Файл: Доклад по предмету Основы организации научноисследовательской работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО»

ДОКЛАД

по предмету «Основы организации научно-исследовательской работы»

ТЕМА: «Врачебные ошибки как следствие логической деконструкции клинического мышления врача»

Выполнила студентка 2-го курса

медицинского факультета

группы №4

Ильина Валерия

Преподаватель: Волошинская Л.В.

Донецк, 2022 г.

Клиническое (врачебное) мышление представляет собой специфическую умственную деятельность практического врача, направленную на наиболее эффективное использование теоретических научных знаний, практических навыков и личного опыта при решении профессиональных (диагностических, лечебных, прогностических и профилактических) задач по сохранению здоровья конкретного пациента.

К понятию клинического мышления относятся следующие элементы: – осознание выявленного симптома; – выдвижение гипотез относительно искомой болезни; – цепь суждений, которая приводит врача к диагностическому заключению; – мысленное воспроизведение возможной последовательности факторов и ситуаций, которые образуют этиологию, патогенез заболевания; – составление прогноза болезни; – составление плана лечения; – оценка результатов лечения, планирование мероприятий по профилактике и реабилитации.

На основании прогресса научных знаний выделяются несколько методологических направлений врачебного мышления при установлении диагноза:

1. По интуиции – накопление практических навыков, знаний, развитие ассоциативной способности мышления. Интуиция является вспомогательным приемом познания, который требует обязательных практических проверок. Используется лишь на начальных стадиях формирования диагноза.

2. По аналогии – совокупность врачебной интуиции и умозаключений дедуктивного характера. Это вспомогательный метод в процессе формирования диагноза. Суть метода: преобладание эмпирического мышления в рамках аналогии.

3. Индуктивное мышление представляет собой способность выявления сходства и различия признаков болезни. Индуктивный метод основан на врачебном мышлении. По определённым симптомам и синдромам, врач определяет конкретную болезнь у пациента за счёт создания цепочки связанных умозаключений. Преимущество этого метода –максимальная достоверность.


4. Диагностическая гипотеза является высшей формой умозаключения, которая выдвигается до начала исследования и представляет собой новое знание. У врача должно критическое отношение к гипотезе: он должен уметь её отстаивать, дискутируя с самим собой. Игнорируя факты, которые противоречат гипотезе, врач воспринимает её достоверной истиной. Таким образом, необходимо найти не только симптомы, которые подтверждают гипотезу, но и симптомы, опровергают и противоречат ей, что может привести к появлению новой гипотезы. Построение диагностической гипотезы является средством для формулировки правильных выводов при диагностике заболеваний.

5. Дедуктивный метод диагностического процесса не является ведущим. При его использовании находят известное в неизвестном. Но в диагностике несостоятелен, так как отдельные симптомы или даже синдромы не свидетельствуют о конкретном заболевании и её причине. 

Врачебная деятельность направлена на профилактику, диагностику и лечение заболеваний. Но к сожалению, как показывает практика, не обходиться без врачебных ошибок.

Не существует точного понятия «врачебной ошибки». В общем смысле – это ошибка медицинского специалиста в его работе, связанная с халатностью или небрежностью действий.

Врачебные ошибки и непрофессионализм медицинских работников приводят к более 70 тыс. случаев осложнений каждый год, а случаи смерти возникают даже при применении простых препаратов и медицинского оборудования.

Как уже было сказано ранее, полностью нельзя избежать врачебных ошибок, но можно научиться сводить к минимуму их число и последствия. Неизбежность врачебных ошибок определяется спецификой клинического мышления, которая заключается в отсутствии в нем однозначных решений, из-за чего в клиническом диагнозе может быть определенная доля гипотезы.

Прямо ответить на вопрос о причинах врачебных ошибок очень трудно. Однако в медицине есть своя квалификация ошибок врачей, которая чрезвычайно обширна. В обобщенном варианте принято выделять 6 видов медицинских ошибок:

  1. Диагностические – этап постановки диагноза; 

  2. Лечебно-технические – это недостаточная либо ошибочная диагностика или лечение; 

  3. Лечебно-тактические – это неправильно подобранный метод исследования, который позволяет оставить диагноз, некорректная или неправильная интерпретация полученных результатов либо ошибка в выявлении показаний или противопоказаний для любого метода терапии; 

  4. Организационные – допускаются в случае неверно организованного терапевтического процесса или некачественных, неукомплектованных рабочих мест медработников; 

  5. Неверное оформление и ведение обязательной документации – в том случае, если принятые в отношении пациента действия не были зафиксированы в письменном варианте; 

  6. Неподобающее поведение медицинских работников – пренебрежение принципами этики и нормами морали по отношению к пациентам. 


Вывод: основы клинического врачебного мышления базируются на многих качествах врача: наличии специальных знаний, наблюдательности, интуиции и т.д. Поэтому для сокращения числа врачебных ошибок необходимо уделить должное внимание при освоении такой профессии, как врач. Нужно постоянно расширять и совершенствовать систему обучения по применению знаний в практической врачебной деятельности, и в повседневности использовать современные диагностические и лечебные технологии.

Список использованной литературы


  1. Петров В. И. Клиническая фармакология и фармакотерапия в реальной врачебной практике: мастер-класс: учебник – 2011г. – 880 с., глава 5 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970420331.html (дата обращения: 07.05.2022). → Печатное издание со ссылкой на электронный ресурс (книга)

  2. Тарасов К. Е., Великов В. К., Фролова А. И. Логика и семиотика диагноза: Методологические проблемы. // М.: Медицина, 1989 – 272 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001491468 (дата обращения: 07.05.2022). → Печатное издание со ссылкой на электронный ресурс (учебное пособие)

  3. Врачебные ошибки и их причины – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=13345 (дата обращения: 07.05.2022). → Электронный ресурс (статья)

  4. Врачебная ошибка: понятие и ответственность – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravovedus.ru/practical-law/medical/vrachebnaya-oshibka-ponyatie-i-otvetstvennost/ (дата обращения: 07.05.2022). → Электронный ресурс (статья)

  5. Роль клинического мышления в профессиональной деятельности врача – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29773216 (дата обращения: 07.05.2022). → Электронный ресурс (статья)