Файл: Практическое задание. Слушатель Зацепин В. Е.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание . Слушатель Зацепин В.Е.

Задание 1. На основе материала, представленного в материалах лекции, опишите методику организации комплексной тренировки на период 2 месяца. Для придания конкретики, можете выбрать уровень квалификации спортсмена самостоятельно. Результат оформите в свободной форме.

Задание 2. Как Вы считаете, как соблюсти баланс в подготовке спортсмена высокого уровня? Как учесть психологические и физиологические особенности спортсмена? Какие факторы (внешние, внутренние) создают наибольшие трудности в процессе тренировки?

Дайте развернутый ответ на основе материала лекции, а также Ваших суждений.

Задание 3. Используя материал лекций, создайте краткое руководство для тренеров, в котором пошагово будет раскрыт процесс организации и планирования психологической составляющей тренировки спортсмена (любого вида спорта, на Ваш выбор).

Результат оформите в любой удобной для Вас форме.

1.Комплексные занятия по физической подготовке, проводимые с целью более эффективного овладения техникой физических упражнений, приемов и действий, развития основных физических качеств, наиболее результативны, если они содержат средства физической подготовки из всех ее тем.

Комплексные занятия организуются и проводятся в составе группы продолжительностью один или два учебных часа. Основная часть комплексного занятия проводится по следующим вариантам, включающим в себя упражнения из двух-трех тем учебных занятий:

атлетическая подготовка, рукопашный бой, ускоренное передвижение; преодоление полосы препятствий, метание гранат, ускоренное передвижение (бег на

средние и длинные дистанции);

ускоренное передвижение (бег на короткие дистанции), атлетическая подготовка, спортивные игры;

рукопашный бой, атлетическая подготовка, спортивные игры. Наиболее распространены три разновидности комплексных занятий:

По двум и более темам физической подготовки (например, часть занятия - атлетическая подготовка, другая - ускоренное передвижение и легкая атлетика).

Часть занятия по упражнениям из нескольких тем с разносторонней направленностью, другая - по упражнениям из одной темы физической подготовки (например, первая часть занятия - выполнение ранее изученных гимнастических упражнений, приемов рукопашного боя, а затем - преодоление препятствий и метание гранат).

Комплексное занятие по упражнениям из нескольких тем физической подготовки с разносторонней направленностью (разучивание и тренировка на 2-4 местах легкоатлетических упражнений, приемов
преодоления препятствий и рукопашного боя, поднимание и переноска тяжестей).

Две первые разновидности (формы) комплексных занятий применяются для обучения слушателей 1-2 курсов в учреждениях образования в одном двухчасовом занятии. При этом комплексируются:

атлетическая подготовка со спортивными играми;

атлетическая подготовка с ускоренным передвижением;

атлетическая подготовка с рукопашным боем;

рукопашный бой с преодолением препятствий и метанием гранат;

атлетическая подготовка с преодолением препятствий и метанием гранат.

В каждом таком комплексном занятии проводятся две подготовительные, две основные и заключительная часть занятия.

Третью разновидность комплексных занятий рекомендуется проводить на первом часу двухчасового занятия; выполнить ранее изученные легкоатлетические, гимнастические упражнения и приемы рукопашного боя, а на втором - спортивные игры. Такая разновидность весьма эффективна и при проведении одночасовых занятий по физической подготовке.

Значительное количество упражнений, приемов и действий большинство учащихся освоили ранее в учебных заведениях, поэтому даже небольшого времени (20-25 мин)

достаточно для интенсивной тренировки, а затем - проведение двухсторонних игр, например, по волейболу, баскетболу, мини-футболу, настольному теннису по упрощенным правилам.

Большой эффект в поддержании высокого уровня развития скоростно-силовых качеств в процессе проведения комплексных занятий достигается за счет применения метода круговой тренировки в первой части учебного занятия или после спортивных игр перед заключительной частью.

