Файл: Методические рекомендации по выполнению практических занятий по мдк. 01. 04 Техническое регулирование и контроль качества электрического и электромеханического оборудования.docx
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контроль технического состояния — проверка соответствия значений параметров оборудования требованиям, установленным документацией, и определение на этой основе одного из заданных видов ТС в данный момент времени.
В зависимости от необходимости проведения ТОиР различают следующие виды ТС:
- хорошее — ТОиР не требуются;
- удовлетворительное — ТОиР осуществляются в соответствии с планом;
- плохое — проводятся внеочередные работы по ТОиР;
- аварийное — требуется немедленная остановка и ремонт.
С целью установления фактического ТС оборудования, выявления дефектов, неисправностей, других отклонений, которые могут привести к отказам, а также для планирования проведения и уточнения сроков и объёмов работ по ТО и Р проводятся технические обследования (осмотры, освидетельствования, диагностирование). Технические обследования оборудования, эксплуатация которого регламентируется нормативными актами, проводится в порядке, установленном соответствующими нормативными актами.
Технический осмотр — мероприятие, выполняемое с целью наблюдения за ТС оборудования.
Техническое освидетельствование — наружный и внутренний осмотр оборудования, испытания, проводимые в срок и в объёмах, в соответствии с требованиями документации, в том числе нормативных актов, с целью определения его ТС и возможности дальнейшей эксплуатации.
Техническое диагностирование — комплекс операций или операция по установлению наличия дефектов и неисправностей оборудования, а также по определению причин их появления.
Различают субъективные и объективные методы оценки ТС оборудования.
Под субъективными (органолептическими) методами подразумеваются такие методы оценки ТС оборудования, при которых для сбора информации используются органы чувств человека, а также простейшие устройства и приспособления, предназначенные для увеличения чувствительности в рамках диапазонов, свойственных органам чувств человека. При этом для анализа собранной информации используется аналитико-мыслительный аппарат человека, базирующийся на полученных знаниях и имеющемся опыте. К субъективным методам оценки ТС относят визуальный осмотр, контроль температуры, анализ шумов и другие методы.
Под объективными (приборными) методами подразумеваются такие методы оценки ТС, при которых для сбора и анализа информации используются специализированные устройства и приборы, электронно-вычислительная техника, а также соответствующее программное и нормативное обеспечение.
К объективным методам оценки ТС относятся:
- вибрационная диагностика,
- методы неразрушающего контроля (магнитный, электрический, вихретоковый, радиоволновой, тепловой, оптический, радиационный, ультразвуковой, контроль проникающими веществами) и другие.
Комплексный нормативно-обусловленный метод определения фактического ТС энергоустановок: Определение фактического ТС энергоустановок проводят в три этапа:
а) путем оперативного диагностирования работающей энергоустановки или временно выведенной (но не разобранной), например, при включении в работу другого электродвигателя магистрального насоса, находившегося в резерве.
Здесь производят раннее выявление дефектов, текущую оценку ТС и прогнозирование развития появляющихся дефектов с оценкой их опасности, формируют рекомендации по дальнейшей эксплуатации энергоустановки:
- эксплуатация без ограничений;
- введение в работу резервной установки;
- немедленный вывод в профилактику;
- сдвиг сроков плановых ремонтов;
б) диагностирование при текущих и капитальных ремонтах, основные задачи которого при определении ТС совмещены с практическими реализациями по локализации продиагностированных дефектов и определением объемов и стоимости ремонтно-восстановительных работ вплоть до рекомендаций о целесообразности замены энергоустановки или отдельных ее узлов;
в) определение ТС энергоустановки и ее остаточного ресурса комплексным методом, т.е. получение объективной информации о ТС энергоустановки в результате комплексного обследования, включающего специальные методы и средства диагностирования, выходящие за рамки действующих нормативных документов.
Сводной формализованной базой для реализации комплексного нормативно-обусловленного метода определения фактического ТС является заключение специализированной организации, в котором на основе протоколов, полученных по результатам работ, отражают проведенный объем диагностирования различными методами, результаты испытаний и выводы как по каждому из видов испытаний, так и по энергоустановке в целом.
По обработанным результатам диагностирования отдельных видов энергоустановок с использованием базы данных раннего диагностирования (анализ потока отказов за время от начала работы энергоустановки и от последнего диагностирования, вибро - и термоконтроль, анализ концентраций газов и фурановых соединений в масле, интенсивности частичных разрядов, результатов тепловизионного контроля и др.) и определения степени приближения к предельному состоянию узлов и всей энергоустановки по совокупности плановых диагностических измерений и испытаний в случае положительного результата продляют срок эксплуатации энергоустановки в соответствии с комплексным нормативно-обусловленным методом на время, не превышающее (не противоречащее) период эксплуатации, рекомендованный в действующих нормативных документах.
Установление (прогнозирование) общих сроков работы энергоустановки до ее списания не производится вне зависимости от срока ее изготовления и пуска в эксплуатацию.
Обусловленность комплексного нормативно-обусловленного метода продления срока отражает требования соблюдения правил технического обслуживания и ремонта, а также текущего (раннего) диагностирования.
