Файл: Исследование отношения к здоровью у подростков некоторые ученые относят к наиболее актуальному направлению изучения психологии здоровья, что связано с особенностями подросткового возраста как важного периода в становлении личности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
"по-своему":
Ответы учащихся:
Из факторов, которые негативно влияют на здоровье, подростки указали только вредные привычки и загрязнение атмосферы; это указывает на то, что учащиеся 9-х классов также не знают информацию о негативных факторах.
Вредные привычки распространены среди опрошенных подростков, полученные данные, говорят о том, что в столь юном возрасте учащиеся очень активно употребляют спиртные и табачные изделия.
Из полученных данных видно, что к четырнадцати годам одна треть учащихся постоянно употребляют алкоголь и курят сигареты, четверть учащихся иногда могут курить от случая к случаю и более половины употребляют алкоголь "по праздникам". У нас в стране по закону запрещена продажа спиртных напитков и табачных изделий несовершеннолетним не достигших 18-ти летнего возраста, но учащиеся находят способы покупки данной группы товара (просят о покупке незнакомых взрослых, покупают эти изделия в магазинах, где продавцы идут навстречу несовершеннолетним и продают табак и алкоголь). К 14-ти годам более половины учащихся по праздникам выпивают алкоголь в основном дома с согласия родителей и вместе с родителями. Таким образом, эта традиция дает понять молодежи, что в честь праздника можно выпить, вопрос стоит только в том, что как часто такие праздники отмечают в семье и вне дома?
Представляют особый интерес результаты ответов подростков на вопрос об известных им негативных последствиях курения и употребления алкоголя для здоровья человека. Наиболее распространенными ответами большинства подростков явились следующие: «вредно для здоровья», «плохая кожа лица», «преждевременное старение», «частые болезни», «рак легких», «низкий заработок» и др. Единичные ответы - «цирроз печени», «болезни сердца», «отсутствие жизненных перспектив». Отметим, что были подростки, которые затруднились ответить на вопрос.
Таким образом, наш анализ выявил, что зачастую подростки подвергают свое здоровье риску из-за недостатка информации о вреде алкоголя, курения, наркотиков. О важности правильного питания и здорового образа жизни в целом.
Физическая активность у учащихся невысокая. Все чаще подростки больше внимания уделяют интернету и компьютерным играм, а спортивные секции около 50 % опрошенных не посещают вовсе, а треть из них посещает редко.
Подростки осознают важность здоровья для благоприятного существования человека, но, пока они находятся в столь юном возрасте, понятие здоровья они относят к более взрослому возрасту и на будущую перспективу, не осознавая того, что тот образ жизни, который они ведут в настоящем времени, уже закладывается в их программу здоровья на будущее. Очень важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное и бережное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Для того, чтобы повысить уровень здоровья учащихся необходимо соблюдение режима дня и режима питания, которые учащиеся не соблюдают вовсе. Более ответственно относиться к личной гигиене (перед употреблением пищи никто из опрошенных не моет руки в помещении для мытья рук перед школьной столовой). Следить за состоянием своего зрения и слуха, пользоваться компьютером на безопасном для зрения расстоянии, не слушать слишком громкую музыку, в том числе и в наушниках. Чаще необходимо бывать на свежем воздухе, регулярно заниматься физической активностью, отказаться от вредных привычек.
Таким образом, оценка современного состояния и тенденций здоровья детей и подростков свидетельствует о серьезном неблагополучии, которое может привести к существенным ограничениям в реализации ими в будущем биологических и социальных функций.
Данный анализ показал, что идет снижение физической активности подростков, наряду с развитием компьютерных технологий, подростки все меньше проводят времени на свежем воздухе, и все меньше посещают внешкольные спортивные учреждения. Учащиеся не следят за своим питанием, предпочитая быстрые перекусы, вместо правильно сбалансированного питания.
Анализ состояния здоровья школьников свидетельствует о неблагополучии, которое может привести к воспроизводству нового поколения с заведомо худшими показателями здоровья от больных родителей может только усугублять эти проблемы.
Из исследования видно, что одним из факторов, влияющих на безответственное отношение подростков к своему здоровью можно назвать - недостаток информированности о здоровье, о том, как его поддерживать и сохранить, о факторах, которые положительно и негативно влияют на здоровье, учащиеся считают здоровье важной составляющей частью жизни человека.
К сожалению, в настоящее время в России наблюдается тенденция к ухудшению физического здоровья и психического состояния подрастающего поколения. Формирование и укрепление здоровья молодежи в современном мире является одной из важнейших задач. Однако, работа по формированию ценностного отношения к здоровью будет более эффективна, если учитывать особенности конкретной возрастной группы и гендерные отличия.
Из исследования видно, что подростки не знают не только о вреде пагубных привычек. Но и не понимают всей важности ответственного отношения к своему здоровью. Нет в молодежной среде понимания, что здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Считается, что человек полностью здоров, если все эти три компонента здоровья в норме, а не один или два из них. Необходимо, что бы у человека была гармония во всех сферах его жизнедеятельности. Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным всемирной организации здравоохранения он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно быть сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью. Важно разъяснить молодежи не только о влиянии на организм вредных привычек, но и показать факторы, влияющие на здоровье.
Таких факторов много - правильное питание - определенные и постоянные часы приема еды, физические упражнения, правильное распределение времени в течение дня, прогулка на свежем воздухе, личная гигиена, хороший сон. Существует еще множество факторов для укрепления здоровья - это закаливание, регулярная уборка помещений, хорошие взаимоотношения с родными и близкими, применение контрацепции, одеваться по погоде, не сидеть на холодных поверхностях, хорошее настроение, позитивное мышление, увлечение любимым делом и другое. Таким образом, важнейшей задачей современного общества является формирование ответственного отношения к своему здоровью у подростков.
Заключение.
На основании результатов, полученных в ходе проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:
Проведенный анализ психолого-педагогической, философской и медицинской литературы показал, что педагогическая психология обладает специфическим научно-методическим потенциалом, позволяющим психологам активно включаться в решение проблем оздоровления детей и подростков. Теоретический анализ феномена «здоровье» позволяет охарактеризовать здоровье как личную и общественную ценность, описать ценность здоровья в жизни и деятельности человека, обосновать комплекс мер по формированию установок на здоровье как жизненную ценность и необходимость соблюдения здорового образа жизни.
Механизмами становления осознанного отношения к здоровью как ценности у подростков являются объективация участниками и ведущим личностных ценностей и их смыслов, ясное осознание ценности здоровья, структурирование представлений на основе разрешения ценностного противоречия, рефлексии своего состояния, развитии эмпатии, открыто-диалогического общения, эмоционального переживания ситуаций, связанных с содержанием сказок, притч, прояснение актуальных чувств и переживаний, активное поддержание обратной связи участниками группы.
В ходе исследования подтвердилась актуальность и значимость проблемы формирования осознанного отношения к собственному здоровью у подростков. На наш взгляд, исследование раскрывает возможности новых направлений в психологии развития в подростковом возрасте.
Приложение А
Результаты анкетирования подростков.
Рис. 2.2.1 - Жизненные приоритеты учащихся
Рис. 2.2.2 - Что такое здоровье
Рис. 2.2.3 - Факторы, которые оказывают положительное влияние на здоровье, по мнению подростков
Рис. 2.2.4 - Употребление спиртных, табачных изделий и наркотических веществ учащимися 9-х классов
Рис. 2.2.5 - Посещение учащимися спортивных секций
Рис 2.2.6 - Время, которое уделяется интернету или компьютерным играм
Рис. 2.2.7 - Отношение подростков к здоровью
Приложение Б
Анкета для изучения отношения учащихся к своему здоровью.