Сущность круговой тренировки заключается в последовательном выполнении занимающимися несложных, ранее хорошо изученных физических упражнений для различных групп мышц на 6-8 учебных местах, расположенных по кругу или в виде другой замкнутой геометрической фигуры (прямоугольник, квадрат и т. п.). Места выполнения упражнений, называемые учебными точками, размечаются наглядными пособиями (табличками) с номерами, символами или рисунками упражнений, которые надо выполнять, и направлениями дальнейшего перехода.

Количество кругов и мест выполнения упражнений в одном занятии, время выполнения и пауз отдыха может изменяться в зависимости от задач тренировки, уровня подготовленности занимающихся, сложности выполняемых упражнений.



По своему содержанию каждое комплексное занятие имеет определенную направленность.





Эффективность учебных занятий при различном комплексировании средств физической подготовки зависит не только от способа подбора упражнений и чередования занятий, но и от количества упражнений в занятии, изменения последовательности тренировки упражнений в одном занятии.

Необходимо помнить, что на первоначальном этапе обучения любая организация физической тренировки, проводящаяся иногда даже с нарушениями методических принципов, обеспечивает значительное повышение результатов. Это объясняется тем, что на первом этапе тренировки средний уровень подготовленности подразделений растет в основном за счет больших сдвигов у лиц с очень слабой подготовкой и практически при отсутствии улучшений или даже снижении показателей у лиц с высоким исходным уровнем развития физических качеств. На последующих этапах такой путь повышения средних показателей невозможен и достижение каждой новой ступени физической тренированности, если не будут меняться принципы такой тренировки, потребует непропорционально больших объемов учебного времени, что в настоящих условиях боевой подготовки войск невозможно.

На первоначальном этапе физической подготовки для широкого использования явлений переноса физических качеств тренировочный процесс целесообразно строить также на основе комплексных занятий, включая в них различные по своей структуре упражнения, развивающие разные физические качества. В результате развитие сразу нескольких физических качеств будет значительнее, чем в случае развития каждого физического качества в отдельности на определенном этапе (периоде) обучения.

Первоначальный период комплексной физической тренировки обязательно должен заканчиваться оценкой пропорциональности развития физических качеств, как базы для овладения сложными двигательными навыками. Общим правилом при планировании физической нагрузки на тренировочном занятии должно быть соответствие ее величины с текущим уровнем максимальных возможностей проявления того или иного качества занимающегося. Поэтому занимающийся должен твердо знать результаты периодических проверок физических качеств. Например, ряд занимающихся в день проверки выполнил 9-10 подтягиваний на перекладине. Это и будет на определенный отрезок тренировочных занятий уровнем их максимальных возможностей для данного упражнения и ориентиром при планировании силовой нагрузки на занятия.


Примерные 8 недельные планы тренировок бегунов на 100-200метров для I разрядника / январь-февраль/

Понедельник: скоростно-силовая подготовка

1.Разминка, бег 1000метров, Общеразвивающие упр. беговые упр.1х 50м, ускорение Зхб0

2.Повторный бег 2х80 на технику

З. Упражнения на расслабление на гимнастической стенке, для рук, брюшного пресса, для мышц спины.

4.Заминка легкий бег

Среда: силовая подготовка

1.Упражнения для стопы с гирей 5кг,

2.Упражнения для рук с блинами 2,5кг с мешком прыжковые упр.

З. Упражнения для мышц брюшного пресса, спины, упр. для развития гибкости.

4.Заминка легкий бег

Пятница: скоростная выносливость

1.Общеразвивающие упр. беговые упр.1х 50м,

2.Переменный бег 8-10х30м,

через 30м л/б, 5хбОм через б0 л/б

З. Упражнения барьериста.

4. Упражнения для мышц брюшного пресса, спины, упр. для развития гибкости.

5.Заминка легкий бег

Суббота: скоростная, совершенствование техники бега

1.Разминка, бег 1000 метров, Общеразвивающие упр. беговые упр. 1х50м, ускорение ЗкбОм3х60м

2.Бег с н/старта 5х10м,5х15м, 5х50м,

3.Бег с н/старта в парах с сопротивлением/ резина/ 5х1 5м

4.Прыжковый бег через набивные мячи.

