Файл: Фармацевтическая этика и деонтология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Разъяснение правил приема лекарственных препара­тов. При отпуске лекарственных препаратов фармацевт или провизор обязан подробно разъяснить больному, как правиль­но хранить лекарство в домашних условиях, как и в какое вре­мя принимать его, а также чем рекомендуется запивать его. При этом при предупреждении о возможных побочных действиях лекарственного средства говорить об этом нужно осторожно, чтобы не внушить больному страха. Необходимо рассказать па­циенту, что нужно делать при появлении у него побочного дей­ствия препарата: во-первых, прекратить прием лекарства, во-вторых, обратиться к врачу. Обязательно следует сказать боль­ному, что некоторые побочные эффекты, описанные в аннота­ции к препарату, встречаются довольно редко.

Авторитет врача. Фармацевт, с точки зрения фармацевтической и медицинской деонтологии, обязан постоянно и всемерно поддерживать авторитет врача в целях сохранения веры больного в эффективность назначаемого лекарственного средства. Ни в коем случае нельзя высказывать критические замечания в адрес врача или выражать сомнение в целесообразности его назначений. Недопустимо также сообщать посетителю
аптеки о выявленной ошибке в рецепте врача. Рекомендуется решить этот вопрос без ведома больного. Но поставить в известность главного врача лечебно-профилактического учреждения о допущенных ошибках и о неправильно выписанных рецептах — необходимо.

Повышение профессионального уровня. Фармацевт или провизор обязан иметь достаточно высокий уровень профессиональной подготовки. Он должен обладать достаточными знаниями фармации и клинической фармакологии. Кроме того, провизор обязан ориентироваться в различных разделах клинической медицины, потому что должен уметь в случае необходимости дать квалифицированную консультацию лечащему врачу.

Вообще, необходимо подчеркнуть, что совершенствование знаний, а также методов работы является одним из главных принципов фармацевтической деонтологии, потому, что от квалификации специалиста аптечной организации зависит здоровье человека.

Этика и профессиональные отношения в аптечных коллективах

Успех работы в любом фармацевтическом учреждении зависит от взаимоотношений между провизорами (фармацевтами) и в коллективе в целом.

Взаимоотношения в аптечных коллективах строятся на принципах общности интересов в медикаментозном обслуживании населения и лечебно-профилактических учреждений, борьба за качество обслуживания, товарооборот, правильное и своевременное приготовление и отпуск лекарств и т.д.


В коллективе формируются не только профессиональные навыки, умения и мастерство, но и нравственные качества провизора как личности.

Отношения в аптечном коллективе должны создавать условия качественного выполнения задач по обеспечению лекарствами амбулаторных и стационарных больных, а главным мерилом поступков аптечных работников должна быть их совесть.

Стиль работы провизоров (фармацевтов) заключается в том, чтобы работать не просто дисциплинировано и прилежно, а на совесть, умело, результативно, красиво, чтобы и сам и другие тебя уважали за труд. Это важно потому, что больной, как правило, не в состоянии проверить ни качества, ни количество приготовленного лекарства. Он безраздельно доверяет провизору во всем, и этим доверием больного следует дорожить.

В аптечной среде должен быть создан такой микроклимат, который сделал бы труд радостью, жизненной потребностью, что приводит к пониманию общественной значимости своего труда, его признанию.

Кроме того, здоровый микроклимат призван содействовать взаимопониманию, взаимоуважению сотрудников, доверию друг к другу.

Создание здорового микроклимата способствует слаженности работы всего коллектива. Слаженность зависит еще и от того, как понимает свои обязанности каждый сотрудник и, прежде всего, руководитель аптечного учреждения.

Руководитель должен заботиться о стабильности и преемственности кадров, правильном сочетании опытных и молодых работников.

Руководитель должен быть наделен не только большими правами, но и высокой культурой, эрудицией, чувством такта, убеждения и юмора. Он должен быть авторитетом в коллективе.

