Файл: Исследование социальных сетей ребенка 14 согласно методике. Шрифт Times New Roman, размер 12, междустрочный интервал одинарный, красные строки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частота контактирования. Наиболее частые контакты у подростка с мамой, подругой Катей и бабой Шурой (соседка), когда нет мамы. Совершенно отсутствует контакт с папой, который часто уезжает в командировки, чтобы заработать денег. Отец – дальнобойщик. Родная бабушка постольку – поскольку оказывает посильную помощь в хозяйстве, т. к. она очень старенькая.

     • Эмоциональная окраска взаимоотношений. Наиболее ярко эмоционально окрашены отношения с мамой, подругой Катей и соседкой бабой Шурой.

     • Вынужденность контактов. С родным отцом девочка – подросток не может найти общего языка и как следствие вынуждена устанавливать с ним контакт.

     • Оказание конкретной материальной помощи.    «Деньги в долг не нужны, потому что у меня все есть»

     • Симметричность взаимодействия. Социальные взаимодействия установлены на микроуровне.

Параметры социальной сети подростка: 

            Размер сети: Респондент нарисовала 9 лиц, это меньше 10, следует говорить о сужении социальной сети.

            Плотность сети: В «ядро» данного респондента, т. е.  людей, с которыми у подростка наиболее доверительные отношения, входит 2 человека: подруга Катя и мама, которая иногда заменяется соседкой бабой Шурой. Показатель плотности – это число связей между членами этой выборки  (5) деленное на число потенциально возможных связей (9). В результате получилось 5/ 9 = 0, 555. Этот показатель не приближается к единице, поэтому можно говорить о не плотной социальной сети.

            Число родственников:  в социальной сети больше половины, это является показателем того, что подросток несамостоятелен, излишне опекаем.

            Количество инструментальных поддержек:  В поддержке этой девочки – подростка родители участвуют в недостаточной для этого периода мере. Ей приходиться справляться с домашними делами со своей сестрой, которой 5 лет и которой она отдает немного предпочтения. Людей,  участвующих  в обсуждении учебных и профессиональных проблем подросток не обозначила. «Деньги в долг не нужны, потому что у меня все есть»

            Количество эмоциональных поддержек: Чаще принимает советы и прислушивается к соседке бабе Шуре
, когда мамы нет дома.

            Количество друзей: Подростка связывают эмоционально значимые, поддерживающие отношения с подругой Катей, с которой она знакома более 9 лет и учится в одном классе. Мама также играет огромную роль в жизни подростка, но в силу того, что ее тоже часто нет дома, за советом подросток вынуждена обращаться к соседке б. Шуре.

Вывод:

            В результате проведенного исследования социальных сетей подростка было выявлено, что социальная сеть ученицы ограничена и является не полной. Это подтверждают только 9 лиц, которых обозначила девочка. В окружении ребенка больше половины родственников, что говорит о несамостоятельности  подростка, тем более  в принятии им решения. Школьница утвердительно говорит, что  она не нуждается в деньгах, потому что у них все есть. Очевидно, что в семье недостаточно крепкие и теплые отношения между всеми членами семьи. Нигде не упоминается брат  и  папа Ольги, а также очень редко родная бабушка.  Семья сосредоточена на добывании денег, упуская важность взаимодействия между всеми членами семьи, особенно в подростковый период. Важными для себя людьми  школьница выделяет свою маму, подругу, с которой проводит большую часть времени и соседку б. Шуру.

            На схеме (рисунке) девочка – подросток для своего изображения взяла зеленый цвет.  По методике М. Люшера зеленый цвет, стоящий на первом месте, указывает на то, что избравший его желает повысить свою уверенность в себе, путем  самоутверждения, либо посредством подтверждения, которого он ждет от других.

            Выбор желтого цвета (родная бабушка) на первом месте свидетельствует о желании освобождения и надежде на счастье или ожидание его. Ожидание счастья всегда ориентировано в будущее.

            И, наконец, красный цвет на первом месте (мама) перед черным, характеризует безудержные переживания ребенка.

            Папа, прорисованный черным цветом, по методике М. Люшера  выражает идею "ничего". Черный цвет передает накопление, оборону и вытеснение воздействий раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ. Если это вынужденный отъезд отца из семьи, тогда тоже необходимо вести разъяснительную беседу с детьми и говорить об огромной роли отца в их жизни, поскольку семья многодетная и нуждается в материальном обеспечении.

            Таким образом, современное общество характеризуется неблагоприятными условиями социализации подростков, основным источником которых исследователи считают повышенную занятость родителей на работе, приводящую к их физическому отсутствию в семье, и недостаточный уровень внимания, уделяемого родителями детям и подросткам.Поэтому конкретные проявления социальных отношений подростков заключаются не только в расширении сфер социальной активности и повышении общего уровня социальной активности, но и в изменении характера отношений с родителями, сверстниками, учителями, противоположным полом и т.д. и их значимости для подростка.


Севастьянова Валентина