Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

увеличение поверхности охлаждения на 20% вызвало увеличе­ ние плотности воздушного заряда цилиндров на 4% и снижение его температуры на 10—11 К, что обусловливает снижение тем­ пературы выпускных газов приблизительно на 25 К. Таким эф­ фектом, мало изменяющим приведенные расходы [12] и важным не для охладителя, а для двигателя, пренебрегать нельзя, даже если оценить его в денежном выражении сразу не удается. Мож­ но привести и другие примеры. На тепловозных двигателях тем­ пература охлаждающей воды всегда высока именно тогда, когда охлаждение наддувочного воздуха наиболее нужно, т. е. летом. Вследствие этого главная тенденция при создании охладителей воздуха тепловозных двигателей заключается в размещении мак­ симально возможной поверхности охлаждения в отведенном объеме, т. е. в достижении максимального коэффициента ком­

пактности пкп при высоких коэффициентах теплопередачи

К и теплоотвода Кѵ■Подтверждением необходимости такой тен­ денции является тот факт, что у охладителей воздуха тепловоз­ ных двигателей поверхность охлаждения, приходящаяся на единицу мощности, пока в 4—7 раз меньше, чем у аналогичных охладителей некоторых судовых двигателей. Высокий коэффи­ циент компактности лІШ (см. табл. 1 и 2) имеют пластинчатые охладители (среди рассмотренных в табл. 2 — самый высокий). У них потери напора хотя и ниже ограничительного предела, ус­ тановленного ГОСТом 10598—63, но относительно высоки. Комп­

лексный критерий е = -—— в связи с этим в ряде случаев меньше

&Рх

критерия лучших трубчатых охладителей. Несмотря на это коли­ чество отведенного тепла с единицы объема при сравнительных испытаниях охладителей было на 30—80% выше у пластинча­ тых. Они имеют лучшие теплотехнические качества, однако, как указывалось выше, часто заменяются трубчатыми вследствие трудности обеспечения надежной герметизации пластинчатого охладителя в эксплуатации.

Определить возможность исключения разгерметизации пла­ стинчатых охладителей экономические исследования, приведен­ ные выше, не могут. Решение будет получено только в результате целенаправленной опытно-конструкторской и исследовательской работы. Надо иметь в виду, что сама проблема разгерметизации не так важна при замене охлаждающего агента и переходе на воздуховоздушные охладители. Однако при такой замене возни­ кают новые вопросы (о множественности типажа, нарушении унификации, штучности производства, увеличении габаритных размеров и др.).

В охладителях судовых двигателей температура охлаждаю­ щей воды значительно ниже, чем в охладителях воздуха тепло­ возных двигателей. Требования к габаритным размерам и массе менее жесткие и поэтому для них проблема выбора конструкции

114


трубчатого или пластинчатого охладителя не так актуальна. Первые, как более надежные и более подробно исследованные, должны иметь преимущества. Помимо перечисленных в табл. 1, такие охладители установлены на двигателях 6ЧН 12/14 (К-157М, К-459М, К-166-1), 8ЧН 18/22 (ДД-101, ДД-102, ДД-103), 6ЧН 36/45 и др.

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ПОВЕРХНОСТНЫХ ОХЛАДИТЕЛЕЙ

Сравнительные испытания трубчатых охладителей (см. табл. 2) показали, что и для них различия в конструкции вызы­ вают трудности при выборе лучшей. Так, например, охладитель с трубками круглого сечения и проволочной спиралью, напаян­ ной снаружи трубок, имеет высокие теплотехнические показате­ ли, но одновременно у него сравнительно высоки аэродинамиче­ ские потери (Арх превышает на 30% нормы, установленные ГОСТом 10598—63).

Наибольшей надежностью обладают поверхности охлажде­ ния, составленные круглыми трубками с ребрами, изготовленны­ ми накаткой (см. рис. 67). В процессе их исследования на дви­ гателе 16ЧН 26/26 выяснилось, например, что температура окру­ жающего воздуха, существенно влияющая на параметры наддувочного воздуха перед охладителем, совершенно не влияет на такие показатели охладителя, как т) и Ѳ. Но массовый расход воздуха и соответственно его скорость значительно влияют на коэффициент теплопередачи К и водяной эквивалент охладите­ ля KF, отнесенный к единице мощности. Так, при массовом рас­ ходе воздуха, равном 4,3 кг/с (полученном снижением нагрузки), резко ухудшается работа охладителя по сравнению с той, кото­ рая имеет место при расходе воздуха, равном 5,5—5,8 кг/с. Уменьшение поверхности охлаждения F с 48,2 до 26,8; м2 приво­ дит к аналогичному ухудшению работы охладителя того же ти­

па, но из-за недостаточной поверхности

охлаждения.

