Файл: Содержание Введение Общие характеристики института президентства Базовые черты российского президентства Структура института президентства в России Становление .rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание
Введение

  1. Общие характеристики института президентства

  2. Базовые черты российского президентства

  3. Структура института президентства в России

  4. Становление и развитие института президентства в России

  5. Правовые акты Президента РФ

  6. Прекращение полномочий

Заключение

Список используемой литературы


Введение
Президентство в России – совершенно новый в исторической ретроспективе политический институт. Его появление в 1991 г. Стало реакцией на процессы децентрализации и суверенизации республик, входивших в единое государство – Советский Союз. В то же время специфика российского президентства определена исторической логикой персонификации власти, что является закономерным следствием строго иерархичной политической системы – будь то имперский, советский или современный период.

Президент РФ является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он в качестве главы государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях и в этой связи принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; осуществляя руководство внешней политикой страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, а также реализует многие другие полномочия, присущие главе государства, о которых будет рассказано ниже.

Президе́нт (от лат. praesidens, род.п praesidentis — сидящий впереди, во главе; председатель) — выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления; избирается на установленный (например, конституцией) срок.

В президентских республиках президент избирается внепарламентским путём: посредством косвенных (США) или прямых (Россия, Аргентина) выборов. В президентских республиках президент обладает обширными фактическими полномочиями, так как он соединяет в своих руках функции главы государства и главы правительства.


В парламентарных республиках президент избирается либо парламентом, либо особой коллегией, основу которой составляют парламентарии. Конституции парламентарных республик (за исключением ЮАР, где Президент избирается парламентом и является главой правительства) формально наделяют президента широкими полномочиями, но фактически они осуществляются премьер-министром [3].


  1. Общие характеристики института президентства


По всей вероятности, президентами в античные времена называли лиц, которые руководили различными собраниями, однако в современном понимании («глава государства») слово «президент» не употреблялось вплоть до XVIII века [8, с.5]. Лишь при подготовке к принятию Конституции США 1787 года, когда встал вопрос о наименовании нового выборного главы государства, впервые был использован термин «президент» для обозначения такого должностного лица [9, с.18-22].

Не любой глава государства может быть признан президентом. В отличие от монарха, президент выбирается народом и осуществляет свои полномочия в течение определённого срока. В остальном же конституционно-правовой статус президента может определяться в разных государствах неодинаково [6, с.27]. Так, в России «президент является главой государства». В юридической литературе выделяется понятие «институт президентства» или «институт президента». Данный институт носит конституционно-правовую природу.

И. Д. Хутинаев, анализируя понятие «социальный институт», отмечает, что институт президентства является предметом анализа различных отраслей наук, которые используют различные методы, ввиду чего вопросы содержания данного понятия остаются дискуссионными. Например, Б. П. Елисеев определяет институт президентства как «интеграционный правовой институт, цель которого состоит в согласовании деятельности институтов государственной власти» [12, С. 26].

Т. Э. Каллагов рассматривает институт президентства как «совокупность властных полномочий президента в сфере государственного управления, основанных на конституционных нормах, регулирующих функционирование президентской власти» [6].

Другой подход использует М. А. Краснов, который считает, что президентство, как и абсолютная монархия, представляет собой воплощение идеи «отцовства»: как и монарх, президент по сути выполняет функцию «отца нации» [13, с.33]. В других исследованиях эта точка зрения находит определённую поддержку: так, отмечается, что несмотря на радикальный
пересмотр принципов организации власти, который произошёл в Новое и Новейшее время, общество продолжает нуждаться в институте президентства: он существует в 130—140 странах мира, в нём имеется социальная потребность. Президент является символом единства государства, представителем и защитником интересов граждан как в своей стране, так и за рубежом; он несёт персональную ответственность за происходящее в стране [14, с.7].

И. Д. Хутинаев проводит разграничение понятий «институт президентства» и «правовой статус президента», отмечая, что именно президентство является первичным и ввиду этого соответствующий институт имеет более широкое содержание. Правовой статус президента определяет порядок исполнения им своих функциональных обязанностей. Институт президентства же включает в себя также нормы, касающиеся выборов президента, реальный сложившийся на практике объём полномочий президента, прецеденты осуществления им своих полномочий, организацию и порядок функционирования учреждений, обеспечивающих работу президента [6, с.28].

