ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
подбором соответствующих легирующих добавок в стали (например, никеля, хрома, меди), благодаря которым она приобретает свойство не ржаветь;
приданием профилю и конструкции соответствующей формы; изолированием поверхности металла от корродирующего агента.
В наших условиях нержавеющие стали для стальных конструкций применяются довольно редко из-за их высокой стоимости. Большие воз можности имеет проектировщик в области формирования конструкций, уменьшая таким образом опасность коррозии.
Изолирование поверхности металла от корродирующего агента мо жет быть достигнуто:
покрытием стали тонким слоем защитного металла, устойчивого к действию корродирующих агентов, путем погружения элементов конст рукции в расплавленный металл, гальванизации, цементации или метал лизации напылением;
изменением поверхностного слоя металла химическим способом, на пример образованием на поверхности металла слоя окисла путем окси дирования, фосфатирования и т. п.;
покрытием поверхности металла слоем жира или масла; покрытием металла защитной оболочкой из краски, лака или синте
тического материала; покрытием металла битумными составами;
применением бетонного защитного слоя (15 мм). Рассмотрим важнейшие из этих проблем.
Выбор формы стальных конструкций. Можно сказать, что потери, вызванные коррозией, значительно больше потерь, обусловленных меха ническими факторами. Подбирая тип конструкции и проектируя отдель ные элементы, проектировщик руководствуется условиями прочности, жесткости и устойчивости, не принимая обычно во внимание проблемы, связанные с соответствующим подбором форм конструкций и ее элемен тов, сводящих к минимуму влияние коррозии.
Наибольшее влияние коррозии независимо от среды наблюдается в конструкциях покрытия (стропильных фермах, прогонах, связях), кото рые обычно состоят из элементов с тонкими стенками.
В значительно меньшей степени подвержены коррозии подкрановые балки и опоры, обычно состоящие из элементов с более толстыми стен ками. Большая стойкость против коррозии опор объясняется также их вертикальным положением, затрудняющим осаждение на конструкции пыли.
Основной задачей при проектировании стальных конструкций явля ется такой подбор профилей в конструкции, при котором она в возмож но меньшей степени будет подвержена воздействию коррозии. Поэтому важной задачей является изучение влияния формы элементов конструк ции на стойкость против коррозии*.
* К о ш и н И. И. Экспериментальное изучение влияния конструктивной формы эле ментов стальных конструкций на стойкость против атмосферной коррозии. Сборник трудов, № ю, Моек. инж.-строит, ин-т им. В. В. Куйбышева. М., Госстройиздат, 1956.
38
На рис. 2-10 приведены цифровые данные, показывающие влияние коррозии на различные типы стальных профилей с обозначением потерь массы контрольных образцов в граммах на разных отрезках элементов. На рисунке видно, как неравномерно распределяется коррозия в сече ниях различных профилей.
Сравнение этих результатов с помощью относительного коэффициен та скорости коррозии S0 приводится на рис. 2-11. Относительный коэф фициент скорости коррозии S 0 определяется по формуле
S0 = — . |
(2-6) |
Vr |
основе разницы в массе об |
гдё и, — скорость коррозии элементов, определенная на |
|
разцов до и после испытания; vr— скорость коррозии |
элемента трубчатого сечения, |
с которым сравнивались образцы. |
|
Результаты испытаний обтекания воздухом исследуемых профилей приведены на рис. 2-12 и 2-13. На рис. 2-12 дано время, необходимое для испарения слоя влаги,, покрывающей профиль; на рис. 2-13 приведены значения относительного коэффициента скорости испарения влаги С0, определяемого по формуле
|
Со = |
- f , |
|
|
(2-7) |
где ti |
— максимальное время, необходимое |
*Г |
полного |
испарения влаги |
с профиля; |
для |
|||||
tT— время, необходимое для испарения влаги с |
элемента |
трубчатого сечения, с кото |
|||
рым сравниваются образцы. |
|
|
|
|
|
Проведенные эксперименты показывают следующее: |
|
||||
а) |
интенсивность коррозии зависит от формы профиля; |
|
|||
б) |
величина коррозии на разных участках профиля различна; |
||||
в) |
лучшими являются замкнутые и обтекаемые профили, |
не имею |
39
щие участков, задерживающих влагу, т. е. профили трубчатые, двухстенчатые коробчатые или с наклонными стенками;
г) худшими профилями являются составленные из двух уголковых профилей, двутавров с широкими полками и т. п.
Интересные результаты получены при исследовании стойкости про тив коррозии пролета эстакады размером / = 1 8 м при различных кон структивных решениях (рис. 2-14—2-17).
