Файл: Методические рекомендации по выполнению практических занятий по мдк. 01. 04 Техническое регулирование и контроль качества электрического и электромеханического оборудования.docx
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При ремонте электрических машин предусматривается пооперационный контроль качества выполненных работ.
Главные и дополнительные полюсы и полюсные наконечники генератора устанавливают туда, где они стояли до разборки. Перед окончательной установкой полюсов внутреннюю поверхность станины, кроме мест, сопряжения с сердечниками, окрашивают эмалью. Места сопряжения покрывают смазкой для предохранения от коррозии. Первыми поочередно устанавливают главные полюсы и закрепляют их болтами, не затягивая болты полностью. Затем устанавливают добавочные полюсы и только после этого окончательно затягивают болты всех полюсов. Для увеличения производительности труда применяют пневматические гайковерты. Плотность прилегания сердечника к станине проверяют щупом толщиной 0,05 мм.
Катушки главных и добавочных полюсов устанавливают в корпус после их пропитки. Перед установкой проверяют состояние изоляции, качество полуды концов. Проверку геометрических размеров пазовых и лобовых частей катушки выполняют с помощью специальных шаблонов, а проверку надежности межвитковой и корпусной изоляции катушек осуществляют повышенным напряжением.
Ввод ротора в статор — наиболее ответственная операция. Чтобы предохранить поверхность статора и ротора от повреждений, между ними вкладывают лист картона. Установка ротора может осуществляться с помощью тех же приспособлений, что и выемка.
После того как ротор будет вдвинут в статор, вынимают лист картона, надевают на вал подшипниковые щиты.
Осмотр и контроль — ответственные операции, которые завершают сборку электрических машин после сборки.
После сборки электрическую машину осматривают, проверяют наличие всех деталей, качество сборки, надежность всех болтовых соединений, состояние выводных концов и прочность кабельных наконечников; поворачивают ротор и проверяют отсутствие заеданий вращающихся частей.
У всякой электрической машины после сборки измеряют воздушный зазор между ротором и статором. Вследствие неточностей сборки машины зазор может быть неравномерным по окружности. Наибольшие отклонения от среднего измеренного зазора в отдельных точках не должны превышать ±10%. Зазоры измеряют щупами.
У двигателей с контактными кольцами и коллектором проверяют их поверхность и правильность установки щеток. Изоляцию щеточного механизма после регулировки всей системы проверяют мегомметром и в случае неудовлетворительного состояния восстанавливают путем сушки или замены отдельных изоляционных деталей. Перед пуском двигателя проверяют соответствие взаимной согласованности выводов обмоток и схемы внутренних соединений принятым обозначениям. Устанавливают правильность присоединения выводов электрической машины к сети с целью обеспечения правильного направления вращения машины.
Перед пуском проверяют надежность заземления корпуса электрической машины.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Какие требования предъявляются к ремонту электрических машин?
2. Назовите типовой объем текущего ремонта электрических машин.
3. Назовите типовой объем капитального ремонта электрических машин.
4. Каков типовой объем предремонтных испытаний?
5. Какие операции выполняются при капитальном ремонте электродвигателей?
Задания к практическому занятию:
27.1 Составить технологическую карту сборки электрических машин переменного тока после капитального ремонта.
27.2 Составить технологическую карту сборки электрических машин постоянного тока после капитального ремонта.
Инструкция по выполнению практического занятия:
- Изучить теоретический материал.
- Ответить на вопросы.
- Выполнить задание.
- Форма технологической карты:
Последовательность выполнения
Применяемые оборудование, инструмент
Порядок выполнения отчета по практическому занятию:
Отчет по практическим занятиям оформляется в тетрадях для практических занятий и должен содержать:
- необходимые таблицы, расчеты, выводы в соответствии с целью практического занятия.
Учитывая подготовку, выполнение практического занятия и ответы на вопросы по итогам выполнения работ, выставляются оценки в дорожной карте по каждой специальности.
Отчеты по всем выполненным работам хранятся у преподавателя в течение года. Лучшие отчеты используются в работе преподавателя.
Практическое занятие №28
Испытание электрических машин после ремонта
Цель работы: изучить содержание испытаний электрических машин после капитального ремонта.
Обеспеченность занятия
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации.
Краткие теоретические материалы по теме практического занятия:
Отремонтированные машины в зависимости от мощности и назначения подвергаются приемосдаточным испытаниям согласно установленным нормам.
К числу основных испытаний, которым подвергают электрические машины, относят: проверку сопротивления изоляции всех обмоток относительно корпуса и между ними, правильность маркировки выводных концов; измерение сопротивления обмоток; проверку коэффициента трансформации асинхронных двигателей с фазным ротором и холостого хода; испытание на повышенную частоту вращения, контроль изоляции между витками, проведение опыта короткого замыкания, испытание на нагревание под нагрузкой, испытание электрической прочности изоляции.
Сопротивление обмоток постоянному току чаще всего измеряют методом измерительных мостов и методом амперметра — вольтметра. При этом измеренные сопротивления не должны отличаться друг от друга более чем на ±2 %.
