Файл: Самостоятельная работа 3 таблица бакалавра направление подготовки 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование профиль Логопедия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3

ТАБЛИЦА
БАКАЛАВРА

направление подготовки 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

профиль «Логопедия»

Дисциплина «Технологии коррекционно-педагогической деятельности»

Выполнила: студентка

заочной формы обучения

5 курса, 2 группы

психолого-педагогического

факультета

Губарева Виктория Андреевна
Научный руководитель:

преподаватель

кафедры коррекционной психологии и педагогики

Клевцова Наталья Александровна

Задание №3.

Определите тему вашей программы психолого-педагогической коррекции. Обоснуйте актуальность программы и научную обоснованность, заполните таблицу.
Основное содержание программы психолого-педагогической коррекции


Тема

Актуальность

Научная обоснованность



«Коррекционно - развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста с ОНР»


Актуальность в Развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Изучению особенностей детей с общим недоразвитием речи придается большое значение. На протяжении последних десятилетий данную проблему изучали такие исследователи как Т.Б. Филичева, А.М. Шахнарович, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова и многие др. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук - чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
Давно известно, что развивая мелкую моторику, мы стимулируем развитие речи. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена многими учеными: И.П. Павловым, А.А. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Л.С. Выготским, В.М. Бехтеревым и мн.др. Все они считали, что речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Мелкая моторика - это совокупность координированных движений кистей и пальцев рук. В.А. Сухомлинский писал, что "ум ребенка, истоки его способностей и дарований находятся на кончиках пальцев". Он же отмечал: "Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем… ярче творческая стихия детского разума". Исследованиями ученых (Антакова-Фомина Л.В., Кольцова М.М., Исенина Е.И.) было установлено, что уровень умственного и речевого развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Кроме того, положительное влияние развития мелкой моторики на интеллект и речь ребенка подтверждены в трудах М. Монтессори, Д.Сели, Н.А.Бернштейна, В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, Р.Гнатадзе, Ю.Луговской, И.Павленко. У.В.Ульенковой, О.Н.Усановой, М.М.Безруких.

У детей с ОНР наиболее ярко проявляется недостаточность мелкой моторики при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений. Поэтому от педагогов, работающих с детьми с речевыми нарушениями, требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков. Они должны формировать у ребенка мотивы необходимые для продолжительной работы, волевые качества, дающие стабильные результаты