Файл: Фармацевтическая этика и деонтология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Фармацевтический факультет

Кафедра: Управления и экономики фармации,фармакогнозии

Реферат на тему:

Фармацевтическая этика и деонтология

Выполнила студентка:

ОФ-101 Шаврина Светлана

г.Екатеринбург

2023

Содержание

Фармацевтическая этика и деонтология 1

Выполнила студентка: 1

ОФ-101 Шаврина Светлана 1

г.Екатеринбург 1

2023 2

Введение 3

Актуальность 4

Формирование этики и деонтологии в фармации 5

Требования деонтологии 6

Этика и профессиональные отношения в аптечных коллективах 12

Вывод 16

Источники 17

Введение 3

Актуальность 4

Формирование этики и деонтологии в фармации 5

Требования деонтологии 6

Этика и профессиональные отношения в аптечных коллективах 12

Вывод 16

Источники 17



Введение


С учетом особенностей профессиональной деятельности в сфере лекарственного обслуживания специалист с фармацевтическим образованием должен обладать определенными социально-психологическими свойствами личности, отвечающими потребностям общества, принципам фармацевтической этики и деонтологии.

Этика (ethos – обычай, нрав, характер) – это учение о нравственности, нормах поведения, морали. Из общих принципов морали и этики вытекают отличительные особенности профессиональной этики, в том числе фармацевтической. Фармацевтическая этика, как часть общей этики, является наукой о нравственных ценностях поступков и поведения фармацевтических работников всех уровней в процессе профессиональной деятельности. Исторически так сложилось, что фармация развивалась параллельно с медициной, поэтому те моральные устои, которые составляют этическую основу медицины, в равной степени относятся и к фармации.


Фармацевтическая деонтология - это наука о долге работников, об отношении их к своим профессиональным обязанностям. При этом надо выделить два аспекта: должностной и нравственный. Поэтому фармацевтическую этику надо рассматривать как теорию фармацевтической деонтологии, т.к. любая профессиональная этика (педагогическая, юридическая, медицинская и т.д.) разрабатывает принципы и закономерности функционирования профессиональной морали.

Актуальность


Провизоры работают в системе здравоохранения и для успешной деятельности в аптечных и фармацевтических предприятиях важны, прежде всего, профессионализм, умение сотрудничать с посетителями аптек, коллегами, врачами и медицинскими представителями. По данным проведенного опроса установлено, что 90% врачей и 50% провизоров считают медицинских представителей фармацевтических компаний компетентными в области знаний о рекламируемом лекарственном препарате. В то же время 35% опрошенных врачей и 4% фармацевтических работников оценивают их деятельность как мешающую работе. На характерные нарушения этических норм и некорректные сравнения рекламируемых препаратов с аналогами указывают 90% врачей и 99% провизоров. Компетентность в сфере общения одна из главных составляющих специалиста высокого уровня, так как важно не только донести правильную информацию до потребителя, но и проявить хорошие навыки межличностного общения. 

Формирование этики и деонтологии в фармации


В профессиональной деятельности фармацевтов этическим нормам поведения отводится немаловажная роль. Основы деон­тологии фармацевтической деятельности были заложены в 60— 70-е годы прошлого столетия. Масштабные изменения, произо­шедшие в последнее время в различных сферах хозяйства стра­ны, в том числе экономики, здравоохранения, фармации, психологии, а также информационных технологий, привели к ра­дикальным переменам во взаимоотношениях между врачом, па­циентом и фармацевтом.

Ассортимент лекарственных средств, имеющихся в аптечных организациях, значительно расширил­ся, и врач не всегда успевает ознакомиться с информацией обо всех поступающих новых лекарственных препаратах. В то же время уровень грамотности и требовательности к своему здоро­вью у определенной части населения повысился, и пациенты, принадлежащие к этому социальному слою и к тому же испы­тывающие дефицит времени, по причине своей сильной занято­сти очень часто обращаются напрямую к фармацевту, минуя врача. В связи со сложившимися обстоятельствами изменилась и сама роль фармацевта. Теперь фармацевт является ключевым звеном в развивающейся системе ответственного самолечения, что накладывает на него определенную, возросшую ответствен­ность.

Требования деонтологии


Взаимоотношениям аптечных работников с посетителями аптечных организаций являются одним из главных моментов фармацевтической деонтологии. При общении с больными, а также родственниками больных фармацевт или провизор обя­зан соблюдать следующие требования деонтологии:

Внешний вид. Психологами установлено, что мнение о человеке в большинстве случаев (около 80%) основывается по первому впечатлению. Подтянутость аптечного работника, его аккуратность и опрятность, а также скромность лежат в основе установления доверительных отношений с клиентами. Белоснеж­ный накрахмаленный халат тоже является составной частью этого имиджа, хотя некоторые фирмы и делают попытки заме­нить белый халат, но практика показывает, что лучше этого не делать.

Одежда провизора на работе должна быть установленной формы: халат и шапочка. Уместны халат и белые брюки. На шапочках может быть эмблема чаши со змеей. На лацкане халата должна быть карточка, где указывается фамилия, имя и отчество сотрудника. Это облегчает общение и накладывает на сотрудника определенную личную ответственность за обслуживание больного, а также подчеркивает, что аптека или фирма уверена в качестве продукции, которую реализует.

Установить контакт с больным помогают манера двигаться, говорить, тон, интонация, умение слушать.

По осанке и манере двигаться посетитель аптеки делает вывод об отношении провизора к работе, его энергии, темпераменте, характере.