1.Попытайтесь дать развернутое определение и ответ.
Здоровье - это …
Здоровый образ жизни - это…
2. Перечислите факторы, которые способствуют укреплению вашего здоровья.
3.Перечислите факторы, которые оказывают негативное влияние на ваше здоровье.
4.Оцените по десятибалльной шкале (от 1 до 10 баллов) то, что считаете для себя наиболее ценным и значимым:
а) счастье в семье;
6) нравственность;
в) материальная обеспеченность;
г) образование;
д) здоровье;
е) дружба;
ж) любовь;
з) ответственность;
и) карьера;
к) другое (указать)
5. Стремитесь ли вы чередовать учебу и отдых?
а) да;
б) когда как;
в) нет.
6. Как много своего свободного времени вы уделяете интернету или компьютерным играм?
а) почти все свое свободное время;
б) немного, у меня остается еще достаточно свободного времени;
в) очень редко играю или выхожу в интернет.
7. Посещаете ли вы какую-либо спортивную секцию?
а) да, и имею хорошие результаты;
б) да, но не регулярно;
в) нет.
8. Делаете ли вы физическую зарядку?
а) да;
б) да, но не регулярно;
в) нет.
9. Как часто вы болеете гриппом, ОРЗ?
а) не помню, когда болел в последний раз;
б) редко (1 раз в год);
в) часто, 2-3 раза в год.
10. Имеете ли вы хронические заболевания?
а) нет;
б) думаю, что да;
в) да.
11. Как часто вы вступаете с кем-либо в конфликт?
а) очень часто, почти каждый день;
б) не так часто;
в) редко.
12. Часто ли вы испытываете эмоциональную перегруженность?
Ответы учащихся:
-
Отсутствие болезней 37,8 % -
Отсутствие вредных привычек 22,1 % -
Хорошее самочувствие17,3% -
Нормальное развитие организма10,2 % -
Сила, физическая активность7,4 % -
Хороший внешний вид5,2 %
Из факторов, которые негативно влияют на здоровье, подростки указали только вредные привычки и загрязнение атмосферы; это указывает на то, что учащиеся 9-х классов также не знают информацию о негативных факторах.
Вредные привычки распространены среди опрошенных подростков, полученные данные, говорят о том, что в столь юном возрасте учащиеся очень активно употребляют спиртные и табачные изделия.
Из полученных данных видно, что к четырнадцати годам одна треть учащихся постоянно употребляют алкоголь и курят сигареты, четверть учащихся иногда могут курить от случая к случаю и более половины употребляют алкоголь "по праздникам". У нас в стране по закону запрещена продажа спиртных напитков и табачных изделий несовершеннолетним не достигших 18-ти летнего возраста, но учащиеся находят способы покупки данной группы товара (просят о покупке незнакомых взрослых, покупают эти изделия в магазинах, где продавцы идут навстречу несовершеннолетним и продают табак и алкоголь). К 14-ти годам более половины учащихся по праздникам выпивают алкоголь в основном дома с согласия родителей и вместе с родителями. Таким образом, эта традиция дает понять молодежи, что в честь праздника можно выпить, вопрос стоит только в том, что как часто такие праздники отмечают в семье и вне дома?
Представляют особый интерес результаты ответов подростков на вопрос об известных им негативных последствиях курения и употребления алкоголя для здоровья человека. Наиболее распространенными ответами большинства подростков явились следующие: «вредно для здоровья», «плохая кожа лица», «преждевременное старение», «частые болезни», «рак легких», «низкий заработок» и др. Единичные ответы - «цирроз печени», «болезни сердца», «отсутствие жизненных перспектив». Отметим, что были подростки, которые затруднились ответить на вопрос.
Таким образом, наш анализ выявил, что зачастую подростки подвергают свое здоровье риску из-за недостатка информации о вреде алкоголя, курения, наркотиков. О важности правильного питания и здорового образа жизни в целом.