На практике применение комплексного нормативно-обусловленного метода продления срока гарантированной эксплуатации означает установление времени работы продиагностированной энергоустановки в обычном технологическом режиме до очередного диагностирования при текущем (без разборки) или капитальном (с разборкой) ремонте с выполнением рекомендаций специализированной организации: усилению (повышению частоты) текущего диагностирования по динамике роста концентрации газов и фуранов в масле, методом частичных разрядов, тепловизионным и др. методами для установления тенденции развития обнаруженных в начальной стадии дефектов.
Используя комплексный нормативно-обусловленный метод, следует проводить сбор информационной базы данных из опыта работы для повышения доверительности методов определения сроков по наработке, потоку отказов и методам статистического прогнозирования.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
-
Дайте понятие технического состояния ЭО. -
Дайте понятие технического освидетельствования ЭО. -
Дайте понятие технического диагностирования ЭО.
Задания к практическому занятию:
6.1 Составить алгоритм технической диагностики электрооборудования комплексным нормативно-обусловленным методом.
Инструкция по выполнению практического занятия:
6.1 Изучить теоретический материал.
6.2 Ответить на вопросы.
6.3 Выполнить задание.
Порядок выполнения отчета по практическому занятию:
Отчет по практическим занятиям оформляется в тетрадях для практических занятий и должен содержать:
- необходимые таблицы, расчеты, выводы в соответствии с целью практического занятия.
Учитывая подготовку, выполнение практического занятия и ответы на вопросы по итогам выполнения работ, выставляются оценки в дорожной карте по каждой специальности.
Отчеты по всем выполненным работам хранятся у преподавателя в течение года. Лучшие отчеты используются в работе преподавателя.
Практическое занятие №7
Порядок разборки и сборки электродвигателя постоянного тока
Цель работы: Составить технологическую карту разборки и сборки электродвигателя постоянного тока.
Обеспеченность занятия
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации.
Краткие теоретические материалы по теме практического занятия:
Текущий ремонт выполняется для обеспечения и восстановления работоспособности электродвигателя. Он заключается в замене или восстановлении отдельных частей. Проводится на месте установки машины или в мастерской.
Периодичность выполнения текущего ремонта электродвигателей определяется системой ППР. Она зависит от места установки двигателя, типа станка или машины, в составе которой он используется, а также от продолжительности работы в сутки. Электродвигатели подвергаются текущему ремонту в основном 1 раз в 24 месяца.
При проведении текущего ремонта выполняются следующие операции: очистка, демонтаж, разборка и дефектация электродвигателя, замена подшипников, ремонт выводов, клеммной коробки, поврежденных участков лобовых частей обмотки, сборка электродвигателя, покраска, испытание на холостом ходу и под нагрузкой. У машин постоянного тока и электродвигателей с фазным ротором дополнительно выполняется ремонт щеточно-коллекторного механизма.
Текущий ремонт проводится в определенной технологической последовательности. До начала
ремонта необходимо просмотреть документацию, определить наработку подшипников электродвигателя, установить наличие неустраненных дефектов. Для проведения работ назначается бригадир, готовятся необходимые инструменты, материалы, приспособления, в частности, подъемные механизмы.
Перед началом демонтажа электродвигатель отключается от сети, принимаются меры по исключению случайной подачи напряжения. Подлежащая ремонту машина очищается от пыли и грязи щетками, обдувается сжатым воздухом от компрессора. Отворачивают винты крепления крышки коробки выводов, снимают крышку и отсоединяют кабель (провода), подводящий питание к двигателю. Кабель отводят, соблюдая необходимый радиус изгиба, чтобы не повредить его. Болты и другие мелкие детали складывают в ящик, который входит в набор инструментов и приспособлений.
При демонтаже электродвигателя необходимо нанести керном метки, чтобы зафиксировать положение полумуфт относительно друг друга, а также отметить, в какое отверстие полумуфты входит палец. Прокладки под лапами следует связать и разметить, чтобы после ремонта каждую группу прокладок установить на свое место, это облегчит центровку электрической машины. Следует разметить также крышки, фланцы и другие детали. Несоблюдение этого правила может привести к необходимости повторной разборки.
Снимают электродвигатель с фундамента или рабочего места за рым-болты. Использовать для этой цели вал или подшипниковый щит запрещается. Для съема используются подъемные устройства.
Разборка электродвигателя выполняется с соблюдением определенных правил. Начинается она с удаления полумуфты с вала. При этом используются ручные и гидравлические съемники. Затем снимается кожух вентилятора и сам вентилятор, отвертываются болты крепления подшипниковых щитов, снимается задний подшипниковый щит легкими ударами молотка по надставке из дерева, меди, алюминия, вынимается ротор из статора, снимается передний подшипниковый щит, демонтируются подшипники.
После разборки выполняется очистка деталей сжатым воздухом с использованием волосяной щетки для обмоток и металлической для кожуха, подшипниковых щитов, станины. Засохшая грязь удаляется деревянной лопаточкой. Применять отвертку, нож и другие острые предметы запрещается. Дефектация электродвигателя предусматривает оценку его технического состояния и определение неисправных узлов и деталей.