Файл: Диссертация по направлению подготовки 37. 04. 01 Психология студентки группы пм5А2009кпк профиль Клиникопсихологическое консультирование с основами психотерапии.docx
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Продолжение Таблицы 5
Показатели | Группа 1.1. n=10 (прошли терапию) | Группа 1.2 n=10 (не прошли терапию) | Группа 2.1 n=10 (прошли терапию) | Группа 2.2 n=12 (не прошли терапию) | Контрольная группа (не прошли терапию) |
Кратковременная зрительно-моторная память, балл/ | 39,15±8,18 | 31,44±8,52 | 36,63±3,29 | 31,63±5,66 | 46,51±4,23 |
Долговременная зрительно-моторная память, балл | 33,15±5,7 | 30,44±5,8 | 28,02±3,6 | 25,84±6,67 | 37,81±2,5 |
Скорость обработки информации, балл | 10,01±1,96 | 10,96±2,17 | 7,94±1,51 | 8,53±2,56 | 10,62±5,96 |
Вербальная, зрительная и рабочая память, переключаемость внимания (исполнительные функции), скорость обработки информации у пациентов с аффективным расстройством и психотическим расстройством снижены по сравнению с контрольной группой. Как показывают другие исследования, именно эти когнитивные нарушения чаще всего проявляются у людей с психическими расстройствами.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что пациенты с аффективным расстройством и психотическим расстройством демонстрируют схожие по структуре, но различающиеся по выраженности когнитивные нарушения. Так, зрительно-пространственные способности и зрительная память, активное внимание, в том числе его устойчивость и переключаемость (исполнительные функции), эффективность долговременного запоминания у пациентов с аффективным расстройством нарушены в меньшей степени по сравнению с больными с психотическим расстройством.
В целом данные исследования подтверждают мнение о том, что проявления когнитивного дефицита при аффективном расстройстве ниже, чем при психотических расстройствах.
Пациенты, не участвующие в Программе (подгруппы 1.2 и 2.2), в целом несколько хуже справлялись с заданиями тестированию по сравнению с теми, кто не участвовал в программе.
Следует отметить, что как у пациентов с аффективными расстройствами, так и у пациентов с психотическими расстройствами оказались достаточно сохранными зрительно-конструктивные способности (по результатам методики копирования комплексной фигуры Рея–Остеррица), а у пациентов, прошедших психокоррекционную программу, эти показатели повысились.
Однако при проведении теста на немедленное и отсроченное воспроизведение комплексной фигуры, показатели зрительно-моторной памяти все же оказались сниженными.
Снижение рабочей памяти и скорости обработки информации характерно как для пациентов с аффективным расстройством, так и больных с психотическим расстройством. Это позволяет предположить, что скорость обработки информации является одной из наиболее чувствительных областей когнитивного функционирования и связана с исполнительным функционированием, беглостью речи и памятью.
В последние годы комплексный подход к терапии психических расстройств, включающий медикаментозное психиатрическое лечение, психотерапию и психосоциальную коррекцию становится наиболее эффективной стратегией в терапии сложных психических расстройств, таких как аффективные и психотические расстройства. Полученные нами результаты подтверждают мнение о том, что применение арт-техник в рамках психотерапевтической и психокоррекционной работы, может значимо улучшить их когнитивные показатели.
Данные проведённого нами анкетирования на контрольном этапе также свидетельствуют об улучшении качества жизни и повышении настроения и мотивации участников исследования, а также о росте их самооценки и соответствующих позитивных изменениях в жизни.
Полученные результаты целесообразно использовать для дальнейшего, в том числе лонгитюдного исследования.
Выводы по главе III
1. Предлагаемая нами психокоррекционная программа с применением техник арт-терапии включает следующие направления: работа с мотивационной сферой; работа с эмоционально-волевой сферой; коммуникативная работа с эмоциональной сферой личности; непосредственная работа с эмоциональной сферой респондентов; работа с нравственной сферой личности; работа с областью ценности и смысла.
2. Результат повторной диагностики показал, что пациенты, не участвующие в программе, хуже справлялись с заданием на зрительно-моторную координацию для оценки активного внимания «ТМТ-А» по сравнению с теми, кто не участвовал в программе.
3. Вербальная, зрительная и рабочая память, переключаемость внимания (исполнительные функции), скорость обработки информации у пациентов с аффективным расстройством и психотическим расстройством снижены по сравнению с контрольной группой. Эти результаты согласуются с данными других исследований в том, что указанные нарушения наблюдаются среди наиболее выраженных и часто встречающихся у больных психотическими расстройствами и они рассматриваются в качестве потенциальных маркеров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время происходит рост заболеваемости психическими расстройствами. Наиболее распространенными, и в то же время одними из самых тяжёлых являются аффективные расстройства, такие как депрессия и биполярное аффективное расстройство (БАР), а также психотические расстройства, такие как шизофрения, шизоаффективные расстройства и психоз.
Аффективное расстройство определяется как нарушение настроения, характеризующееся двумя или более эпизодами, при которых настроение и уровень активности больного в значительной степени нарушаются, причем в одних случаях его настроение, энергия и активность повышаются, в других — снижаются.
Психотические расстройстваПсихоз трактуется как состояния, характеризующееся регистрами позитивной психопатологической симптоматики, включающими аффективные психотические, паранойяльные бредовые, галлюцинаторные и бредовые, парафренные, кататоно-гебефренные и спутанность сознания. Поведение определяется психотической симптоматикой с утратой волевого контроля. Отсутствует критическая оценка своего состояния как болезненного.
Эти психические заболевания существенно влияют на функциональность больных (когнитивные способности, эмоционально-волевую сферу), способность к адаптации в обществе (коммуникабельность, семейные и дружеские связи) и трудоспособность, что в совокупности приводит к инвалидизации в молодом и среднем возрасте.
Ранее терапия пациентов с такими заболеваниями, как правило, ограничивалась медикаментозными средствами. Однако современный подход к терапии и реабилитации таких больных предусматривает комплекс из трёх мер (1) психиатрическое лечение, (2) психотерапию, (3) психосоциальную реабилитацию.
Психотерапия для больных с аффективными и психотическими расстройствами должна учитывать клиническую картину заболевания и иметь соответствующие цели и задачи. В клинической практике успешно применяются методы когнитивно-поведенческой терапии, подходы, разработанные аналитической и гуманистической школ. Высокую эффективность показывают групповые методы работы.
При этом, существуют некоторые противопоказания для психотерапевтической работы, которые отмечаются терапевтами, работающими в любом из этих направлениях. Так, психотерапевтическую работу затрудняют когнитивные нарушения больных, своеобразие мыслительного процесса, риск обострения психотических или острых аффективных состояний при работе с травмирующими переживаниями.
Арт-терапия является одним из мягких, и в то же премия глубоких методов, который успешно применяется как в рамках психотерапии, так и в рамках психосоциальной реабилитации.
В рамках исследования нами была разработана психокоррекционная программа с применением арт-техник, ориентированная на группы поддержки для людей с психическими расстройствами. Согласно гипотезе исследования, участие в данной программе способствует улучшению психического состояния по ряду показателей у людей с аффективными и психотическими расстройствами.
Предлагаемая нами коррекционная программа применения арт-техник включает следующие направления: работа с мотивационной сферой; работа с эмоционально-волевой сферой; коммуникативная работа с эмоциональной сферой личности; непосредственная работа с эмоциональной сферой респондентов; работа с нравственной сферой личности; работа с областью ценности и смысла.
В эмпирическом исследовании приняли участие 44 пациентов с аффективными и психотическими расстройствами. 20 из них приняли участие в психокоррекционной программе, а 20 - нет. В контрольную группу исследования вошли 20 человек без психических расстройств.
Качественно-количественный анализ результатов исследования показал, что психотический и аффективные расстройства негативно влияют на психическое состояние людей. Согласно проведенному исследованию, вербальная, зрительная и рабочая память, переключаемость внимания (исполнительные функции), скорость обработки информации и самооценка снижены у исследуемых пациентов по сравнению с контрольной группой. Указанные нарушения менее выражены у людей с аффективными расстройствами, чем у людей с психотическими расстройствами. Эти результаты согласуются с данными других исследований в том, что указанные нарушения наблюдаются среди наиболее выраженных и часто встречающихся у больных психотическими расстройствами и они рассматриваются в качестве потенциальных маркеров.
Группы пациентов, которые приняли участие в арт-терапевтической программе продемонстрировали позитивную динамику когнитивных показателей на контрольном этапе исследования, а также другие показатели их функциональности (настроение, самооценка, творческая реализация и др.). Результат повторной диагностики показал, что пациенты, не участвующие в программе, хуже справлялись с заданием на зрительно-моторную координацию для оценки активного внимания по сравнению с теми, кто не участвовал в программе
Проведенное эмпирическое исследование подтверждает эффективность арт-техник в работе с людьми с аффективными и психотическими расстройствами. Разработанная нами программа может быть применена практикующими психологами как в клинических условиях, так и амбулаторно. Долгосрочный эффект от прохождения такой программы людьми с аффективными и психотическими расстройствами может стать основой для более масштабного, в том числе лонгитюдного исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Алешкина Г.А., Барденштейн Л.М., Пугачева М.Е., Кононец А.С. Острые кратковременные психотические расстройства шизофренического спектра (обзор литературы)./ Алешкина Г.А., Барденштейн Л.М., Пугачева М.Е., Кононец А.С. – Психическое здоровье. 2019. № 11. – С. 51-64. -
Алиева М.Б. Психология здоровья /М.Б. Алиева, А.М. Бейбутова, Г.Р. Чубанова, А.А. Цахаева. — Киев: Общество с ограниченной ответственностью «Финансовая Рада Украины» (Киев), 2017. — 100 с. -
Батюта М.Б. Возрастная психология: учеб. пособие /М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – Н. Новгород: ДЕКОМ, 2018. – 293 с. -
Беккер Р.А., Быков Ю.В. Эффективность и безопасность антипсихотика III поколения луразидона (Латуда) при шизофрении и биполярных депрессиях (обзор литературы с комментариями). / Р.А. Беккар, Ю.В. Быков. – Психиатрия и психофармакотерапия. 2019. №4. – С. 20-33. -
Белова А.П. Изучение индивидуальных различий памяти в западной психологии / А.П. Белова, С.Б. Малых. – Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. №1. – С. 73-82. -
Блинова А.Е. Социокультурные и психологические векторы становления личности: коллективная монография. / А.Е. Блинова, С.И. Бабатина, Т.Н. Дудко, А.М. Одинцова и др. 2018. – 428 с. -
Бобченко Т.Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. /Т .Г. Бобченко. — М.: Юрайт, 2020. – 132 с. -
Бонкало Т.И., Полякова О.Б. Стрессоустойчивость и стрессоустойчивое поведение: учебно-методическое пособие для обучающихся в системе профессионального образования./ Т.И. Бонкало, О.Б. Полякова. – М.: 2021. – 193 с. -
Бутырина Ю.С. Применение арт-терапии в комплексном лечении психических заболеваний / Ю.С. Бутырина. – Молодежь – Барнаулу. 2022. №4. – С. 548-549. -
Винникотт Д.В. Игра и реальность / Д.В. Винникот – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 208 с. -
Гигинейшвили Г.Р. Научный центр арт-терапии ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России. Реализация программ арт-терапевтического сопровождения реабилитации пациентов на базе медицинского центра / Г.Р. Гигинейшвили, О.А. Ланберг, Н.В. Котенко. – Арбатские чтения. 2021. №7. – С. 133-140. -
Гонибова С.Э., Хибиева А.З., Дадова А.В., Тогузова А.А. Динамика психических эндогенных расстройств /С.Э. Гонибова, А.З. Хибиева, А.В. Дадова, А.А. Тогузова. – Тенденции развития науки и образования. 2022. №85-9. – С. 136-138. -
Гонина О.О. Психология развития и возрастная психология / О.О. Гонина – М.: Кнорус, 2020. – 150 с. -
Горобец Л.Н., Литвинов А.В. К вопросу о применении карипразина у больных с биполярным аффективным расстройством: взгляд психоэндокринолога / Л.Н. Горобец, А.В. Литвинов. – Современная терапия психических расстройств. 2022. №2. – С. 33-42. -
Григорова Ю.Б. Структура эмоционального благополучия / Ю.Б. Григорова. – АНИ: педагогика и психология. 2019. №1 (26). – С. 331-334. -
Гуревич П.С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. / П.С. Гуревич – М.: Юрайт, 2019. – 430 с. -
2022. 85-9. – С. 136-138. -
Долгиева К.Н. Арт-терапия в реабилитационных и профилактических программах аутодеструктивного поведения подростков / К.Н. Долгиева – Universum: психология и образование. 2022. №3(93). – С. 25-27. -
Дрозд К.В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата / К.В. Дрозд. – М.: Юрайт, 2019. – 266 с. -
Есипов М.А. Психологическое просвещение как вид психологической помощи. / Есипов М.А. – Актуальные вопросы науки. 2018. №46. – С. 116-118.