Поведение. Не секрет, что посетители аптечных учрежде­ний в силу специфики учреждения люди нездоровые и им свой­ственна раздражительность, повышенная требовательность и внушаемость. Они крайне обидчивы. Поэтому аптечному работнику необходимо в обращении с ними быть предельно внима­тельными, тактичными и проявлять к ним максимум чуткости. Очень важно контролировать свои жесты и эмоции, так как больные пациенты замечают малейшие проявления недоброже­лательности.

Гнетущее впечатление на пациента оказывают также разго­воры на производственные темы, связанные с изготовлением лекарств, а также разногласия, возникающие между работни­ками аптечной организации. Разговоры на посторонние темы в присутствии больного также оказывают на него негативное впе­чатление. А приветливое обращение фармацевта или провизо­ра, предупредительность по отношению к пациенту, а также вежливость и желание облегчить нездоровье, как раз наоборот, способствуют укреплению его авторитета.


Речь. То, что словом можно вылечить, а можно и убить, известно всем. Необдуманное, высказанное сгоряча слово мо­жет сильно навредить авторитету фармацевта и подорвать дове­рие больного к нему. Оно способно нанести психическую трав­му больному и стать причиной ятрогенного заболевания. По­этому, рассказывая больному о порядке приема лекарства, не­обходимо избегать использования в своих объяснениях сложных медицинских терминов. Следует говорить внятно, в меру гром­ко, а при беседе с пожилыми больными нужно говорить мед­ленно, четко и повторить несколько раз.

Темп речи провизора должен быть умеренным, т. к. быстрая речь плохо воспринимается. Кроме того, психологи установили, что 60-65% запоминаемого принадлежит зрению, 10-15% – слуху, 7-10% – осязанию, 5-6% – вкусу и 2-4% – обонянию. Поэтому, говоря о приеме лекарственного средства, лучше держать его в руке, чтобы сконцентрировать на нем внимание больного, особенно, когда отпускается несколько лекарственных препаратов.

Провизору необходимо владеть силой голоса и правильной лексикой. Громкий голос – признак неуважения, бестактности; тихий – заставляет больного переспрашивать, прислушиваться; резкий голос нервирует больного, монотонный – утомляет.

Выразительность речи определяется и ее техникой, к которой относиться правильное дыхание, гибкость голоса, дикция, правильное ударение. Следует избегать ненужных реплик и оборотов типа «поймите же меня». «с ума сойти», «надо же» и т. п.

Немаловажное значение в общении с больными имеет мимика. Провизор не должен "разыгрывать" внимание к больному, он должен чувствовать внутреннюю потребность быть чутким и внимательным.

Располагает больного и добрая шутка, улыбка. В этой связи английский врач XVII века Сайднэм считал, что прибытие в город клоуна значит для здоровья людей больше, чем десятки мулов, нагруженные лекарствами.

Умение выслушать. Некоторые посетители аптечных орга­низаций, особенно пожилого возраста и одинокие, любят пого­ворить о своих болезнях, потому что надеются и хотят услы­шать слова сочувствия в свой адрес, и невнимание со стороны фармацевта или провизора вызывают у них обиду. Вообще од­ним из важных деонтологических требований к фармацевту является его умение разделить чужую боль, а также выслушать больного, посочувствовать ему, что совершенно не означает, что фармацевт должен молча выслушивать его. Необходимо умело поддерживать разговор и выражать свое отношение к проблемам больного искренне, настроясь на его волну, потому что формальное отношение больной сразу же ощущает.


Больному надо дать возможность выговориться, ибо как гласит латинская поговорка Dext etanimam lerari – сказал и облегчил душу. Больной страдает не только физически, но и морально, т.е. болезнь меняет его положение в обществе, в семье, рабочем коллективе. Поэтому обязанность провизора – поддержать, обнадежить, чтобы больной поверил в свое скорое выздоровление. Внимание, участие, защита, воспринимаются им как целебный бальзам.

Беседу лучше всего вести в форме короткого диалога, воздействуя на мысли и чувства больного, при этом сообщение должно содержать только те слова, которые убедят больного в эффективности лечения. Логичность мыслей достигается формулой: состав, применение, эффект. Психологами установлено, что человек запоминает 1/5 услышанного, поэтому провизору необходимо четко, а может быть и дважды объяснить способ и время приема лекарства, способ его хранения (условия и место). Пожилым людям, которые давно лечатся, следует корректно напоминать правила приема. Не стоит долго и настойчиво доказывать эффективность препарата, это вызывает у больного недоверие. Беседа с ним должна длиться 3-4 минуты. С больным не следует спорить и навязывать свою точку зрения. Говорить следует только по существу. Важным моментом в диалоге является пауза, дающая возможность больному обдумать и уяснить сказанное провизором.

Оформление витрин. Выкладка лекарств при оформлении витрин должна производиться не только с точки зрения мерчандайзинга, но и быть корректной с учетом профессиональной этики. Категорически запрещается выкладывать на витрину ле­карственные средства, отпускаемые по рецепту врача.

Эстетическое оформление лекарственных средств. Боль­шое значение в вопросах укрепления веры пациента в прини­маемое им лекарственное средство имеет его оформление. Не­привлекательный вид экстемпоральной лекарственной формы, а также неправильное оформление ее может посеять у больного сомнения в качестве этого лекарства.

Сохранение в тайне от пациента некоторых неприят­ных сведений. Такое поведение фармацевта может благотвор­но сказаться на динамике болезни и ее лечении. Пациенты, приобретая лекарства в аптеке, часто стремятся узнать у фар­мацевта поставленный им диагноз. При отпуске лекарствен­ного средства считается не этичным называть заболевание боль­ного, а рекомендуется указать только симптоматическое дей­ствие его.