Файл: Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
аппарату. В отличие от паровых турбин, где пар непрерывно по ступает или к одному, или к нескольким секторам соплового аппарата, в турбинах комбинированных двигателей газ последо вательно поступает во все секторы соплового аппарата. В зави симости от числа цилиндров, порядка их работы и фаз газорас пределения возможно частичное перекрытие процессов поступле ния газа, и, следовательно, изменение степени парциалыюсти.
Парциальный подвод газа к отдельным секторам соплового аппарата сопровождается появлением перепада давления по окружности соплового аппарата и утечками газа через зазор между сопловым аппаратом и рабочим колесом, что приводит к снижению к. п. д. турбины и появлению вибрации рабочих ло паток. Осевая турбина менее чувствительна к парциальному под воду газа, чем центростремительная. Например, по эксперимен тальным данным, к. п. д. осевой турбины при степени парциаль ное™ 0,5 уменьшается приблизительно в 1,15 раза по сравнению
ск. п. д. при подводе газа ко всему сечению соплового аппарата,
ак. п. д. центростремительной турбины в тех же пределах изме нения степени парциальное™ понижается в 1,28 раза.
Вкомбинированных двигателях с импульсной турбиной осу ществляется также подвод выпускных газов от отдельных групп цилиндров по разделенным трубопроводам к неразделенному сопловому аппарату. Например, в четырех- и шестицилиндровых комбинированных двигателях для подвода газов используют два трубопровода, присоединенных к двум впускным патрубкам тур бины. Так как давление в каждом из них в различные моменты времени не одинаково, то это приводит к перетеканию газа из одного патрубка в другой. Условно можно принять, что в этом случае турбина работает как бы со степенью парциальности_0г5 при различных отношениях напора в одном патрубке к напору
вдругом патрубке.
При раздельном подводе выпускных газов, как и при парци альном, происходит уменьшение к. п. д. турбины, но одновре менно увеличивается и располагаемая энергия газов перед тур биной. Вследствие этого работа турбины при раздельном подводе выпускных газов увеличивается.
Условия работы газовой турбины существенным образом за висят от типа связи между турбиной, компрессором и поршневой частью.
Как известно, в настоящее время в комбинированном двига теле наиболее широкое распространение получила жесткая связь между турбиной и компрессором в составе турбокомпрессора и газовая связь между последним и поршневой частью. В этом случае частота вращения ротора турбины, равная частоте вра щения колеса компрессора, устанавливается соответственно сра батываемому в турбине теплоперепаду, зависящему от режима работы двигателя и проходных сечений соплового аппарата и ко леса турбины.
18
Окружная скорость колеса турбины, вал которой механиче ски связан с валом поршневой части, определяется частотой вращения последнего.
Комбинированный двигатель может работать в широком диа пазоне изменения нагрузки и частоты вращения. В связи с этим параметры газа на входе в турбину существенно изменяются. Так как оптимальные условия работы турбины обеспечиваются только на расчетном режиме (выбор которого зависит от требо ваний к характеристике и условий работы двигателя), то при работе двигателя на других режимах его показатели ухудшают ся и нарушается соответствие между требованиями двигателя, предъявляемыми к турбине, и ее возможностями. Поэтому для обеспечения рациональной совместной работы турбины с двига телем в турбинах комбинированных двигателей применяют спе циальные регулирующие устройства.
В маломощных центростремительных турбинах широко при- ' меняют безлопаточные направляющие аппараты. В этом случае газ из входного патрубка поступает в улитку и из нее через ; кольцевую камеру на рабочее колесо. Ускорение потока перед | рабочим колесом и заданное его направление обеспечивается вы- і бором соответствующей формы улитки.
Для охлаждения воздуха, поступающего в цилиндры порш невой части комбинированного двигателя, используют в основ ном поверхностные охладители с водой в качестве охлаждающей жидкости. При проектировании охладителей следует учитывать, что с уменьшением нагрузки двигателя интенсивность охлажде ния воздуха должна уменьшаться, а при пуске, на холостом хо ду и при работе с малой нагрузкой требуется даже его подогрев. При использовании в качестве охлаждающей жидкости заборт ной воды на поверхностях охлаждающих элементов откладыва ются соли, ил и т. п. Воздух после компрессоров также может содержать пары или даже капельки масла, которые оседают на охлаждающей поверхности. В результате коэффициент теплооб мена существенно уменьшается.
