Файл: Бекнев В.С. Газовая динамика газотурбинных и комбинированных установок учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ния выбирают в зависимости от осредняемой величины и располо­ жения сечения замеров в данном агрегате (компрессоре, турбине,

камере

сгорания и т. п.).

 

 

 

 

 

Наиболее простым методом осреднения измеренных величии,

который широко применяется

в

практике, является осреднение

по площади поперечного сечения и по расходу.

 

Например, средняя величина полного давления по площади

поперечного сечения

канала может быть

найдена как

 

 

 

P% =

 

-y\p*dF,

 

 

 

 

 

 

F

 

 

 

где F — площадь поперечного сечения канала в мерном сечении;

р* — замеренное полное давление.

 

 

Для

кольцевого

сечения

 

 

 

 

 

 

F = n(rl — r\),

a

dF =

rdrdy,

 

где г 2

и гг — соответственно

наружный

и внутренний радиусы

кольцевого сечения;

ф — центральный угол.

 

Если измерения в мерном сечении кольцевого канала произ­

ведены вдоль нескольких радиусов, то заменив dtp конечным

углом

между этими радиусами Аср =

2л/і,

где і — число радиусов,

вдоль

которых производится замер,

получим выражение для определе­

ния полного давления в виде

_ ^

Средняя величина полного давления по расходу в мерном сече­ нии

P'p = -fi- \ P*pvndF,

 

 

F

 

 

где G — массовый

расход рабочего тела в канале; р* — замерен­

ное полное давление; р — плотность рабочего тела в месте

замера;

ѵп — нормальная

(расходная)

составляющая

скорости

потока

в месте замера; F — площадь

канала.

ѵп и плотность р

Нормальную составляющую скорости потока

в месте замера определяют по полному и статическому давлениям и температуре торможения в том же месте с помощью газодинами­ ческих функций и характеристического уравнения состояния.

Расход газа в мерном сечении

 

G = J

pvndF,

F

 

тогда среднее полное давление

 

_[

p*pvndF

370


а для каналов, если измерения произведены вдоль нескольких радиусов, соответственно:

S1 F \P*pvndF

(342)

S1 Fj' pan dF

И Л И

Pep

Опыт показывает, что неравномерность поля плотностей во много раз меньше неравномерности поля скоростей, поэтому очень часто неравномерностью плотности в мерном сечении пренебрегают, В этом случае в приведенных выше выражениях для осреднения по расходу плотность исключают.

Описанные выше методы осреднения неравномерных потоков позволяют лишь приблизительно определить энергетические ха­ рактеристики таких потоков. Поэтому при расчете течений, где интересуются величиной потерь энергии, необходимо пользоваться методами осреднения потоков по энтропии или импульсам. Выбор того или иного метода зависит от конкретных условий дальней­ шего использования потоков. Применение метода осреднения по импульсам не всегда возможно. Остановимся на методе осреднения неравномерных потоков по энтропии.

При осреднении по энтропии в исходном и осредненном потоке сохраняется равенство расхода рабочего тела через канал, пол­ ного теплосодержания (для вычисления подвода энергии) и энтро­ пии (для вычисления потерь). Для осреднения по энтропии необхо­ димо непосредственно измерить температуру торможения потока Т*, полное и статическое давление p*, р и два угла, определяющие направление скорости потока, замеренные специальными зондами. Тогда, если известен расход рабочего тела через канал, замеренный с помощью дроссельных устройств или вычисленный по газодина­ мическим функциям из условия равенства расхода в обоих потоках

F

то получим формулу для определения средней расходной скорости:

где р с р = р*е (À, k).

24*

371


Из условия равенства энтропии средняя энтропия потока

F

где

k

y * к 1

s^Rlnl--;—,

a из условия равенства теплосодержания среднее теплосодержание потока

<• = (• + £ + * ) - ( < + £ ) .

где e — внутренняя энергия единицы массы рабочего тела. В ре­ зультате можно определить осредненные величины потока

и

J cp

 

С

!

