||||
2. |
Б е л я е в С . |
Е. Исследование прочности болтов при растяжении с переко |
|||||
сом. — «Заводская |
лаборатория», |
1945, |
№ 6. |
в судостроении. Л., Суд- |
|||
3. |
Б е л ь ч у к |
Г. А., М а ц к е в и ч |
|
В. Д. Сварка |
|||
промгиз, 1955. |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Б е н х э м П. П. Усталость металлов при сравнительно малом числе циклов |
||||||
больших переменных нагрузок. — В кн.: |
Усталость и выносливость металлов. |
||||||
М., 1963, стр. 229—256. |
К н о р и н г С . |
Д. Прочность |
и работоспособность кор |
||||
5. |
Б о й ц о в Г. В., |
||||||
пусных |
конструкций. Л., |
«Судостроение», |
1972. |
|
6.Б у б н о в И. Г. Дополнение к курсу строительной механики корабля. Под ред. П. Ф. Папковича. ЛПИ, 1930.
7.Б ы к о в В. А. Сопротивление конструкционной стали внецентренному ра
стяжению. — «Заводская |
лаборатория», |
1952, № 2; |
стр. 228—232; |
1958, № 9, |
|
стр. 1116—1119. |
В. А. |
Пластичность и |
прочность |
конструкционной |
стали. Л., |
8. Б ы к о в |
|||||
Судпромгиз, 1959. |
|
|
|
|
|
9. Б ы к о в |
В. А., М а к а р о в Е. Г. О чувствительности к концентрации на |
пряжений при переменном нагружении. — Труды ЛКИ, 1972, вып. 75, стр. 21—26.
10. Б ы к о в |
В. А., Н и к и ш и н а М. Л. Хрупкость стали, ее. связь с мало |
|||
цикловой усталостью, расчет, предупреждающий |
хрупкое |
разрушение. — В |
кн.: |
|
Термопрочность |
материалов и конструктивных |
элементов, |
вып. 5. Киев, |
1969, |
стр. 197—200. |
В. А., П л е х а н о в Ю. В., |
Т о л м а ч е в В. А. О хрупком |
||
11. Б ы к о в |
разрушении палуб рыбоперерабатывающей базы «Спасск»— В кн.: Строительная механика корабля, вып. 74. (НТО Судостроения). Л., 1966, стр. 242—246.
12.Б ы к о в В. А., Р а з о в И. А., X у д о ж н и к о в а Л. Ф. Циклическая прочность судокорпусных сталей. Л., «Судостроение», 1968.
13.В а к о р и н В. О. Влияние концентраторов напряжений на коррозионно
циклическую прочность |
нержавеющей стали марки 0Х17Н6Т.— Труды ЛКИ, |
1970, вып. 66, стр. 47—51. |
|
14. В и н о к у р о в |
В А. Вопросы расчета прочности сварных соединений, |
работающих при низких температурах. — «Вестник машиностроения», 1970, № 11,
стр. 21—25. |
|
|
|
|
|
15. |
В о с к р е с е н с к и й И. Н. Коррозия и эрозия судовых гребных винтов. |
||||
Л., Судпромгиз, 1949. |
Г. |
Н. Пластическая выносливость судостроительной |
|||
16. |
В с е в о л о д о в |
||||
стали. — Труды ЛКИ, 1959, |
вып. 27, стр. 43—54. |
|
|||
17. |
В с е в о л о д о в |
Г. Н. О развитии трещины усталости. — В кн.: Цикли |
|||
ческая прочность металлов. М., 1962, стр. 24—30. |
Л., |
||||
18. |
Г л и к м а н |
Л. |
А. |
Коррозионно-механическая прочность металлов. |
|
Машгиз, |
1955. |
Л. А., |
К о с т р о в Е. Н., С у п р у н Л. А. Вопросы |
кор |
|
19. |
Г л и к м а н |
розионно-механической прочности металлов. — Труды ЦНИИМФ, 1959, вып. 22. 20. Г л и к м а н Л. А., Ш е х о в ц е в Е. Д. Об изменении хрупкой прочности стали при циклической пластической деформации. — В кн.: Физика металлов и ме
талловедение, 1966, т. 21, вып. 4, стр. 568—574.
212