ТРЕБОВАНИЯ К АГРЕГАТАМ ВОЗДУХОСНАБЖЕНИЯ КОМБИНИРОВАННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Показатели работы комбинированного двигателя внутренне го сгорания в большой степени зависят от работы агрегатов си стемы воздухоснабжения. Это относится не только к мощности и экономичности двигателя на номинальном режиме, но также, не в меньшей степени, к изменению мощности и удельного рас хода топлива в зависимости от частоты вращения коленчатого вала или нагрузки двигателя. Немаловажное значение имеют пусковые качества, возможность устойчивой бездымной работы на холостом ходу и на режимах малой нагрузки, а также обес печение хорошего качества рабочего процесса на неустановив
2* |
19 |
|
шихся и переходных режимах и обеспечение необходимой прие |
||||
|
мистости. Сказанное определяет специфические требования к аг |
||||
|
регатам воздухоснабжения комбинированных двигателей. |
||||
|
Компрессор комбинированного двигателя должен |
обеспечи |
|||
|
вать подачу такого количества воздуха и с такими параметра |
||||
|
ми, которые на всех режимах работы соответствовали бы коли |
||||
|
честву и параметрам воздуха, необходимым для получения за |
||||
|
данной мощности двигателя в наивыгоднейших условиях (высо |
||||
|
кая экономичность, допустимая механическая и тепловая напря |
||||
|
женность и т. п.). Одновременно степень повышения давления и |
||||
|
расход воздуха, создаваемые компрессором, должны обеспечи |
||||
|
вать получение необходимой характеристики двигателя, т. е. не |
||||
|
обходимое изменение мощности, крутящего момента, удельного |
||||
|
расхода топлива и других показателей в зависимости от режима |
||||
|
работы двигателя. Режим работы двигателя определяется часто- |
||||
|
той вращения его иала и мощностью. Изменение их зависит от |
||||
|
требований потребителя. |
Так, для |
судового двигателя с непо |
||
|
средственной |
передачей |
па гребной |
винт мощность двигателя |
|
|
в зависимости от частоты вращения |
винта должна |
изменяться |
||
|
по закону кубической параболы. Двигатель, соединенный с гене |
||||
|
ратором, должен развивать различную мощность при постоян |
||||
|
ной частоте вращения. Мощность транспортного двигателя в за |
||||
|
висимости от частоты вращения изменяется по сложному закону. |
||||
|
Весьма важно, чтобы режим совместной работы двигателя и |
||||
|
компрессора |
был достаточно удален от границы неустойчивой |
|||
|
работы — линии помпажа на характеристике компрессора. Кро |
||||
|
ме того, компрессор на всех режимах должен работать с высо |
||||
|
ким к. п. д. |
|
|
|
|
|
Комбинированный двигатель может работать в условиях рез |
||||
|
ко переменной нагрузки на пеустановившихся и переходных ре |
||||
|
жимах. Для |
обеспечения быстрого |
приспособления двигателя |
||
|
к требованиям потребителя компрессор должен быстро реагиро |
||||
|
вать на изменение режима двигателя. Поэтому компрессор в со |
||||
|
ставе ТК, имеющего только газовую связь с поршневой частью, |
||||
|
должен обладать минимальной инерционностью и обеспечивать |
||||
|
быструю смену рабочего режима. |
|
|
||
|
Одним из основных требований к турбине комбинированного |
||||
|
двигателя является полное использование в ней энергии выпуск |
||||
|
ных газов при приемлемых условиях работы двигателя на всех |
||||
|
режимах. Широкий диапазон изменения параметров работы дви |
||||
|
гателя затрудняет создание агрегата с высоким эксплуатацион |
||||
! |
ным к. п. д. |
|
|
|
в основном |
Пропускная способность турбины, определяемая |
( проходным сечением ее соплового аппарата, должна на рабочих I режимах двигателя обеспечивать прохождение выпускных газов I и получение необходимой мощности турбины при возможно низ- s ком противодавлении на выпуске из двигателя. В случае им пульсной турбины важно наиболее полное использование энергии
20
импульса выпускных газов, так как газы при этом обладают наибольшим запасом энергии. Однако импульс давления, под ходя к турбине, не полностью проходит в нее, а частично отра жается; причем интенсивность отражения зависит не только от соотношения проходных сечений трубопровода, подводящего га зы, и соплового аппарата турбины, но также и от амплитуды подходящей волны.
Одним из важных требований к турбине является быстрое изменение ее работы при изменении режима работы двигателя. Это относится к режимам с резким изменением нагрузки.
Охладитель должен обеспечивать охлаждение воздуха до не обходимой температуры при минимальной потере его давления и минимальных затратах мощности на циркуляцию охлаждаю щего агента.
Кроме специальных требований к агрегатам воздухоснабжения, к ним предъявляются также ряд общих требований, выте кающих из общего направления технического прогресса в маши ностроении. Эти требования можно сформулировать следующим образом:
высокая эксплуатационная надежность и простота конструк ции при долговечности, определяемой назначением комбиниро ванного двигателя;
улучшение технико-экономических показателей агрегатов по сравнению с аналогичными показателями серийно выпускаемых агрегатов;
технологичность конструкции; доступность для наблюдения и осмотра; минимальный уровень шума.
Удовлетворение перечисленных выше требований зависит также от правильного выбора расчетного режима. Например, заданное протекание скоростной характеристики транспортного комбинированного двигателя может быть обеспечено соответст вующим подбором параметров поршневой части (ее гидравличе ской характеристики, условий смесеобразования и т. д.), харак теристик топливоподающей аппаратуры и агрегатов системы воздухоснабжения. Практика показывает, что для обеспечения высоких эксплуатационных показателей при подборе параметров и характеристик составных элементов этого двигателя нельзя отдавать предпочтение обеспечению высоких показателей по удельной мощности и экономичности при номинальной частоте вращения. Более важно иметь высокий коэффициент приспособ ляемости и высокую топливную экономичность на наиболее веро ятных эксплуатационных режимах двигателя.
Вследствие этого, например, для комбинированного двигателя промышленного маневрового тепловоза в качестве основного расчетного режима агрегатов системы воздухоснабжения не может быть выбран режим номинальной мощности (на котором двигатель работает менее 1% времени).
21