Электрическую прочность изоляции относительно корпуса испытывают переменным током частотой 50 Гц в течение 1 мин. Величина испытательного напряжения зависит от мощности и номинального напряжения машины и приводится в ПУЭ.
В частности, электрические машины мощностью до 1000 кВт подвергают следующим испытаниям:
-
проверке сопротивления изоляции всех обмоток относительно корпуса и между собой. Проверку проводят при номинальном напряжении для машин до 1 кВ мегомметром на напряжение 1000 В. Сопротивление изоляции должно быть в пределах 0,5 — 1 МОм; -
испытанию изоляции электрической прочности повышенным напряжением переменным током промышленной частоты 50 Гц в течение 1 мин (величина напряжения для обмоток статора машин переменного тока приведена в табл.); -
измерению величины зазоров между сталью ротора и статора, а также в подшипниках.
Измерение сопротивления изоляции постоянному току обмоток статора и ротора выполняется у электродвигателей номинальным напряжением 3 кВ и выше и мощностью 300 кВт и более.
Испытание на холостом ходу проводится для электродвигателей мощностью 100 кВт и более на номинальное напряжение 3 кВ и выше.
Проверка позволяет установить существенные неполадки, например: повышенный ток холостого хода указывает на увеличенный зазор между статором и ротором или малое число витков в обмотке статора; большие потери мощности при холостом ходе — на междувитковое замыкание, повреждение сердечника или повышенное трение в подшипниках.
Измерение тока холостого хода каждой фазы и пусковых токов проводят на специальных испытательных стендах, оборудованных источниками регулируемого напряжения, двигателями- генераторами, преобразователями, выпрямителями, трансформаторами, индукционными регуляторами с плавным регулированием напряжения от 60 до 500 В и другим оборудованием с необходимыми контрольно-измерительными приборами и аппаратурой. Испытательные стенды снабжены также приспособлениями для установки и крепления машин и пультов управления.
Обмотки ремонтируемых электродвигателей контролируют и испытывают на трех стадиях производства: после изготовления катушек обмоток, укладки обмоток в пазы и сборки двигателя.
Заключительные этапы проверки ремонтируемого электродвигателя — измерение зазоров и пробный пуск. Перед окончательными испытаниями на стенде проверяют правильность сборки и взаимодействия всех частей двигателя путем пробного пуска и работы на холостом ходу в течение 30 мин.
Перед пробным пуском проверяют готовность машины к пуску и работе: наличие смазочного масла в подшипниках, правильность положения щеток (у электродвигателей с фазным ротором щетки должны быть опущены на контактные кольца, а пусковой реостат введен полностью), отсутствие в машине посторонних предметов, свободное вращение ротора без задевания вращающимися частями, прочное закрепление неподвижных подшипниковых щитов. Запустив машину с подшипниками скольжения, наблюдают за работой смазочного кольца: оно должно плавно вращаться и подавать масло на шейку вала. Шариковые и роликовые подшипники должны работать без шума.
По истечении 30 мин работы на холостом ходу двигатель останавливают и, приняв меры предосторожности, исключающие пуск его в работу, тщательно осматривают и ощупывают его обмотку, подшипники и другие части, чтобы выявить местные нагревы и дефекты деталей. Двигатель передают на испытательную станцию для окончательных испытаний, где в первую очередь определяют его номинальные данные.
Методика и объем испытаний для отремонтированного двигателя устанавливаются инструкциями, разработанными для конкретной испытательной станции ремонтного цеха, с учетом требований ГОСТ, ПУЭ и инструкций заводов-изготовителей электродвигателей. Результаты испытаний заносятся в протокол.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
-
Какие виды работ относят к числу основных испытаний, которым подвергают электрические машины? -
Для чего проводят испытания на холостом ходу? -
В чем состоит заключительный этап проверки ремонтируемого электродвигателя? -
Охарактеризуйте процесс пробного пуска электродвигателя. -
На основании каких документов устанавливается методика и объем испытаний для отремонтированного двигателя?
Задания к практическому занятию:
28.1 Составить технологическую карту испытаний электрических машин переменного тока после капитального ремонта.
28.2 Составить технологическую карту испытаний электрических машин постоянного тока после капитального ремонта.
Инструкция по выполнению практического занятия:
- Изучить теоретический материал.
- Ответить на вопросы.
- Выполнить задание.
- Форма технологической карты:
Последовательность выполнения
Применяемые оборудование, инструмент
Порядок выполнения отчета по практическому занятию:
Отчет по практическим занятиям оформляется в тетрадях для практических занятий и должен содержать:
- необходимые таблицы, расчеты, выводы в соответствии с целью практического занятия.
Учитывая подготовку, выполнение практического занятия и ответы на вопросы по итогам выполнения работ, выставляются оценки в дорожной карте по каждой специальности.
Отчеты по всем выполненным работам хранятся у преподавателя в течение года. Лучшие отчеты используются в работе преподавателя.
Практическое занятие №29
Изготовление и укладка обмоток
из круглых и прямоугольного проводов
Цель работы: изучить алгоритм изготовления и укладки обмоток электрических машин.
Обеспеченность занятия
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации.
Краткие теоретические материалы по теме практического занятия: