Файл: Кризис 3х лет характеристика психического развития ребенка. Особенности работы психолога с родителями.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кризис 3-х лет: характеристика психического развития ребенка. Особенности работы психолога с родителями
ВЕДУЩИЙ ВЕБИНАРА: КОЛОМЕЙЦЕВА ЛИДИЯ ВЛАДИМИРОВНА
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
План вебинара:
1. Теоретический анализ проявления кризиса 3х лет
2. Детские капризы
3. Вопрос границ
4. Проявление агрессии
5. Теория привязанности
6. Список литературы
Кризис трёх лет – важный шаг в развитии и становлении
личности ребёнка (новообразования)
Обособление себя
от окружающих
Сравнение себя с
другими
Удовлетворение потребностей
Виды деятельности
В самоутверждении
В самостоятельности
В защите
В творчестве
В любви
Общение
Игра
Семизвездие кризиса
1. Негативизм
2. Упрямство
3. Строптивость
4. Своеволие
5. Протест-бунт
6.Обесценивание
7. Деспотизм или ревность
Обобщая: кризис социальных отношений ребенка
Взгляды ученых на данный возрастной период
Ш. Бюлер: возраст проверки любви окружающих к себе
З.Фрейд: период «анальной стадии»
Э.Эриксон: «автономия против стыда и сомнения»
Д.Эльконин: выделяет новообразования «Я сам» и личное действие
Детские капризы
- это послания окружающему миру о своих потребностях, которые дети в силу своего личностного развития не всегда могут осознать и выразить.
Если в общении с ребенком не учитывать проявление его капризов – это значит игнорировать значительную часть его истинных потребностей
Почему дети капризничают
1. Соматическое заболевание
2. Физический дискомфорт
3. Различные виды нарушения воспитания в семье
4. Внутренняя дисгармония в семье.
5. Иногда за капризы принимают что-то другое, например, исследование реакции родителей
Попустительский
Авторитарный
Когда ребенок капризничает:
1. Попытаться прочитать и проанализировать послание ребенка.
2. Озвучить ребенку как Вы понимаете его.
3. Дать ребенку с Вами согласиться или возразить, учить выражать свои чувства словами.
4. Озвучить Ваше поведение по поводу данной ситуации.
О границах
• К 2-3 годам ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью от матери
• Осознает свои отдельные потребности
Одна из основных потребностей в этом возрасте «Исследовать мир, первое, что желает понять об это мире ребенок: что можно, а что нельзя»!
Решение: Озвучивая ребенку Ваш запрет «нельзя», сопровождая его тем, что «можно»; дать место опыту; создать систему табу в семье
Агрессия
- это отстаивание своих границ, добиваться своих целей, бороться за свои интересы.
2-4 года ребенок учится совладать со своей агрессией, набирает опыт по защите своих интересов.
2-4 года наиболее агрессивный возраст
Возможные причины агрессии:
1. Заболевание центральной нервной системы
2. Агрессивность как средство психологической защиты
3. Различные нарушения семейного воспитания
4. Нарушенная исследовательская активность ребенка
5. Когда за агрессивность принимают что-то другое
Работа с агрессивностью
1. Создать систему «табу»
2. Найти способы и сформировать навык экологичного выражения гнева
3. Найти способы реализации активности ребенка
Теория привязанности
Родитель доминирует в отношениях
Родитель всегда заботится о ребенке
Запреты и разрешения даются с позиции доминирующей заботы
В кризисе 3х лет, родитель выступает как спаринг-партнер в конфликтных ситуациях, то есть, дает ребенку возможность научиться разнообразным реакциям в конфликтах
Дать опыт того, что конфликт не разрушает отношения
Полезны игры с телом
Вырваться из объятий
Борьба
Игра в «монстра»
Любая физическая активность: горки, качели, препятствия
Важен выход накопившимся негативным чувствам, связанным с проживанием внутренних и внешних конфликтов
3 способа справиться с чувствами
Экстрапунитивный
Интропунитивный
Инпунитивный
Конструктивные способы разрядки:
Бегать, прыгать, громко кричать, петь во все горло, игры в монстра, игры в борьбу, вырваться из объятий и т.п.
Рекомендуемая литература для прочтения детям 2-4 лет
1. Дэби Глиори «Что бы не случилось»
2. Астрит Деборд и Полин Мартен «моя любовь»
3. «Знаешь как я тебя люблю»
4. Джонотан Ален «Я не миленький»
5. Барбру Линдгрен, Эва Эриксон «Макс и мячик», «Макс и машинка», «Макс и лампа»
6. Наталья Корнель «Сказка про щенка и старую тапочку»
7. Джулия Дональдсон, Аксель Шеффлер «Улитка и кит»
8. Филип Вехтер «Летающий Якоб»
9. Людмила Петрановская «Что делать если?»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ДО СВИДАНИЯ!