5.Силовые упр. в парах

6. Заминка: баскетбол волейбол

Таким образом, планирование подготовки состоит из точного (в соответствии с задачами тренировки) выбора основных средств и методов и распределения их по дням недельного цикла, подбора недельных циклов, определенной направленности на этапах, определение нагрузок на этапы, определение нагрузок по этапам, периодам и за год. Разумное варьирование объема, интенсивности нагрузок, регулирование психического напряжения, обеспечение необходимого соотношения основных тренировочных средств и методов, а также оптимального соотношения между функциональными возможностями спортсменов и тренировочной нагрузкой и составляют систему управления процессом подготовки спортсменов.

2. Спортсмены высокой квалификации, как правило, имеют примерно равный уровень мастерства. В таких условиях преимущество одних спортсменов над другими достигается за счет нахождения индивидуальных резервов наращивания спортивных результатов. Реализация таких резервов возможна при индивидуализации подготовки спортсменов. Так как в спорте высших достижений возрастает роль психологических факторов, регулирующих эффективность деятельности спортсменов, источником их прогресса становятся индивидуальные программы психологического обеспечения подготовки. Разработка эффективных программ индивидуализации психологичес­кого обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов возможна на основе целостного представления о регулирующем влиянии индивидуально-психологических свойств человека на его поведение, это деятельность.


Эффект подготовки спортсмена повышается при умелом использовании факторов, влияющих на результативность тренировки и соревнований. Рассмотрим основные из них. Условия внешней среды. При соответствующем регулировании воздействий внешней среды (атмосферное давление, тем­пература, содержание кислорода и др.) условия проведения спортивной тренировки и подготовительных соревнований мо­гут рассматриваться как средства подготовки спортсмена. Они оказывают существенное влияние, как на состояние текущей работоспособности спортсмена, так и на динамику его работо­способности. Гигиенические факторы. Места проведения занятий и со­ревнований (освещенность, вентиляция и др.) должны соответ­ствовать требованиям гигиены. Эти факторы постоянны и обя­зательны в тренировке спортсменов. Другие гигиенические факторы (массаж, самомассаж, искусственная аэроионизация и др.) используются для оперативного воздействия на динамику работоспособности спортсмена в ходе тренировки или соревно­ваний или сразу по их окончании. Материально-технические средства. Они тесным образом взаимосвязаны со средствами и методами спортивной трени­ровки, способами ведения соревновательной борьбы. К ним от­носятся спортивная форма и инвентарь, тренажерные устрой­ства, контрольная и информационная аппаратура и др. Разработка и внедрение в тренировочный процесс новых мате­риально-технических средств позволяют улучшить контроль и управление эффектом тренировочных и соревновательных на­грузок, а также сам эффект.

— вещества, способствующие нормальному функциониро­ванию организма при напряженной работе (витаминные комп­лексы, питательные смеси и др.), которые вводятся в рацион питания спортсмена;

— электростимуляция (электрическое раздражение отдельных мышечных групп, вызывающее более значительную сте­пень их сокращения, чем при произвольном сокращении, что стимулирует развитие мышечного аппарата);

— барокамера и термокамера (выполнение физических упражнений в искусственных условиях внешней среды, позволяющих дозировать изменение давления, температуры, содер­жания кислорода в воздухе).

Необходимо отметить, что использование перечисленных и других средств, применяемых с целью усиления соб­ственно тренировочных воздействий либо для ускорения вос­становительных процессов, должно подчиняться логике трени­ровочного процесса. Если в нем преследуется цель воспитания выносливости, целесообразно применять дополнительные фак­торы, усиливающие функциональные сдвиги в организме, а факторы, облегчающие выполнение тренировочной работы, ока­зываются лишними, ненужными. Напротив, если тренировоч­ные упражнения вызывают достаточно глубокое утомление, необходимо привлекать дополнительные средства восстановле­ния. Человек,