Файл: Литература Баглай Журнал государства и права Журнал правоведения Журнал право и управление 21 век.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
установление федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничныхдней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
Материнство и детство, семья находится под защитой государства
Перечень различного рода пособий, денежных и др. выплат, связанных с беременностью, родами,воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.д.
Забота о детях, их воспитание объявлены «равным правом и обязанностью родителей»
Родители имеют равные права и равные обязанности по воспитанию детей, обеспечению их здоровья,обучения и материального положения.
Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботится о нетрудоспособных родителях.
Это предполагает, что дети обязаны поддерживать родителей, а при необходимости и содержать их. При отказе в помощи необходимые средства (алименты) могут быть взысканы по суду, а при злостномуклонении от уплаты алиментов наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять
решение об освобождении детей от этой обязанности, если будет установлено, что родителиуклонялись от родительских обязанностей.
Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца,для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Содержанием данного права является, прежде всего, гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Право на жилище
1) защита жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища; 2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления
жилищногостроительства и создание условий для осуществления права на жилище;
3) бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищныхфондов.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
-
предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и другихпоступлений. -
Сокрытие должностными лицами факторов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни издоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическимправонарушением.
-
Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку,тесно связна с правами человека на жизнь, на охрану здоровья. -
Государственная гарантия права на благоприятную окружающую среду заключается, преждевсего, в законодательном установлении системы нормативов ее качества, контроля за их соблюдением всеми субъектами, деятельность которых влияет на окружающую среду. -
Объектом охраны со стороны государства является не только человек, но и сама
природная среда, строгое нормирование предельно допустимых норм ее
использования, нагрузки на нее.
Право на образование
-
Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего исреднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. -
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование вгосударственном или муниципальном образовательном учреждении. -
Основное общее образование является в России обязательным. Родители или лица ихзаменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования. -
Поддерживая различные формы образования и самообразования, государство устанавливаетфедеральные государственные образовательные стандарты.
Первое поколение-личные-Гражданские и политические права
- Эти права начали теоретически оформляться в XVII и XVIII столетиях, и в их основе лежали, главным образом, политические соображения. Постепенно стали признавать, что есть вещи, которые нельзя оставлять на усмотрение всесильного государства, и что люди должны иметь какое-то влияние на направление политики, касающейся их. Двумя центральными идеями были идея личной свободы и идея защиты личности от государственного произвола
Второе поколение-более тесно связанные с обществом-Cоциальные, экономические и культурные права
Эти права связаны с совместной жизнью и работой людей, а также с удовлетворением их основных потребностей. Они основаны на идеях равенства и гарантируемого доступа к основным социальным и экономическим благам, услугам и возможностям. Эти права получали все большее международное признание под влиянием последствий начального периода индустриализации и подъема рабочего класса. Два этих фактора привели к появлению новых потребностей и новых представлений о достойной жизни. Люди осознали, что человеческое достоинство требует большего, чем просто невмешательство, предусмотренное гражданскими и политическими правами. Социальные, экономические и культурные права основаны на идеях равенства и гарантированного доступа к основным социальным и экономическим благам, услугам и возможностям
Социальные права – это те права, которые необходимы для полноценного участия в жизни общества.
Экономические права включают, как принято считать, право на труд, на достойный уровень жизни, на жилье и на пенсионное обеспечение по старости или инвалидности
Культурные права отнесены к культурному «образу жизни» общества. Им часто уделяют меньше внимания, чем многим другим видам прав.
Конституционные обязанности
Обязанности — составная часть правового статуса личности.
§ 1. Равенство обязанностей
Ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.
Однако в России проживает много лиц, не являющихся гражданами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), коль скороза ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.).
§ 2. Соблюдение Конституции и законов
Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах. Соблюдение Конституции и законов — всеобщее правило, не знающее исключений.
Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления.
§ 3. Уважение прав и свобод других лиц
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных.
§ 4. Забота о детях и нетрудоспособных родителях
Родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражаютличную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они ужеили еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности.
§ 5. Получение основного общего образования
Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, — обязанность обеспечить получение
детьми этого образования. Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушениеэтой обязанности.
Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесьнарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности.
§ 6. Забота о памятниках истории и культуры
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Отношения в этой области регулируют Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Закон РФ «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (в редакции от 25 июня 2002 г.). Указом Президента РФ от 20феврадя 1995 г. утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия феде- рального (общероссийского) значения, включающий такие объекты всех регионов страны.
§ 7. Уплата налогов и сборов
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы могут устанавливаться только законами, а не подзаконными правовыми актами.
За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут
Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
§ 8. Сохранение природы и окружающей среды
«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (в редакции от 31 декабря 2005 г.)закреплена обязанность граждан бережно относиться к природе и природным богатствам,соблюдать требования законодательства. Обязанность по охране лесов зафиксирована в Лесном кодексе РФ. Федеральный закон «О животном мире» вводит ряд обязанностей
граждан (соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, применять при пользовании животным миром
гуманные способы и др.).
§ 9. Защита Отечества
Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России,официального объявления войны и всеобщей мобилизации.
Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, в которых они несут службу,
направляются за пределы территории Российской Федерации для участия в миротворческойдеятельности.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 6 января
2007 г.) установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в
возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие установленного федеральным законом права на
освобождение или отсрочку от призыва. Гражданин, не явившийся по повестке о призыве
навоенную службу или военные сборы в указанный срок без уважительной причины или
получивший путем обмана незаконное освобождение или отсрочку от призыва, подлежит
уголовной ответственности за уклонение от призыва. Предусматривается возможность
поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту, в том числе для иностранцев.
Альтернативную гражданскую службу граждане проходят в организациях, подведомственныхорганам исполнительной власти, в организациях Вооруженных Сил в качестве гражданскогоперсонала. Те федеральные органы исполнительной власти, которые заинтересованы в прохождении альтернативной службы гражданами в подведомственных им организациях, представляют соответствующие предложения по видам работ, профессий, должностей.
Действия граждан, реализующих свое конституционное право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки уго-ловного правонарушения.