Физическая активность у учащихся невысокая. Все чаще подростки больше внимания уделяют интернету и компьютерным играм, а спортивные секции около 50 % опрошенных не посещают вовсе, а треть из них посещает редко.
Подростки осознают важность здоровья для благоприятного существования человека, но, пока они находятся в столь юном возрасте, понятие здоровья они относят к более взрослому возрасту и на будущую перспективу, не осознавая того, что тот образ жизни, который они ведут в настоящем времени, уже закладывается в их программу здоровья на будущее. Очень важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное и бережное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Для того, чтобы повысить уровень здоровья учащихся необходимо соблюдение режима дня и режима питания, которые учащиеся не соблюдают вовсе. Более ответственно относиться к личной гигиене (перед употреблением пищи никто из опрошенных не моет руки в помещении для мытья рук перед школьной столовой). Следить за состоянием своего зрения и слуха, пользоваться компьютером на безопасном для зрения расстоянии, не слушать слишком громкую музыку, в том числе и в наушниках. Чаще необходимо бывать на свежем воздухе, регулярно заниматься физической активностью, отказаться от вредных привычек.
Таким образом, оценка современного состояния и тенденций здоровья детей и подростков свидетельствует о серьезном неблагополучии, которое может привести к существенным ограничениям в реализации ими в будущем биологических и социальных функций.
Данный анализ показал, что идет снижение физической активности подростков, наряду с развитием компьютерных технологий, подростки все меньше проводят времени на свежем воздухе, и все меньше посещают внешкольные спортивные учреждения. Учащиеся не следят за своим питанием, предпочитая быстрые перекусы, вместо правильно сбалансированного питания.
Анализ состояния здоровья школьников свидетельствует о неблагополучии, которое может привести к воспроизводству нового поколения с заведомо худшими показателями здоровья от больных родителей может только усугублять эти проблемы.
Из исследования видно, что одним из факторов, влияющих на безответственное отношение подростков к своему здоровью можно назвать - недостаток информированности о здоровье, о том, как его поддерживать и сохранить, о факторах, которые положительно и негативно влияют на здоровье, учащиеся считают здоровье важной составляющей частью жизни человека.
К сожалению, в настоящее время в России наблюдается тенденция к ухудшению физического здоровья и психического состояния подрастающего поколения. Формирование и укрепление здоровья молодежи в современном мире является одной из важнейших задач. Однако, работа по формированию ценностного отношения к здоровью будет более эффективна, если учитывать особенности конкретной возрастной группы и гендерные отличия.
Из исследования видно, что подростки не знают не только о вреде пагубных привычек. Но и не понимают всей важности ответственного отношения к своему здоровью. Нет в молодежной среде понимания, что здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Считается, что человек полностью здоров, если все эти три компонента здоровья в норме, а не один или два из них. Необходимо, что бы у человека была гармония во всех сферах его жизнедеятельности. Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным всемирной организации здравоохранения он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно быть сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью. Важно разъяснить молодежи не только о влиянии на организм вредных привычек, но и показать факторы, влияющие на здоровье.
Таких факторов много - правильное питание - определенные и постоянные часы приема еды, физические упражнения, правильное распределение времени в течение дня, прогулка на свежем воздухе, личная гигиена, хороший сон. Существует еще множество факторов для укрепления здоровья - это закаливание, регулярная уборка помещений, хорошие взаимоотношения с родными и близкими, применение контрацепции, одеваться по погоде, не сидеть на холодных поверхностях, хорошее настроение, позитивное мышление, увлечение любимым делом и другое. Таким образом, важнейшей задачей современного общества является формирование ответственного отношения к своему здоровью у подростков.
Заключение.
