Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 1
увеличение поверхности охлаждения на 20% вызвало увеличе ние плотности воздушного заряда цилиндров на 4% и снижение его температуры на 10—11 К, что обусловливает снижение тем пературы выпускных газов приблизительно на 25 К. Таким эф фектом, мало изменяющим приведенные расходы [12] и важным не для охладителя, а для двигателя, пренебрегать нельзя, даже если оценить его в денежном выражении сразу не удается. Мож но привести и другие примеры. На тепловозных двигателях тем пература охлаждающей воды всегда высока именно тогда, когда охлаждение наддувочного воздуха наиболее нужно, т. е. летом. Вследствие этого главная тенденция при создании охладителей воздуха тепловозных двигателей заключается в размещении мак симально возможной поверхности охлаждения в отведенном объеме, т. е. в достижении максимального коэффициента ком
пактности пкп при высоких коэффициентах теплопередачи
К и теплоотвода Кѵ■Подтверждением необходимости такой тен денции является тот факт, что у охладителей воздуха тепловоз ных двигателей поверхность охлаждения, приходящаяся на единицу мощности, пока в 4—7 раз меньше, чем у аналогичных охладителей некоторых судовых двигателей. Высокий коэффи циент компактности лІШ (см. табл. 1 и 2) имеют пластинчатые охладители (среди рассмотренных в табл. 2 — самый высокий). У них потери напора хотя и ниже ограничительного предела, ус тановленного ГОСТом 10598—63, но относительно высоки. Комп
лексный критерий е = -—— в связи с этим в ряде случаев меньше
&Рх
критерия лучших трубчатых охладителей. Несмотря на это коли чество отведенного тепла с единицы объема при сравнительных испытаниях охладителей было на 30—80% выше у пластинча тых. Они имеют лучшие теплотехнические качества, однако, как указывалось выше, часто заменяются трубчатыми вследствие трудности обеспечения надежной герметизации пластинчатого охладителя в эксплуатации.
Определить возможность исключения разгерметизации пла стинчатых охладителей экономические исследования, приведен ные выше, не могут. Решение будет получено только в результате целенаправленной опытно-конструкторской и исследовательской работы. Надо иметь в виду, что сама проблема разгерметизации не так важна при замене охлаждающего агента и переходе на воздуховоздушные охладители. Однако при такой замене возни кают новые вопросы (о множественности типажа, нарушении унификации, штучности производства, увеличении габаритных размеров и др.).
В охладителях судовых двигателей температура охлаждаю щей воды значительно ниже, чем в охладителях воздуха тепло возных двигателей. Требования к габаритным размерам и массе менее жесткие и поэтому для них проблема выбора конструкции
114
трубчатого или пластинчатого охладителя не так актуальна. Первые, как более надежные и более подробно исследованные, должны иметь преимущества. Помимо перечисленных в табл. 1, такие охладители установлены на двигателях 6ЧН 12/14 (К-157М, К-459М, К-166-1), 8ЧН 18/22 (ДД-101, ДД-102, ДД-103), 6ЧН 36/45 и др.
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ПОВЕРХНОСТНЫХ ОХЛАДИТЕЛЕЙ
Сравнительные испытания трубчатых охладителей (см. табл. 2) показали, что и для них различия в конструкции вызы вают трудности при выборе лучшей. Так, например, охладитель с трубками круглого сечения и проволочной спиралью, напаян ной снаружи трубок, имеет высокие теплотехнические показате ли, но одновременно у него сравнительно высоки аэродинамиче ские потери (Арх превышает на 30% нормы, установленные ГОСТом 10598—63).
Наибольшей надежностью обладают поверхности охлажде ния, составленные круглыми трубками с ребрами, изготовленны ми накаткой (см. рис. 67). В процессе их исследования на дви гателе 16ЧН 26/26 выяснилось, например, что температура окру жающего воздуха, существенно влияющая на параметры наддувочного воздуха перед охладителем, совершенно не влияет на такие показатели охладителя, как т) и Ѳ. Но массовый расход воздуха и соответственно его скорость значительно влияют на коэффициент теплопередачи К и водяной эквивалент охладите ля KF, отнесенный к единице мощности. Так, при массовом рас ходе воздуха, равном 4,3 кг/с (полученном снижением нагрузки), резко ухудшается работа охладителя по сравнению с той, кото рая имеет место при расходе воздуха, равном 5,5—5,8 кг/с. Уменьшение поверхности охлаждения F с 48,2 до 26,8; м2 приво дит к аналогичному ухудшению работы охладителя того же ти
па, но из-за недостаточной поверхности |
охлаждения. |
Особен |
но это заметно по результатам испытания охладителя |
с F = |
|
= 11,8 м2, где поверхность охлаждения |
занижена более чем |
|
вдвое. |
|
|
При испытаниях охладителей этого типа было установлено, что при прочих равных условиях рост коэффициента теплопере дачи К в диапазоне скоростей воздуха йув = 18 ч- 23 м/с идет зна чительно быстрее, чем в диапазоне 23—26 м/с. Одновременно выяснилось, что изменение скорости воды в 3—5 раз мало влияет на теплоотвод. Последнее важно учесть, так как рост скорости воды увеличивает возможности возникновения ударной корро зии. Последняя ограничивает верхний предел скорости воды и, например, для морской воды он не должен превышать 1,5 м/с, а для пресной 2,5—3 м/с.
