Файл: Обучение грамоте у детей с онр. Выполнили студенты.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обучение грамоте у детей с ОНР.
Выполнили студенты
Курс 3 группа 1473-4
Елена Кустова
Елена Попова
Мария Попова
Ирина Смолоногова
Алена Костина
Общее недоразвитие речи (ОНР)
Общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают насистемное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Дети с ОНР не подготовлены к овладению
звуковым и морфологическим анализом слова.
С целью овладения первоначальными
навыками чтения и письма для детей данной
группы проводится система занятий:
- по развитию грамматического строя речи,
- накоплению и уточнению словарного запаса
- формированию произношения.
Обучение грамоте детей с ОНР необходимо
рассматривать как один способов
формирования речи.
В процессе усвоения грамоты в первую очередь изучается звуко-буквенный соста слова.
Формированию четких представлений о звуковом
составе слова способствуют:
-наблюдения над звуковым составом слова,
-сравнение и сопоставление сходных и различных
признаков,
-логические упражнения по анализу и синтезу.
Это в свою очередь приводит к закреплению
правильного произношения, приучает сознательно
читать и писать.
Условия обучения грамоте детей с ОНР:
Обучение чтению тесно связано с обучением письму. Эта взаимосвязь реализуется следующим образом:
- подготовительная ступень (добукварный
период)
- основной период.
Добукварные занятия. В это время педагог тщательно изучает каждого ребёнка:
Совместно с логопедом учитель проверяет звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй речи учащихся. Все
полученные данные заносятся в дневник наблюдений. Параллельно идёт подготовка учащихся к обучению грамоте.
В период добукварных занятий решаются следующие задачи:
-Развитие интереса детей к учению.
-Уточнение, расширение их представлений и речи.
-Исправление недостатков слухового восприятия, воспитание фонематического слуха, некоторых умений в области звукового
анализа.
В период добукварных занятий большое внимание уделяется развитию
зрительного, слухового и рече-двигательного анализа и синтеза.
Формирование слухового восприятия у ребенка c ТНР начинается с развития грубых дифференцировок, а именно умений различать
неречевые звуки окружающего мира ; сопоставлять звуки, воспроизводимые предметами, со звуками речи; узнавать людей по тембру их голоса; находить игрушки; определять направление звука.
Нарушения фонематического слуха и произношения затрудняют формирование навыков звукового анализа и синтеза, и это препятствуе товладению учащимися навыками чтения и письма.
Вот почему так важно преодолеть уже в период добукварных занятий
некоторые недостатки фонематического развития детей.
Работа по совершенствованию фонематического слуха начинается:
1) с сопоставления слов-паронимов.
2) далее сопоставление оппозиционных слоговых структур и звуков,
3)Редактирование ошибок.
Необходимо начинать с выделения слова, как наиболее конкретизированной единицы речи. Далее вводитсятермин «предложение». Составленное предложение делится на слова. После этих упражнений школьники вновь возвращаются к слову и учатся делить его на слоги. Заключительной работой по анализу речи является выделение звука
2 этап:
Литература
Выполнили студенты
Курс 3 группа 1473-4
Елена Кустова
Елена Попова
Мария Попова
Ирина Смолоногова
Алена Костина
Общее недоразвитие речи (ОНР)
Общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают насистемное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Дети с ОНР не подготовлены к овладению
звуковым и морфологическим анализом слова.
С целью овладения первоначальными
навыками чтения и письма для детей данной
группы проводится система занятий:
- по развитию грамматического строя речи,
- накоплению и уточнению словарного запаса
- формированию произношения.
Обучение грамоте детей с ОНР необходимо
рассматривать как один способов
формирования речи.
В процессе усвоения грамоты в первую очередь изучается звуко-буквенный соста слова.
Формированию четких представлений о звуковом
составе слова способствуют:
-наблюдения над звуковым составом слова,
-сравнение и сопоставление сходных и различных
признаков,
-логические упражнения по анализу и синтезу.