Особен­

но это заметно по результатам испытания охладителя

с F =

= 11,8 м2, где поверхность охлаждения

занижена более чем

вдвое.

 

 

При испытаниях охладителей этого типа было установлено, что при прочих равных условиях рост коэффициента теплопере­ дачи К в диапазоне скоростей воздуха йув = 18 ч- 23 м/с идет зна­ чительно быстрее, чем в диапазоне 23—26 м/с. Одновременно выяснилось, что изменение скорости воды в 3—5 раз мало влияет на теплоотвод. Последнее важно учесть, так как рост скорости воды увеличивает возможности возникновения ударной корро­ зии. Последняя ограничивает верхний предел скорости воды и, например, для морской воды он не должен превышать 1,5 м/с, а для пресной 2,5—3 м/с.

Таким образом, для исследованных трубчатых поверхностей охлаждения целесообразно выбирать размеры проходных сече­

8* 115


ний, обеспечивающие wu-^ 3 м/с, а w„ ~ 23 м/с. Узкие пределы рекомендуемых скоростей позволяют сделать вывод, что число Рейнольдса для потока воздуха в конструкциях с определенны­ ми трубчатыми поверхностями охлаждения меняется незначи­ тельно. Действительно, выбор проходных сечений в зависимости от оптимальных значений шв определяет и значение эквивалент­ ного гидравлического диаметра воздушного канала d3, что по­ зволяет подсчитать критерий Рейнольдса для заданных тепло­ вым расчетом двигателя значений л к и А7%. Его значения для оптимальных скоростей воздуха достаточно определены.

Увеличение исследованной трубчатой поверхности охлажде­ ния по глубине на 10% по сравнению с изменением поверхности охладителя по фронту на ту же величину позволяет дополни­ тельно снизить температуру воздуха всего на 0,5—0,7 К- Таким образом, перераспределение габаритных размеров в сторону увеличения глубины охладителя оправдано только в том случае, когда недостаточна скорость воздуха на входе, низок коэффи­ циент теплопередачи К и нужно сократить размеры по фронту охладителя.

В рассматриваемом же конкретном случае (см. табл. 2, ох­ ладитель F = 48,2), когда все показатели охладителя достаточ­ но высоки, уменьшение его фронта и соответственно увеличение скорости воздуха выше оптимальной не компенсирует того сни­ жения коэффициента теплоотдачи, которое увеличивается с ро­ стом глубины охладителя.

Сделанные выше замечания относятся только к конкретной конструкции. Несмотря, однако, на трудности в подборе универ­ сального критерия для сравнения рекуперативных охладителей различных конструкций, рассмотрим некоторые критерии, кото­

рыми

можно пользоваться

при

сравнении

конструкций,

имею­

 

щих

одинаковый

объем

и заданную одинаковую величину Арх.

1

 

 

 

 

 

 

1

 

Как известно, коэффициент теплопередачи К —-------------j----

 

 

 

 

 

 

 

С£в

 

 

в практических расчетах представляется упрощенным выраже-

 

нием К = —авИ-—. Дальнейшее упрощение возможно при aw ^

 

 

«в +

 

 

 

 

 

водой.

 

^ 20ав, как это и имеет место при охлаждении воздуха

 

В этом случае

1,04

и соответственно

 

 

 

 

J

 

 

 

 

 

 

 

 

Л' =

1

NuB% = с

=

 

 

 

 

1,04

d3

1,04d3

 

 

 

 

 

 

 

в

< < К

 

(97)

 

 

1,04

 

1,04v™d3l~ m

 

 

 

 

 

1 Это выражение, выведенное для пластины, можно использовать и для трубы при бId ^ 0,2.


Здесь коэффициент теплопроводности Кв, коэффициент кине­ матической вязкости ѵв являются физическими характеристика­ ми наддувочного воздуха и не зависят от конструкции охладите­ ля; коэффициент с и показатель степени /те являются отвлечен­ ными числами, определяемыми эмпирически при выявлении зависимости критерия Нуссельта Nu от Re.

Эквивалентный гидравлический диаметр воздушного канала d0 можно условно определить по общей поверхности охлажде­

ния F и занимаемому ею

объему

V :d a =

4Ѵ7е

'k — доля

——, где

объема, занятая воздухом

(ошибка

в определении d0 при этом

не превышает 6—8%)- Так как при одинаковых габаритных раз­ мерах в объеме, отводимом для пакета охлаждающих элемен­ тов, размещается большая охлаждающая поверхность, состав­ ленная из пластин, по сравнению с поверхностью, составленной из оребренных цилиндрических труб, величина dg в трубчатом охладителе больше, чем в пластинчатом. Несмотря на это, вели­ чина коэффициента теплопередачи К, подсчитанная с учетом соответствующих значений величин /те и с, получается для труб­ чатой поверхности охлаждения в ряде случаев несколько боль­ шей, чем для пластинчатой. Учитывая же, что величина Арх =

