Файл: Диссертация по направлению подготовки 37. 04. 01 Психология студентки группы пм5А2009кпк профиль Клиникопсихологическое консультирование с основами психотерапии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- работа с сопротивлением, переносом/переносами, контрпереносом и иными препятствиями в терапевтической работе;

- снижение волнения, страх и тревоги, повышение уверенности в себе как опоры для более глубокой терапевтической работы.

3) Психотерапия и психокоррекция, направленная на гармонизацию и оптимизацию ресурсов личности может включать все или только некоторые задачи из тех, которые были перечислены выше, в зависимости от потенциала каждого участника группы в отдельности и групп в целом.

В ходе реализации Программы в группах клиентов с аффективными и психотическими расстройствами, мы отметили некоторые направления, которые показали наибольшую актуальность для данной категории людей, а именно:

- формирование навыков самопознания, саморегуляции и самопомощи, иными словами – самостоятельности, ответственности за свое состояние и поведение;

- преодоление чувств беспомощности и безысходности, обусловленных психиатрическим диагнозом и психотравмирующим опытом;

- повышение самооценки и преодоление стигматизации;

- выход из изоляции, отчуждения, развитие коммуникаций и интеграция в микросоциум группы;

- развитие стрессоустойчивости, снижение утомляемости;

- стимулирование когнитивной деятельности, развитие интеллекта, развитие творческих способностей и образного мышления.

3. На заключительном (рефлексивном) этапе подводятся итоги проделанной работы для закрепления достигнутых результатов:

- проводится опрос об актуальном состоянии каждого участника группы после проделанной работы;

- ведущий психолог кратко излагает основные этапы проделанной работы, подводит общегрупповой итог, подчеркивает групповую динамику, мотивирует участников отметить позитивные изменения личности;

- участники делятся личными достижениями, открытиями, позитивными переживаниями и теми изменениями, которые произошли в их жизни благодаря участия в программе;

- при желании, участники благодарят друг друга, ведущего и организаторов, дают обратную связь.

В завершении проведенной нами Программы также проводилось анонимное анкетирование и контрольное тестирование участников Программы, результаты которой отражены в Разделе 3.2.

Следует отметить, что описанная выше структура актуальна как для всей Программы в целом, так и для каждой отдельной встречи/сессии. Иными словами, это не строгая последовательность действий, которая должна быть пройдена за определенный срок, а живая структура, которая адекватна в любой момент психотерапевтической работы. С учетом группового формата работы,
может получиться так, что в один и тот же момент времени некоторые участники группы проходят начальные этапы работы (например, адаптируются к атмосфере групповой работы, формируют доверие к ведущему и другим участникам), а другие глубоко разбирают психотравмирующие ситуации. В целом, различия участников группы не препятствует успеху, а иногда даже стимулирует эффективность работы группы в целом, но требует от ведущего психолога ясного понимания состояния каждого отдельного клиента, клинической картины его заболевания и этапа индивидуального процесса. Как отмечали И.Ялом и М.Лесц, «вам может не нравиться клиническая ситуация, вас может стеснять множество внутренних ограничений, которые препятствуют созданию идеальной группы, однако не стоит тратить силы на бессмысленный протест против того, что вы не можете изменить. Лучше зажечь свечу, чем проклинать тьму. Изменяя цели и методики соответствующим образом, вы всегда сможете оказать терапевтическую помощь» [23, c. 523].

Арт-терапевтические методы

Для достижения психокоррекционных и терапевтических целей и задач, в рамках структуры психотерапевтического группового процесса, используются различные методики, техники и инструменты и в частности, арт-терапия.

В своей научно-исследовательской и практической работе мы использовали Клиническую системную модель арт-терапии, разработанную А. И. Копытиным. Согласно этой модели, арт-терапия является системой психологических, психофизических и лечебно-коррекционных воздействий, основанных на занятиях клиентов/ пациентов изобразительной деятельностью [23].

Таким образом, целью применения метода арт-терапии не является создание произведения искусства (хотя такой результат тоже возможен), но осознанное психологическое воздействие на клиента, направленное на психокоррекцию. Соответственно выбор конкретных арт-техник подчинена подчинен целям, задача и структуре психотерапевтического процесса, а не наоборот. Поэтому следует различать арт-терапию в клиническом понимании этого термина смежные понятия: арт-педагогику (обучение клиентов определенным изобразительным техникам), арт-досуг (развлекательные и расслабляющие занятия для взрослых и детей) и собственно изобразительное искусство.

В качестве инструмента психокоррекции и психотерапии Арт-терапия может применяться не только в клинической и консультационной психологической практике, но и в процессе реабилитации людей с различными заболеваниями, социальной работы с лицами с нарушениями поведения, помогающей работе для людей в трудной жизненной ситуации и во многих других областях. Однако для достижения психокоррекционных задач такие программы должны быть разработаны психологами, а не художниками или социальными работниками.


Рассмотрим особенности арт-терапии, которые отличают его от иных (как правило, словесных) методов психологической работы.

1. Триадичность.

В процессе арт-терапии как бы присутствуют три участника: терапевт, клиент и продукт творчества: рисунок, пластический материал (песок, фигура), изображения (например, метафорические ассоциативные карты), театральная постановка, музыка и др. В любом случае, психотерапевтический процесс построен не только на диалоге терапевта и клиента, но продукт творчества является важным, материальным носителем той информации, которая обсуждается в терапевтическом процессе, и с этим материалом и терапевт, и клиент обращаются с уважением и бережнстью.

  1. Метафоричность

Любой продукт творчества обращается к языку символа и метафоры. Образы, форма, цвет, звуковой ряд или телесные проявления (мимика, жесты, поза) обозначают и символизируют некоторые аспекты объективной реальности. При проявлении этих метафор задачей психотерапии является расшифровка символического смысла, скрытого за метафорой и «перевод» его на универсальный, словесный язык, принятый в общении. Разумеется, как это отмечали еще З.Фрейд и К.Г.Юнг, язык символов не является универсальным для всех людей, и его осмысление требует высокой осознанности и трудной психотерапевтической работы. Следует понимать, что некоторые символы так и останутся непонятыми в этом процессе. Однако сам процесс самовыражения с помощью искусства считается целительным.

  1. Ресурсность

Арт-терапия исходит из того, что в рамках творческого процесса можно изменить абсолютно все, буквально переписать реальность. Если признать, что любой продукт творчества символически обозначает некоторый аспект реальности, в творческом, безопасном процессе клиент может выявить, предъявить в мире и переосмыслить те ситуации, мировоззрение, установки и паттерны поведения, которые причиняют ему дискомфорт. Разумеется, это не означает, что арт-терапия чудесным образом меняет жизнь к лучшему, но эта безопасная, комфортная, благоприятная атмосфера способствует началу процесса изменений мышления и эмоционально-волевой сферы, который является предпосылкой для перемен в жизни. В этом заключается ресурс арт-терапии, который не обязательно проявляется в виде исключительно позитивных и приятных эмоций. Переживание гнева, обиды, душевной боли, печали и грусти являются не менее ресурсными состояниями, если удается их пройти с наименьшим вредом для личности и в состоянии поиска наилучшего решения.



Арт-техники

Программа в целом и каждое арт-терапевтическое занятие построены на творческой экспрессии участников с использованием различных арт- техник и творческих материалов, на построении психотерапевтических отношений и законов динамики группового взаимодействия, на анализе участниками своих творческих продуктов, творческого процесса, а также осознании и выражении своих чувств, мыслей и ощущений.

Подбор творческих техник и материалов, в принципе, является в этом процессе вторичной задачей, однако качественно выбранная техника и материалы способствуют интересу к необычному роду деятельности, пробуждают здоровое любопытство, и в то же время снимают излишнюю тревожность, серьезность и как следствие сопротивление по отношению к психотерапевтическому процессу.

В частности, в психотерапевтическом процессе можно использовать следующие виды арт-техник, которые подбираются с учетом особенностей восприятия, мотивации, вкусов и пожеланий клиентов, а также с учетом психокоррекционных и терапевтических задач, которые ставит терапевт.

1. Визуальная форма арт-терапии предполагает создание или восприятие зрительно видимого объекта и включает: рисунок, скульптуру, работу с песком, глиной, пластилином, фотографиями, цветами, метафорическими ассоциативными картами итп.

2. Динамическая форма предполагает работу с историей, которая развивается во времени и требует наблюдения. Это может быть музыкальная терапия, сказкотерапия, библиотерапия, и тому подобные техники.

3. Театрально-зрелищная терапия приставляет собой вариант динамической техники, в которой непосредственным участником становится клиент-актер, который с помощью собственного тела или замещающих материалов демонстрирует творческую композицию. К этому направлению относятся телесно-ориентированная терапия (телесные метафоры, пантомима, мимические картины, тактильная работа с глиной или иным материалом), драматерапия, танце-двигательная терапия, куклотерапия, игровая терапия и др. В рамках

В современных условиях можно сочетать различные техники с целью интегрировать в творческий процесс все ресурсы восприятия и самовыражения, доступные человеку: зрение, слух, осязание, движение итд. Таким образом создается мультидисциплинарный подход в арт-терапии, который вызывает живой интерес и мотивирует клиентов к поиску оптимальных, субъективных и уникальных средств для самовыражения.