На основании результатов, полученных в ходе проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:
Проведенный анализ психолого-педагогической, философской и медицинской литературы показал, что педагогическая психология обладает специфическим научно-методическим потенциалом, позволяющим психологам активно включаться в решение проблем оздоровления детей и подростков. Теоретический анализ феномена «здоровье» позволяет охарактеризовать здоровье как личную и общественную ценность, описать ценность здоровья в жизни и деятельности человека, обосновать комплекс мер по формированию установок на здоровье как жизненную ценность и необходимость соблюдения здорового образа жизни.
Механизмами становления осознанного отношения к здоровью как ценности у подростков являются объективация участниками и ведущим личностных ценностей и их смыслов, ясное осознание ценности здоровья, структурирование представлений на основе разрешения ценностного противоречия, рефлексии своего состояния, развитии эмпатии, открыто-диалогического общения, эмоционального переживания ситуаций, связанных с содержанием сказок, притч, прояснение актуальных чувств и переживаний, активное поддержание обратной связи участниками группы.
В ходе исследования подтвердилась актуальность и значимость проблемы формирования осознанного отношения к собственному здоровью у подростков. На наш взгляд, исследование раскрывает возможности новых направлений в психологии развития в подростковом возрасте.
Приложение А
Результаты анкетирования подростков.
Рис. 2.2.1 - Жизненные приоритеты учащихся
Отсутствие болезней | 37,8 % |
Отсутствие вредных привычек | 22,1 % |
Хорошее самочувствие | 17,3% |
Нормальное развитие организма | 10,2 % |
Сила, физическая активность | 7,4 % |
Хороший внешний вид | 5,2 % |
Рис. 2.2.2 - Что такое здоровье
Рис. 2.2.3 - Факторы, которые оказывают положительное влияние на здоровье, по мнению подростков
| | | |
Да, употребляю | Нет, никогда не пробовал | Иногда / Однажды | |
Табакокурение | 37% | 44% | 19% |
Алкоголь | 29% | 14% | 57% |
Наркотические вещества | 0% | 99% | 1% |
Рис. 2.2.4 - Употребление спиртных, табачных изделий и наркотических веществ учащимися 9-х классов
Рис. 2.2.5 - Посещение учащимися спортивных секций
Рис 2.2.6 - Время, которое уделяется интернету или компьютерным играм
Рис. 2.2.7 - Отношение подростков к здоровью
Приложение Б
Анкета для изучения отношения учащихся к своему здоровью.
1.Попытайтесь дать развернутое определение и ответ.
Здоровье - это …
Здоровый образ жизни - это…
2. Перечислите факторы, которые способствуют укреплению вашего здоровья.
3.Перечислите факторы, которые оказывают негативное влияние на ваше здоровье.
4.Оцените по десятибалльной шкале (от 1 до 10 баллов) то, что считаете для себя наиболее ценным и значимым:
а) счастье в семье;
6) нравственность;
в) материальная обеспеченность;
г) образование;
д) здоровье;
е) дружба;
ж) любовь;
з) ответственность;
и) карьера;
к) другое (указать)
5. Стремитесь ли вы чередовать учебу и отдых?
а) да;
б) когда как;
в) нет.
6. Как много своего свободного времени вы уделяете интернету или компьютерным играм?
а) почти все свое свободное время;
б) немного, у меня остается еще достаточно свободного времени;
в) очень редко играю или выхожу в интернет.
7. Посещаете ли вы какую-либо спортивную секцию?
а) да, и имею хорошие результаты;
б) да, но не регулярно;
в) нет.
8. Делаете ли вы физическую зарядку?
а) да;
б) да, но не регулярно;
в) нет.
9. Как часто вы болеете гриппом, ОРЗ?
а) не помню, когда болел в последний раз;
б) редко (1 раз в год);
в) часто, 2-3 раза в год.
10. Имеете ли вы хронические заболевания?
а) нет;
б) думаю, что да;
в) да.
11. Как часто вы вступаете с кем-либо в конфликт?
а) очень часто, почти каждый день;
б) не так часто;
в) редко.
12. Часто ли вы испытываете эмоциональную перегруженность?