Файл: Тема Технология ведения тренинга.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 6. Технология ведения тренинга.


Термин «тренинг» имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и научным определениям тренинга.
Ю. II. Емельянов определяет его как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности.
Тренинг определяется и как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью . Есть также определение тренинга как части планируемой активности организации. направленной на увеличение профессиональных знаний и умений, либо на модификацию аттитюдов и социального поведения персонала способами, сочетающимися с целями организации и требованиями деятельности.


Распространены определения тренинга как одного из активных методов обучения, или социально-психологического тренинга. Л. А. Петровская рассматривает социально-психологический тренинг «как средство воздействия, направленное на развитие знаний. социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения», «средство развития компетентности в общении», «средство психологического воздействия».
Б. Д. Парыгин говорит о методах группового консультирования, описывая их как активное групповое обучение навыкам общения в жизни и обществе вообще: от обучения профессионально полезным навыкам до адаптации к новой социальной роли с соответствующей коррекцией. Я-концепции и самооценки.


Специфическими признаками тренингов,
позволяющими выделять их среди других методов практической психологии, являются:
повышенная активность участников;
игровой характер;
обучающая направленность;
систематическая рефлексия (обратная связь);
групповая форма проведения.


Тренинги, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается специалист, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько:

тренинг как своеобразная форма "натаскивания", при которой жесткими манипулятивпыми приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, но мнению ведущего;
тренинг как тренировка, в результате которой происходи! формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;
тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знании, а также развитие некоторых умений и навыков;
тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Структурные упражнения


Структурные упражнения - это техники, применяемые для развития эффективных групповых процессов. Процессы, развивающиеся при выполнении этих упражнений, создают в группе благоприятную атмосферу для обучения.
К структурным упражнениям относятся:
Вступление
Правила
Знакомства
Ожидания
Разминки
Подведение итогов


Почему мы называем эти упражнения структурными?
Каждое упражнение занимает определенное место в структуре тренинга Эти упражнения всегда включаются в структуру тренинга. Каждый день тренинга включает в структуру такие упражнения.
Вступление: Вступление, правила, знакомство, ожидания проводятся в начале тренинга, разминки — после обеда, а также когда возникает потребность снять у группы напряжение, усталость. Подведение итогов — завершающее упражнение тренинга.


Правила: Принятие правил полочная техника усвоения основных правил поведения для эффективной работы группы. Результатом упражнения является использование в ходе тренинга этого удобного средства урегулирования групповых процессов во избежание возникновения серьезных проблем.
Следуем подчеркнуть, что соблюдение правил контролирует вся группа - все вместе, включая тренеров, а также все участвующие в отдельности.
Подведение итогов:
Мы завершаем тренинговый день упражнением

, помогающим участвующим закрепить полученный во время занятия положительный эмоциональный заряд.


Варианты структурных упражнений:
УПРАЖНЕНИЕ: «ВСТУПЛЕНИЕ»
Цель: Предоставить информацию о предстоящем тренинге.
Время выполнения: 10 минут.
Метод: презентация.
Поздоровайтесь, поблагодарите всех присутствующих за их желание принять участие в тренинге. Назовите программу, проект и доноров, благодаря которым стала возможной наша деятельность. Расскажите о тренинге и нетрадиционной методике обучения. Кратко сообщите цель и план тренинга, а также отдельные детали.
Рекомендации. Учитывайте социальный статус участвующих. Вступительное слово должно быть приветливым и кратким.


УПРАЖНЕНИЕ: «ПРАВИЛА»
Цель: создать конструктивную атмосферу для работы Время выполнения: 10--/5 минут Метод: обсуждение в группе
Описание проведения упражнения:
Обсудите с участвующими, что такое правила, для чего нужно их принимать. Предложите группе правила работы в такой последовательности:
Приходить вовремя
Быть положительными
Не критиковать
Говорить кратко, поочередно, по одному, по теме
Персонификация
Добровольность
Конфиденциальность
Группа может предлагать свои правила.
Обсудите и согласуйте с группой каждое правило.
Предложите группе в случае нарушения правил воспользоваться жестом открытых ладоней.


Теория обучения Колба
Дэвид А.Колб выдвинул теорию, согласно которой обучение состоит из мышления/думанья и выполнения. Он считает, что невозможно эффективно учиться, просто читая о чем-то или изучая только теории. Важно сочетать это с определенным практическим опытом, чтобы усилить или испытать теорию.
Точно также не может быть эффективным обучение, в ходе которого что-то просто выполняется. Необходимо обдумать то, что уже сделано, подвести итоги, чтобы по-настоящему понять, что мы делали.
Колб развил базисную теорию в 4-ступенчатую модель, суть которой такова:
Конкретный опыт
Использование в Наблюдения
определенных ситуациях и размышления
План действий над опытом

Формирование абстрактных
понятий и обобщений
Отправным моментом в естественном обучении является конкретный опыт. Он образует почву для наблюдения и осмысления (рефлексии), которые составляют фазу обучения. На основании наблюдения человек приходит к абстрактным (отстраненным от непосредственного опыта) представлениям и понятиям (третья фаза), выступающим в виде гипотез и проверяющимся в разнообразных ситуациях — воображаемых, моделированных и реальных (четвертая фаза — активное экспериментирование).

Психофизический тренинг


Тренинг, усовершенствуя сенсорную культуру наблюдения, сенсорные и моторные умения, изменяет природу сенситивности человека в заданном направлении, углубляет интеллектуальную и эмоциональную стороны индивидуальности. Сознательное владение сенсорным механизмом — это умение использовать свои возможности, а обогащение арсенала чувств — это увеличение своих возможностей на пути естественного возбуждения творчества органической природы.


Работа по направленному изменению сенситивности может сочетаться с работой над отдельными качествами характера: над избирательными отношениями к людям, к явлениям и к собственной личности (самооценкой), над коммуникативными чертами личности (умением подойти к другому человеку и понять его), над волевыми и трудовыми свойствами и навыками, над чертами мировоззрения. Эта работа не может не привести к изменению характера личности, а всякое движение в сторону такого изменения отражается и на темпераменте человека, изменяет темперамент в той мере, в какой изменяются составляющие его величины. Именно так преображается тип нервной системы. Сенситивное воспитание — составная часть научно-направленного, гармонического воспитания личности. Решение этой проблемы даст дальнейшую перспективу тренингу творческой психотехники.