 

2

 

= /

Рв®в

[см. формулу (104)] должна быть одинакова у обоих

2

 

 

охладителей, следует в соответствии с увеличением d3 увеличить

у трубчатого охладителя и величину wB в 1 /

ІіУ і Е раза. Тогда

f

(^э)пл

коэффициент К у трубчатого охладителя еще возрастет. Его ве­ личина, как показывают расчеты и опыт (см. табл. 2), получает­ ся в 1,2—1,3 раза больше по сравнению с аналогичной величи­ ной у пластинчатого охладителя (такое и даже более значи­ тельное различие в величине коэффициента теплопередачи пре­ дусматривается для соответствующих охладителей и ГОСТом 10598—63).

Повышение коэффициента теплопередачи при одновременном относительном снижении коэффициента компактности у трубча­ тых охладителей, по сравнению с пластинчатыми, имеющими одинаковые габаритные размеры и сопротивление протоку воз­ духа, позволяет рассматривать величину KF, называемую водя­ ным эквивалентом, как важный показатель эффективности кон­ струкции поверхностного охладителя.

Для сравниваемых охладителей она почти идентична: KF =

= 5815 Вт/К

у круглотрубчатого охладителя

(V = 0,091 м3 п

F = 26,5 м2)

двигателя

16ДН

23/20 (11Д40),

/СЕ =

5350 Вт/К

у пластинчатого охладителя при тех же габаритных

размерах

охлаждающего элемента

(т. е. при V = 0,091

м3,

но при

F =

= пѴ = 30,5

м2) при идентичном G„ и при той же примерно ве­

личине Арх.

При увеличении

массового расхода

воздуха

GB

117


только на 2% величина KF возрастает до 5815 Вт/К (вследствие увеличения К). Следует отметить, что сравнение охладителей для двигателей разных мощностей требует уже использования не просто величины KF, а ее удельного значения, т. е. величины KF, отнесенной к единице мощности (см. табл. 1 и 2).

В серийных охладителях такая идентичность не всегда со­ блюдается потому, что или величины wB и соответственно Re не оптимальны (мал расход воздуха, велик охладитель), или мала необходимая поверхность охлаждения. В обоих случаях

величины KF для заданных габаритных размеров и Ne или ——

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N е

К ---- Уел овные обознач°ния:

 

 

меньше необходимых. Это приво­

к8т

о-пластинчаі77ЫѲ ох/тдители

 

дит к тому, что у некоторых охла­

м*К

 

3 охладители

 

 

дителей

(см. табл. 1)

к. п. д. г) и

• -труібчатьпі

Оі

 

 

80

 

 

• \

 

 

другие

характеристики неудовле­

 

 

 

о \А

 

 

творительны и даже не укладыва­

60

 

 

•тгіI

 

 

ются

в пределы,

установленные

 

 

 

 

 

ГОСТом

10598—63.

 

отдель­

40

 

 

 

N

 

В табл.

1 приводятся

20

 

 

 

 

ные охладители

со сравнительно

1

 

7

КЕШ

 

высокими

значениями

водяного

0

 

 

эквивалента на единицу

мощно­

 

J

К К

 

Рис. 69. Особенности изменения

сти,

но с относительно

малыми

значениями

объемного

коэффи­

 

параметра Кѵ = {

 

 

 

 

 

циента теплоотвода Кѵ• Это явля­

 

 

 

\

N J

 

ется

следствием

неоправданного

ния,

обусловленного

 

 

увеличения поверхности охлажде­

возможностями

 

размещения

охладителя

с большими габаритными размерами.

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 69 показано изменение объемного коэффициента теп-

 

r,

 

 

 

 

 

 

 

KF

для

всех охладите­

лоотвода Ду в зависимости от значения----

лей,

рассматривавшихся в табл. 1 и 2.

лее

 

 

 

наличие

Очевидно, что

экстремума

функции

Кѵ f

 

свидетельствует о возможно-

 

 

 

 

 

 

е

KF

 

 

 

 

 

10%, а так-

сти указать оптимальное значение---- , равное 3,2 ±

же о том, что охладители

 

 

 

 

KF

 

 

„ _

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со значениями----

выше 3,5 должны

тщательно

исследоваться,

так

как

у

них,

Ne

 

правило, вели­

как

чина Кѵ оказывается значительно ниже разрешенной ГОСТом. При правильном подходе к оптимизации многозначного ре­ шения задачи проектирования рекуперативного охладителя нельзя не учитывать приведенные выше соображения. Целесо­ образно для заданного габаритами объема охладителя прежде всего оценить значение F, как функцию коэффициента компакт­ ности различных по конструкции охлаждающих поверхностей, проверить возможности компоновки этих поверхностей и получе-

118