Рис. 2-11. |
Рис. 2-13. |
Рис. 2-11. Результаты влияния корро зии [118]
Рис. 2-12. Сравнение времени, необ ходимого для испарения влаги из профилей [118]
Рис. 2-13. Коэффициенты скорости испарения влаги [118]
Рис. 2-12.
Были рассмотрены следующие конструкции: решетчатая, вантовая и со сплошным сечением.
Р е ш е т ч а т а я с и с т е м а решена в 15 вариантах (рис. 2-14):
в варианте 1 пояса выполнены из двух уголковых профилей (со щелью);
вварианте 2 решетка изготовлена из профилей коробчатого типа;
вварианте 3 пояса из тавров;
вварианте 4 верхний пояс из тавра, нижний — из уголкового профи ля, поставленного вершиной кверху;
вварианте 5 верхний пояс из тавра, остальные элементы из труб;
вварианте 6 решетка выполнена целиком из труб;
ввариантах 7—10 верхний пояс работал также на изгиб (в варианте 7 верхний пояс выполнен из половины двутавра, остальные элементы из труб, в варианте 8 верхний пояс из тавра, остальные элементы из труб;
вварианте 9 верхний пояс из швеллера, а нижний из углового профиля;
вварианте 10 вся решетка выполнена из труб);
вариант 11 представляет собой вантовую конструкцию; верхний пояс выполнен из половины двутавра, остальные элементы изготовлены из стержней круглого сечения;
в варианте 12 показана двутавровая балка; вариант 13 характеризует прогон со сплошным сечением и нижним
поясом из уголкового профиля;
вварианте 14 показан коробчатый профиль;
вварианте 15 дана балка с поясами из труб.
Сравнение конструктивных решений проводилось на стойкость против коррозии (рис. 2-14), определяемой коэффициентом прочности:
S ~ S0 -а0, |
(2-8) |
где S0 — относительный коэффициент скорости коррозии; |
а0— коэффициент компакт |
ности сечения. |
|
На рис. 2-15 сопоставляется масса 1 м конструкции разных вариан тов, а на рис. 2-16.— процент изменения стоимости 1 м конструкции по отношению к конструкции из труб.
На рис. 2-17 сопоставляется стоимость нанесения защитных покрытий в рассматриваемых вариантах конструкции.
На основе этих исследований сделаны следующие выводы:
1. Наиболее стойка перед коррозией решетка из труб. Показатель прочности для нее в 2—2,5 раза больше, чем показатель прочности ре шетки, выполненной из уголковых профилей. Эта конструкция также не много легче, в то же время стоимость его выполнения почти на 4% выше. Однако следует обратить внимание на то, что показатель стоимо сти защитного покрытия здесь в 2 раза меньше соответствующего пока зателя для решетки, выполненной из уголковых профилей.
2.В решениях со сплошной стенкой большую прочность (в 1,4 раза) имеет балка коробчатого сечения, чем двутавровая. Стоимость антикор розионных оболочек для такой балки тоже меньше (в 1,4 раза), но мас са и стоимость изготовления больше в балке коробчатого сечения.
3.Сплошные конструкции лучше решетчатых, кроме трубчатых кон струкций.
4— 1021 |
41 |
Т А Б Л И Ц А 2-10.
Сечение
J L
M65*6S*6
JL
Л\.75*75*6
JL90*90*8
ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА W |
|
|
|
||
Площадь, смг |
|
Площадь, см* |
|
||
|
|
W |
Сечение |
|
|
|
|
|
.100 |
|
|
15,1 |
11,3 |
0,75 |
14 |
10,98 |
0,785 |
|
|
|
100*6 |
|
|
|
|
|
100*8 |
|
|
|
|
C |
f l |
|
|
17,56 |
13,15 |
0,75 |
17,6 |
13,68 |
0,776 |
|
|
160*6 |
|
|
|
|
|
Ю0*6 |
|
|
180
28 |
22,7 |
0,81 |
27,4 |
22,71 |
0,827 |
180*8
150*10
|
|
1 |
200 |
1 |
|
|
|
|
|
____ L |
|
25,71 |
|
||
31,2 |
25,15 |
0,81 |
|
§ |
31 |
0,83 |
|
JU00-100*8 |
|
|
200*8 |
|
|
|
|
|
|
|
/50*10 |
|
|
|
Обширные исследования скорости коррозии в разных узлах ферм (рис. 2-18) провел Н. М. Воронов*, сравнивая относительные коэффици енты скорости коррозии S0 и коэффициенты равномерности коррозии R.
В табл. 2-10 приведены значения коэффициента W, характеризующие стойкость против влияния коррозии, для различных профилей:
W = |
, |
(2-9) |
* В о р о н о в Н. М. Влияние конструктивной формы узлов |
ферм строительных |
стальных конструкций на стойкость против атмосферной коррозии. МИСИ им. В. В. Куй бышева, 1958.
42