Таким образом, для исследованных трубчатых поверхностей охлаждения целесообразно выбирать размеры проходных сече
8* 115
ний, обеспечивающие wu-^ 3 м/с, а w„ ~ 23 м/с. Узкие пределы рекомендуемых скоростей позволяют сделать вывод, что число Рейнольдса для потока воздуха в конструкциях с определенны ми трубчатыми поверхностями охлаждения меняется незначи тельно. Действительно, выбор проходных сечений в зависимости от оптимальных значений шв определяет и значение эквивалент ного гидравлического диаметра воздушного канала d3, что по зволяет подсчитать критерий Рейнольдса для заданных тепло вым расчетом двигателя значений л к и А7%. Его значения для оптимальных скоростей воздуха достаточно определены.
Увеличение исследованной трубчатой поверхности охлажде ния по глубине на 10% по сравнению с изменением поверхности охладителя по фронту на ту же величину позволяет дополни тельно снизить температуру воздуха всего на 0,5—0,7 К- Таким образом, перераспределение габаритных размеров в сторону увеличения глубины охладителя оправдано только в том случае, когда недостаточна скорость воздуха на входе, низок коэффи циент теплопередачи К и нужно сократить размеры по фронту охладителя.
В рассматриваемом же конкретном случае (см. табл. 2, ох ладитель F = 48,2), когда все показатели охладителя достаточ но высоки, уменьшение его фронта и соответственно увеличение скорости воздуха выше оптимальной не компенсирует того сни жения коэффициента теплоотдачи, которое увеличивается с ро стом глубины охладителя.
Сделанные выше замечания относятся только к конкретной конструкции. Несмотря, однако, на трудности в подборе универ сального критерия для сравнения рекуперативных охладителей различных конструкций, рассмотрим некоторые критерии, кото
рыми |
можно пользоваться |
при |
сравнении |
конструкций, |
имею |
|
||
щих |
одинаковый |
объем |
и заданную одинаковую величину Арх. |
1 |
||||
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
Как известно, коэффициент теплопередачи К ——-------------j---- |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
С£в |
|
|
в практических расчетах представляется упрощенным выраже- |
|
|||||||
нием К = —авИ-—. Дальнейшее упрощение возможно при aw ^ |
|
|||||||
|
«в + |
|
|
|
|
|
водой. |
|
^ 20ав, как это и имеет место при охлаждении воздуха |
|
|||||||
В этом случае |
1,04 |
и соответственно |
|
|
|
|||
|
J |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л' = |
1 |
NuB% = с |
= |
|
|
|
|
|
1,04 |
d3 |
1,04d3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
< < К |
|
(97) |
|
|
|
1,04 |
|
1,04v™d3l~ m |
||||
|
|
|
|
|
1 Это выражение, выведенное для пластины, можно использовать и для трубы при бId ^ 0,2.
Здесь коэффициент теплопроводности Кв, коэффициент кине матической вязкости ѵв являются физическими характеристика ми наддувочного воздуха и не зависят от конструкции охладите ля; коэффициент с и показатель степени /те являются отвлечен ными числами, определяемыми эмпирически при выявлении зависимости критерия Нуссельта Nu от Re.
Эквивалентный гидравлический диаметр воздушного канала d0 можно условно определить по общей поверхности охлажде
ния F и занимаемому ею |
объему |
V :d a = |
4Ѵ7е |
'k — доля |
——, где |
||||
объема, занятая воздухом |
(ошибка |
в определении d0 при этом |
не превышает 6—8%)- Так как при одинаковых габаритных раз мерах в объеме, отводимом для пакета охлаждающих элемен тов, размещается большая охлаждающая поверхность, состав ленная из пластин, по сравнению с поверхностью, составленной из оребренных цилиндрических труб, величина dg в трубчатом охладителе больше, чем в пластинчатом. Несмотря на это, вели чина коэффициента теплопередачи К, подсчитанная с учетом соответствующих значений величин /те и с, получается для труб чатой поверхности охлаждения в ряде случаев несколько боль шей, чем для пластинчатой. Учитывая же, что величина Арх =
|
2 |
|
|
= / |
Рв®в |
[см. формулу (104)] должна быть одинакова у обоих |
|
2 |
|||
|
|
охладителей, следует в соответствии с увеличением d3 увеличить
у трубчатого охладителя и величину wB в 1 / |
ІіУ і Е раза. Тогда |
f |
(^э)пл |
коэффициент К у трубчатого охладителя еще возрастет. Его ве личина, как показывают расчеты и опыт (см. табл. 2), получает ся в 1,2—1,3 раза больше по сравнению с аналогичной величи ной у пластинчатого охладителя (такое и даже более значи тельное различие в величине коэффициента теплопередачи пре дусматривается для соответствующих охладителей и ГОСТом 10598—63).
