ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы для оценивания автоматических мыслей                  136

Использование альтернативных вопросов                                     145

Выявление когнитивных искажений                                           147

Оценка выгоды автоматических мыслей                                         149

Содержание9

 

Эффективность оценивания автоматических мыслей                     150

Концептуализация неудачной оценки автоматической мысли       151

Глава 9. Ответы на автоматические мысли                                       155

Бланк для работы с дисфункциональными мыслями (РДМ)          155

Мотивирование пациентов использовать бланк РДМ                     164

Когда бланк РДМ недостаточно эффективен                                  165

Дополнительные способы поиска ответов на автоматические мысли 166

Глава 10. Выявление и изменение промежуточных убеждений       169

Когнитивная концептуализация                                                      170

Выявление промежуточных убеждений                                          176

Следует ли изменять убеждение                                                      180

Разъяснение пациентам природы их убеждений                            182

Преобразование правил и отношений в форму предположений    182

Определение преимуществ и недостатков, присущих убеждениям  183

Формирование нового убеждения                                                    184

Изменение убеждений                                                                      184

Глава 11. Глубинные убеждения                                                          201

Категории глубинных убеждений                                                   204

Выявление глубинных убеждений                                                   206

Представление пациенту глубинных убеждений                             207

Разъяснение пациенту природы и влияния глубинных убеждений  208

Изменение глубинных убеждений и формулирование новых идей   212

Бланк для работы с глубинными убеждениями                              213

Глава 12. Дополнительные когнитивные и поведенческие техники
231

Решение проблемы                                                                          231

Принятие решения                                                                            233

Поведенческие эксперименты                                                         235

Мониторинг и планирование видов деятельности                          238

Отвлечение и переключение внимания                                            250

Релаксация                                                                                       253

Копинг - карточки                                                                            253

Техника последовательного приближения                                     255

Ролевая игра                                                                                      258

Техника "пирога"                                                                             261

Функциональные сравнения и похвальные дела                             265

Глава 13. Образные представления                                                     271

Выявление образов                                                                          271

Разъяснение пациенту природы образных представлений            273

 

 

 

10Содержание

 

Поиск ответа на спонтанные образы                                               275

Ответ на спонтанно возникающие образы                                       285

Когнитивная терапия: создание образов как терапевтический прием 286

 

Глава 14. Домашнее задание                                                                 293

Определение домашнего задания                                                    294

Повышение вероятности успешного выполнения пациентом

домашнего задания                                                                                 300

Концептуализация трудностей                                                        308

Глава 15. Завершение терапии и профилактика рецидива                 319

Действия терапевта на первой сессии                                             319


Действия терапевта в процессе терапии                                          321

Действия терапевта перед завершением курса терапии                  325

Бустерные сессии                                                                             331

 

Глава 16. Составление плана лечения                                                       335

Достижение терапевтических целей в широком смысле                 335

Планирование вмешательства на протяжении сессий                     336

Разработка плана лечения                                                                337

Планирование отдельных сессий                                                    338

Выбор проблемы - "мишени"                                                           344

Смена темы на сессии                                                                      349

Изменение стандартного лечения для конкретных расстройств    350

 

Глава 17. Трудности терапии                                                                355

Выявление проблем                                                                         355

Концептуализация проблем                                                           358

Тупиковые ситуации                                                                      367

Решение проблем, возникающих в процессе терапии                 368

 

Глава 18. Профессиональный рост когнитивного терапевта           371

 

Приложение А. Рабочий бланк терапевтического случая                        375

Приложение Б. Рекомендуемая литература для терапевтов                   380

Приложение В. Рекомендуемая литература для пациентов

  (и терапевтов)                                                                       383

Приложение Г. Информация для когнитивных терапевтов                      384

 

Библиография386

Предметный указатель
                                                                           393

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моему отцу, Аарону Т. Беку, д-ру медицины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

 

 

 

 

«Какова цель этой книги?» - естественный вопрос, который задает себе читатель любой книги по психотерапии, и именно об этом следует поговорить в предисловии. Чтобы ответить на этот вопрос будущим читателям книги д-ра Джудит Бек Когнитивная психотерапия: полное руко­водство, мне необходимо вернуться назад, к истокам когнитивной терапии и ее последующему развитию.

Когда я впервые начал лечить пациентов с помощью набора терапевтиче­ских техник, который впоследствии назвал "когнитивной терапией", я и не подозревал, куда этот подход - так сильно отличавшийся от знакомого мне психоаналитического - меня приведет. Основываясь на своих клинических наблюдениях: и результатах некоторых системных клинических исследований и экспериментов, я предположил, что в основе таких психиатрических наруше­ний, как депрессия и тревожность, лежит расстройство мышления. Речь идет о систематических искажениях интерпретаций пациентом своего жизненного опыта. Обратив внимание пациента на эти искажения и предложив ему альтер­нативы - то есть более вероятные объяснения травмирующих его ситуаций, - я обнаружил, что таким образом добиваюсь почти немедленного ослабления симптомов расстройства. Для предупреждения рецидивов я обучал пациентов применению этих когнитивных навыков в повседневной жизни. Оказалось, что решение актуальных проблем пациента в плоскости "здесь и сейчас" приводит к почти полному избавлению от симптомов в течение 10-14 недель. Дальнейшие клинические исследования, проведенные моей исследовательской группой и другими клиницистами, подтвердили эффективность когнитивной терапии в лечении депрессивных, треножных и панических расстройств.

К середине 1980-х годов я уже мог утверждать, что когнитивная терапия достигла статуса "системы психотерапии". Ее составляли:

 

 

 

 

 

 

  

13

 

 14                                                                                                             Предисловие


 

теория личности и психопатология, основные постулаты которой были подтверждены эмпирически;

модель психотерапии с набором принципов и стратегий, разработанным на основе теории психопатологии;

убедительные эмпирические находки, основанные на результатах клинических исследований, подтверждающих эффективность этого под­хода.

Со времени зарождения когнитивной терапии новое поколение терапевтов / следователей / преподавателей провело ряд базовых исследований концептуальной модели психопатологии и прикладной когнитивной психотерапии относительно более широкого спектра психиатрических расстройств. Благодаря систематическим исследованиям были открыты базовые когнитивные определения личности и психиатрических расстройств, выработаны принципы идиосинкразической обработки и получения информации по этим расстройствам, а также изучена взаимосвязь когнитивной уязвимости и подверженности стрессу.

Применение когнитивной терапии к множеству психологических, психиатрических и соматических расстройств выходит далеко за пределы, которые я мог вообразить, когда лечил с помощью когнитивной терапии первых пациентов, страдающих депрессией и тревожностью. Исходя из результатов исследований, проведенных по всему миру, но особенно в США, достоверно установлено, что когнитивная терапия эффективна в лечении чрезвычайно широкого спектра заболеваний - от посттравматического стрессового расстройства до обсессивно-компульсивного расстройства, от фобий всех видов до расстройств приёма пищи. В сочетании с приемом медикаментов когнитивная терапия полезна в лечении биполярного аффективного расстройства и шизофрении. Также выяснилось, что применение когнитивной терапии дает успешные результаты в лечении ряда хронических соматических состояний, таких как боль пояснице, колит, гипертония и синдром хронической усталости.

При таких широких возможностях применения когнитивной терапии, как страстно увлеченный терапевт может обучиться главным ее принципам? Хочу ответить словами Алисы из Страны чудес: "Начните с самого начала" и вернуться к вопросу, заявленному в начале данного предисловия. Цель этой книги