Pcp

s CD

K

SCD 1С \ k

 

-~

6 Л

Wcpj

Я

 

1

',-r,

 

=

ER. / * \ — — - = =

ER. / 'C p

Cp

При отсутствии теплообмена с окружающей средой (Г* = const)

lnpcp = — ^pvn\np* dF,

F

т. е. при осреднении по энтропии осреднять по расходу следует не полное давление, а его логарифм. Для каналов, в которых измере­ ния выполняют на нескольких радиусах, формула принимает вид

2 \pvn\np*dF

1 F

\пр, ср

2 1 p t v

"\ F

ИЛИ

^J pti„ In p*rdr

In pep =

J~T2

(343)

^ [ pvnrdr

i ô

Интегралы в формулах (361)—(363) при вычислении осреднеиного полного давления и скорости в кольцевых каналах могут быть вычислены в средней части соответствующих эпюр полного давления и скорости (между точками измерения J3, рис. 204) планиметрированием или численным методом. Для вычисления этих интегралов на участках кг и h2 около стенок необходимо знать

372


закон изменения скорости и полного давления на этих участках. Несмотря на то, что эти участки обычно невелики, они оказывают, существенное влияние на вычисляемую величину потерь в каналах.

В пределах применимости формул Блазиуса для расчета сопро­ тивлений гладкой трубы (Re 105) применяют степенной закон изменения скорости на этих участках (закон корня седьмой сте­ пени):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

j

_

 

 

 

( r2 r\

j _

 

 

 

 

 

 

 

_Ü2_ =

(

r

r l

) 1

J!>L

7

 

 

 

где

vnl

и

v,a

— нормальные

составляющие

скорости в

первой

и

последней точках замера; гг

и г 2

— внутренний и наружный ра­

диусы кольцевого канала; х

и /і2

 

 

 

 

 

 

 

величины

участков

около

стенок.

 

 

 

 

 

 

 

Практически этот закон дает до­

 

 

 

 

 

 

 

статочную степень

точности,

требуе­

 

 

 

 

 

 

 

мую при вычислении интегралов на

 

 

 

 

 

 

 

участках

около

стенок. Надо

иметь

 

 

 

 

 

 

 

в виду,

что этот

закон

не

применим

 

 

 

 

 

 

 

для ламинарного слоя жидкости, при­

 

 

 

 

 

 

 

легающего к

стенкам

канала.

Если

 

 

 

 

 

 

 

принять какой-либо другой закон

 

 

 

 

 

 

 

изменения скорости на этих участ­

 

 

 

 

 

 

 

ках,

например

линейный,

то

это

 

 

 

 

 

 

 

в ряде случаев приводит к существен­

 

 

 

 

 

 

 

ным погрешностям в оценке суммар­

 

 

 

 

 

 

 

ного

полного

давления

и,

 

в

свою

 

 

 

 

 

 

 

очередь, к погрешности в оценке

 

 

 

 

 

 

 

величины

потерь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зная

 

закон

изменения

скорости

 

 

 

 

 

 

 

на участках около

стенок и полагая,

 

Рис. 204.

Схема

осреднения

па-

что

статическое

давление

на

этих

 

Р а м е т

Р 0 В

п 0 ™ ^ л е в

к о л ь « е

в о м

участках

постоянно,

нетрудно

под­

 

 

 

 

 

 

считать

 

изменение

полного

давления

на

этих

участках:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р* =

р - г

2

 

 

 

 

 

 

В заключение необходимо сказать, что осреднение неравно­

мерных потоков обязательно связано с потерей части свойств

потока рабочего тела. Если неравномерность потока существенна

для анализа течения, то осреднять такие потоки нельзя. Если про­

изводится оценка потоков с энергетической точки зрения, то при­

менение двух первых методов осреднения оправдано только лишь

с точки зрения

упрощения расчета и только в том случае, если ре­

зультаты таких

осреднений не расходятся с результатами осред­

нений по энтропии

или импульсам (если осреднение по импульсам

в данном случае

возможно).

373