Руководитель всегда на виду, и поэтому не может проявлять растерянность, слабость. Чтобы ни было у него на душе, обязан быть собранным, бодрым, чтобы люди получали от него заряд уверенности.

Руководитель должен помнить, что даже если человек ошибся, никто не вправе оскорбить его криком. Его подчиненные – это подчиненные только по службе и служат они не заведующему, а делу государства. Ни в коей мере нельзя ущемлять самолюбие людей, унижать их достоинство. Те, кто позволяют себе отступать от этой истины, безнадежно компрометируют себя, роняют свой авторитет.



О благополучном (или неблагополучном) микроклимате в коллективе аптеки можно косвенно судить по текучести кадров. Исследования социологов показывают, что в промышленных центрах в 28-30% случаев причиной увольнения с работы была нездоровая нравственная атмосфера в коллективе.

Стабильность микроклимата в аптечном коллективе определяется наличием взаимной требовательности и строгим правилом не скрывать ошибок, которые возможны не только из-за небрежности в работе, но и в связи с неправильной ее организацией, нарушением внутреннего распорядка и т. д. Слабая профессиональная подготовка иногда сочетается с несоблюдением морально-этических норм (равнодушие, халатность, формализм).

Н. И. Пирогов отмечал, что важно уметь видеть ошибки, но что еще более важно, уметь их признавать. Признание ошибок – обязательное условие нормальной работы. Оно должно быть безоговорочным, без ссылок на случайность и стечение обстоятельств. Самокритика и открытая, принципиальная критика – признак зрелости и здорового морального состояния коллектива.

Сплоченности коллектива способствуют простота и культура общения, отсутствие излишней самоуверенности среди сотрудников аптеки, что способствует взаимопониманию и четкости в работе.

Большое значение имеет трудовая дисциплина в коллективе, которая является залогом высокой производительности труда и культуры медикаментозного обслуживания населения.

Одним из условий сохранения здорового психологического климата с точки зрения деонтологии является умение промолчать. Но с другой стороны, не менее эффективна и здоровая критика. В этой связи имеет место практика проведения т. н. "психологических линеек", на которых собирается весь коллектив, и сотрудники открыто говорят сослуживцам о допущенных промахах и недостатках.

Однако, не всегда уместна отрицательная оценка руководителем работы подчиненного, сделанная публично. Иногда разговор по душам более действенный, чем порицание в коллективе, задевающее самолюбие. Не следует говорить о плохой работе сотрудника в его отсутствие т. к. при передаче разговора могут быть добавлены "подробности", которых не было.

Особенно важна человеку поддержка в беде, чуткость. Больной сотрудник не должен ощущать ненужности для коллектива, ведь он здоровым отдавал все свои силы.

Хорошо, когда в аптеке есть добрые, гуманные традиции. Тогда новые сотрудники, вливающиеся в коллектив, быстро осваиваются, вникают в работу, принимая его традиции. Сердечность и дружелюбие, разделенные работой и поддержкой в трудную минуту, сострадание и уважение, отзывчивость и принципиальность – это кредо фармацевтических работников.


Вывод

Таким образом, соблюдение принципов фармацевтической этики и деонтологии является своего рода искусством побеждать болезни не только лекарствами, но и словом, участливым отношением. А чтобы сердце и чувства не подвели и подсказали правильное решение, есть хорошее правило деонтологии высказанное в XVII веке английским врачом Сейднэмом: надо мысленно поставить себя в положение больного и обходится с ним так, как бы хотел, чтобы относились к тебе в аналогичной ситуации.

Источники


  1. https://cyberleninka.ru/article/n/eticheskie-i-deontologicheskie-aspekty-farmatsevticheskoy-deyatelnosti

  2. https://studopedia.ru/14_26357_farmatsevticheskaya-etika-i-deontologiya.html

  3. https://studopedia.net/6_107841_razdel--farmatsevticheskaya-etika-i-deontologiya.html

  4. https://studfile.net/preview/3595605/page:4/