Это в свою очередь приводит к закреплению
правильного произношения, приучает сознательно
читать и писать.
Условия обучения грамоте детей с ОНР:
- Обучение чтению и письму ведется только на правильно произносимых звуках и словах.
- Порядок изучения звуков и букв иной, чем в массовой школе. (В первую очередь изучаются те звуки, которые детьми произносятся
- правильно: а, у, о, м, х, п, к, с, н, в, ы, т, л. Затем вводятся исправленные звуки: ш, р, ж и далее все остальные звуки.)
- Темп прохождения всех звуков речи более медленный.
- Большое внимание отводится развитию навыка быстро ориентироваться в звуко-буквенном составе слова.
- Весь словарный материал, используемый на уроке, должен быть знаком учащимся.
- Проводится работа по формированию морфологических обобщений, восполняющая пробелы в лексико-грамматическом развитии
- детей, предупреждающая ошибки при письме.
- Систематическое повторение и закрепление усваиваемого материала.
- Практическое ознакомление с правилами грамматики и орфографии.
Обучение чтению тесно связано с обучением письму. Эта взаимосвязь реализуется следующим образом:
- 1На уроках чтения и письма изучается один и тот же звук и соответствующая ему печатная и письменная буква. При этом необходимо помнить, что каждая новая буква может быть показана учащимся только в том случае, если уже достигнуто ими правильное произношение соответствующего звука, обозначаемого данной буквой, и умение различать и выделять его из слов
- 2. Ознакомление с каждой новой буквой, печатной и письменной, проводится путем анализа элементов, составляющих ее начертания, а также путем сравнения и сопоставления с ранее пройденными буквами, выяснения общих и отличных элементов в их начертании.
- 3.Дети читают то, что складывают из букв разрезной азбуки или пишут, и, наоборот, складывают и пишут то, что читают.
- подготовительная ступень (добукварный
период)
- основной период.
Добукварные занятия. В это время педагог тщательно изучает каждого ребёнка:
- - устанавливает степень его ориентации,
- - уровень развития речи,
- - Состояние фонематического слуха, зрительных восприятий, моторики,
- - объём владения школьными навыками (знание звуков и букв, техника
- чтения, умение записывать буквы, слоги, слова).
Совместно с логопедом учитель проверяет звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй речи учащихся. Все
полученные данные заносятся в дневник наблюдений. Параллельно идёт подготовка учащихся к обучению грамоте.
В период добукварных занятий решаются следующие задачи:
-Развитие интереса детей к учению.
-Уточнение, расширение их представлений и речи.
-Исправление недостатков слухового восприятия, воспитание фонематического слуха, некоторых умений в области звукового
анализа.
- Совместно с логопедом учитель проверяет звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй речи учащихся. Все полученные данные заносятся в дневник наблюдений. Параллельно идёт подготовка учащихся к обучению грамоте.
- -Уточнение, расширение их представлений и речи.
- -Исправление недостатков слухового восприятия, воспитание фонематического слуха, некоторых умений в области звукового анализа.
В период добукварных занятий большое внимание уделяется развитию
зрительного, слухового и рече-двигательного анализа и синтеза.
Формирование слухового восприятия у ребенка c ТНР начинается с развития грубых дифференцировок, а именно умений различать
неречевые звуки окружающего мира ; сопоставлять звуки, воспроизводимые предметами, со звуками речи; узнавать людей по тембру их голоса; находить игрушки; определять направление звука.
Нарушения фонематического слуха и произношения затрудняют формирование навыков звукового анализа и синтеза, и это препятствуе товладению учащимися навыками чтения и письма.
Вот почему так важно преодолеть уже в период добукварных занятий
некоторые недостатки фонематического развития детей.
Работа по совершенствованию фонематического слуха начинается:
1) с сопоставления слов-паронимов.