Повышение коэффициента теплопередачи при одновременном относительном снижении коэффициента компактности у трубча тых охладителей, по сравнению с пластинчатыми, имеющими одинаковые габаритные размеры и сопротивление протоку воз духа, позволяет рассматривать величину KF, называемую водя ным эквивалентом, как важный показатель эффективности кон струкции поверхностного охладителя.
Для сравниваемых охладителей она почти идентична: KF =
= 5815 Вт/К |
у круглотрубчатого охладителя |
(V = 0,091 м3 п |
|||||
F = 26,5 м2) |
двигателя |
16ДН |
23/20 (11Д40), |
/СЕ = |
5350 Вт/К |
||
у пластинчатого охладителя при тех же габаритных |
размерах |
||||||
охлаждающего элемента |
(т. е. при V = 0,091 |
м3, |
но при |
F = |
|||
= пѴ = 30,5 |
м2) при идентичном G„ и при той же примерно ве |
||||||
личине Арх. |
При увеличении |
массового расхода |
воздуха |
GB |
117
только на 2% величина KF возрастает до 5815 Вт/К (вследствие увеличения К). Следует отметить, что сравнение охладителей для двигателей разных мощностей требует уже использования не просто величины KF, а ее удельного значения, т. е. величины KF, отнесенной к единице мощности (см. табл. 1 и 2).
В серийных охладителях такая идентичность не всегда со блюдается потому, что или величины wB и соответственно Re не оптимальны (мал расход воздуха, велик охладитель), или мала необходимая поверхность охлаждения. В обоих случаях
величины KF для заданных габаритных размеров и Ne или ——
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
N е |
|
К ---- Уел овные обознач°ния: |
|
|
меньше необходимых. Это приво |
||||||||||||
к8т |
о-пластинчаі77ЫѲ ох/тдители |
|
дит к тому, что у некоторых охла |
||||||||||||
м*К |
|
3 охладители |
|
|
дителей |
(см. табл. 1) |
к. п. д. г) и |
||||||||
• -труібчатьпі |
Оі |
|
|
||||||||||||
80 |
|
|
• \ |
|
|
другие |
характеристики неудовле |
||||||||
|
|
|
о \А |
|
|
творительны и даже не укладыва |
|||||||||
60 |
|
|
•тгіI |
|
|
ются |
в пределы, |
установленные |
|||||||
|
|
|
|
|
ГОСТом |
10598—63. |
|
отдель |
|||||||
40 |
|
|
|
N |
|
В табл. |
1 приводятся |
||||||||
20 |
|
|
|
|
ные охладители |
со сравнительно |
|||||||||
1 |
|
7 |
КЕШ |
|
высокими |
значениями |
водяного |
||||||||
0 |
|
|
эквивалента на единицу |
мощно |
|||||||||||
|
J |
К К |
|
||||||||||||
Рис. 69. Особенности изменения |
сти, |
но с относительно |
малыми |
||||||||||||
значениями |
объемного |
коэффи |
|||||||||||||
|
параметра Кѵ = { |
|
|
||||||||||||
|
|
|
циента теплоотвода Кѵ• Это явля |
||||||||||||
|
|
|
\ |
N J |
|
ется |
следствием |
неоправданного |
|||||||
ния, |
обусловленного |
|
|
увеличения поверхности охлажде |
|||||||||||
возможностями |
|
размещения |
охладителя |
||||||||||||
с большими габаритными размерами. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
На рис. 69 показано изменение объемного коэффициента теп- |
|||||||||||||||
|
r, |
|
|
|
|
|
|
|
KF |
для |
всех охладите |
||||
лоотвода Ду в зависимости от значения---- |
|||||||||||||||
лей, |
рассматривавшихся в табл. 1 и 2. |
лее |
|
|
|
наличие |
|||||||||
Очевидно, что |
|||||||||||||||
экстремума |
функции |
Кѵ — f |
|
свидетельствует о возможно- |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
е |
KF |
|
|
|
|
|
10%, а так- |
||
сти указать оптимальное значение---- , равное 3,2 ± |
|||||||||||||||
же о том, что охладители |
|
|
Nе |
|
|
KF |
|
|
„ _ |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
со значениями---- |
выше 3,5 должны |
||||||||||||||
тщательно |
исследоваться, |
так |
как |
у |
них, |
Ne |
|
правило, вели |
|||||||
как |
чина Кѵ оказывается значительно ниже разрешенной ГОСТом. При правильном подходе к оптимизации многозначного ре шения задачи проектирования рекуперативного охладителя нельзя не учитывать приведенные выше соображения. Целесо образно для заданного габаритами объема охладителя прежде всего оценить значение F, как функцию коэффициента компакт ности различных по конструкции охлаждающих поверхностей, проверить возможности компоновки этих поверхностей и получе-
118