Выделяется также понятие «президентская власть» (не следует понимать её как отдельную ветвь власти в системе разделения властей). Указывается, что осуществляет данную власть не только лично президент, но и иные органы и должностные лица. Спорным является вопрос об обозначении данной системы органов государства. Одни учёные используют термин «механизм президентской власти» [12, с.156—158]. Другие вводят понятие «исполнительный аппарат Президента» [15, с. 273].

С. А. Авакьян указывает, что систему государственных органов, учреждений и должностных лиц, которые обеспечивают осуществление президентской власти, можно было бы обозначить понятием «команда Президента» [7, с.346].

В целом к исполнительному аппарату президентской власти следует отнести следующие государственные институты (на примере Российской Федерации): Совет Безопасности РФ, Администрацию Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ, Государственный Совет РФ, Управление делами Президента РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ, различные совещательные и консультативные органы, образуемые при Президенте РФ. В других странах также существуют развитые системы исполнительных органов, обеспечивающих функционирование президентской власти.


При всем разнообразии имеющихся в современном мире моделей президентства можно выделить ряд общих характеристик этого института:

− конституционное разграничение полномочий и обязанностей президента, парламента, судебных институтов;

− президент и парламент избираются отдельно, всенародно (за исключением ряда парламентских республик, где президент избирается парламентом, например, ФРГ). Такая процедура определяет равную легитимность и ответственность институтов;

− президент может быть одновременно и главой государства, и главой правительства (США), формировать и отправлять в отставку правительство;

− парламент не имеет права отзыва правительства и президента, за исключением процедуры импичмента;

− парламент обладает всей полнотой законодательной власти, президент может не иметь законодательной инициативы (США), но обладает правом вето, которое преодолевается двумя третями голосов;

− исключено совмещение правительственного кресла и мандата парламентария.

В идеальном смысле президентство следует рассматривать как институт, имеющий все возможности для легитимации политического режима, особенно в переходный период; эффективно выполняющий функции социального арбитража и патронажа; как структуру, способную сплотить вокруг себя политических участников с различными интересами.


  1. Базовые черты российского президентства


Российский институт президентской власти имеет следующие базовые характеристики:

− всеобщие равные прямые альтернативные выборы президента и парламента;

− президент избирается сроком на шесть лет; Президентом РФ может быть избран только гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет;

− одно и тоже лицо не может занимать должность президента РФ более двух сроков подряд;

− президент является главой государства и гарантом Конституции РФ;

− президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;

− в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии президент вправе вводить на территории РФ военное положение с незамедлительным сообщением об этом палатам Федерального Собрания РФ;

− президент в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; определяет основные направления внутренней и внешней политики;


− президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и утверждает структуру федеральных органов власти;

− правительство несет двойную ответственность перед парламентом и президентом, но решение об отставке правительства принимает президент;

− президент назначает выборы в Государственную Думу и вправе распустить ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;

− президент вносит законопроекты в Государственную Думу; федеральные законы вступают в силу после подписания их президентом;

− указы президента имеют силу закона;

− президент имеет право отлагательного вето на законопроекты парламента;

− у парламента и президента разные сроки деятельности: пять и шесть лет соответственно;

− президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия или в результате отрешения от должности (импичмента). Конституция РФ дает четкое понимание процедуры импичмента. Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения [1, ст. 93].


  1. Структура института президентства в России


Как и любой другой институт политической системы, президентство в России имеет сложную и разветвленную структуру. Главными структурными элементами – точками опоры, о которых говорилось в предыдущей главе – института президентства являются Администрация Президента Российской Федерации (формирует Президент), Совет Безопасности (формирует и возглавляет президент), полномочные представители Президента РФ (назначает президент).

К главным функциям Администрации относятся обеспечение деятельности Президента РФ, Совета Безопасности, консультативных и совещательных органов при президенте и организация их взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти; подготовка предложений, рекомендаций и прогнозно-аналитических материалов по стратегии общей политики Российской Федерации; выработка предложений по законопроектной деятельности Президента РФ; проведение государственной кадровой политики; разработка мер по разъяснению политики Президента; осуществление президентского контроля над исполнительной властью; подготовка, оформление и выпуск документов, подписываемых Президентом и т.д.