2) далее сопоставление оппозиционных слоговых структур и звуков,
3)Редактирование ошибок.
Необходимо начинать с выделения слова, как наиболее конкретизированной единицы речи. Далее вводитсятермин «предложение». Составленное предложение делится на слова. После этих упражнений школьники вновь возвращаются к слову и учатся делить его на слоги. Заключительной работой по анализу речи является выделение звука
- Сначала первоклассники воспроизводят звук вслед за учителем. Затем дети учатся слышать эти звуки в словах и, наконец, выделять их.
Вся работа по анализу речи в добукварный период проводится преимущественно в виде игр.
Также используются такие приёмы, как демонстрация предмета и его
действия, отбивание такта рукой и т.д.
- -назвать предметы, изображенные на картинах
- -повторить все названные слова
- -самостоятельно придумать слова
- -составление предложений с опорой на действия
- -выделение слов из предложений, слогов из слов
- -выделение звука из предложения
- Сначала первоклассники воспроизводят звуки вслед за учителем.
- Затем дети учатся слышать эти звуки в словах
- Затем дети учатся выделять эти звуки в словах.
- Вся работа по анализу речи в добукварный период проводится
- преимущественно в виде игр.
- В период добукварных занятий логопед и учитель ведут совместную работу по уточнению движений артикуляционного аппарата в двух направлениях:
1)закрепления правильной артикуляции (Ежедневная артикуляционная гимнастика),
2) воспитания четкости произнесения каждого звука
(правильное громкое произнесение звуков, слов,
слогов, заучивание стихотворений на определенный звук, постоянное предъявление детям с первых дней
их пребывания в школе требования четкого артикулирования звуков и слов).
2 этап:
- Изучаются согласные звуки и буквы ш, р, з, ж, и гласные и, э, и мягкие согласные, соответствующие ранее пройденным согласным.Задача учителя: уточнить акустико-артикуляционные признаки изучаемых звуков, чтобы при образовании связи между звуком и буквой не было никаких осложнений.
Подбирая речевой материал, следует помнить, что слова не должны содержать звуки, близкие по акустико артикуляторным признакам (с-ш-ж-ч-щ).
Приемы и виды работ:
- чтение слогов с мягкими и твердыми согласными и их анализ
- составление слогов с м. и т.
- письмо слов с буквой и
- звуко-буквенный анализ и синтез
- письменные упражнения
- списывание
- Изучается согласный звук й, йотированные гласные, мягкий знак. Большое внимание уделяется дифференциации звуков И и Й, упражнениям в различении по
слуху мягкого и твердого согласного на конце слова (угол - уголь), затем изучаются слова с
мягким знаком в середине слова.
Приемы и виды работ:
- слуховые диктанты
- вставка букв в слова и их запись
- составление предложений из букв разрезной азбуки
- чтение небольших текстов и их анализ
- заучивание наизусть четверостиший
- усвоение правил правописания
- Задачи:
- Ознакомление со всеми буквами русского алфавита
- Развитие умения соотносить звуки и буквы
- Развитие фонематического слуха
- Ознакомление с особенностями йотированных гласных (Русская азбука»)
- Ознакомление с мягким знаком как показателем мягкости согласных, с разделительным мягким и твердыми знаками.
- Обучение слитному чтению слогов, слов. Чтение и анализ предложений и текстов.
- Развитие и совершенствование устной и письменной связной речи (развитие коммуникативных умений)
- Усвоение элементов фонетических, грамматических, орфографических и пунктуационных правил.
- -Работа со звуками
- -Ознакомление с новыми буквами (сравнивание букв,печатание букв, конструирование букв)
- -Работа с лентой букв.
- -Обучение чтению.
- -Работа с текстом (языковой, структурный и смысловой
- анализ текста)
- -развитие речи учащихся (лексическая работа, творческие виды работ)
- -выполнение заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления, творческого воображения детей
Литература