Файл: Три склонения имен существительных (общее представление).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Тема урока : Три склонения имен существительных (общее представление)

Цели и задачи:

  • дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе;

  • познакомить с признаками каждого склонения имен существительных;

  • учить распознавать склонение имен существительных

Формируемые УУД:

Познавательные:

  • умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

  • отнесение объектов к известным понятиям;

  • построение умозаключения;

Коммуникативные:

  • использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих мыслей;

Регулятивные:

  • постановка частных задач на усвоение готовых действий и знаний (понять, запомнить, воспроизвести)

Личностные :

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни



Оборудование :

Компьютер, экран, проектор, карточки, таблички, таблица «Три склонения имен существительных»

Ход урока :

1.Организационный момент

Запишите красиво сегодняшнее число, классная работа.
2. Актуализация  знаний

1.Прочитаем выразительно загадку, отгадаем ее.

Слайд1

Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я ...(существительное).

-Найдите в первой строчке загадки лишнее слово ( дом-м.р)

- Как по-другому мы называем слова, отвечающие на вопрос КТО? (одушевленные). Приведите примеры.

-Как по-другому мы называем слова, отвечающие на вопрос ЧТО? (неодушевленные). Приведите примеры.


- Определите род существительных: тротуар, окно, природа. Измените по числам.(слово природа не может быть во мн.ч)

-Что знаете про падежи?

2. ПРОВЕРКА ДЗ КАРТОЧКИ.

- Расставьте падежи в нужном порядке, соедините стрелочками с вопросами

И.п О ком? О чём?

Д.п. Кто? Что?

П.п. Кем? Чем?

Т.п. Кого? Чего?

Р.п. Кого? Что?

В.п. Кому? Чему?

-Поменяйтесь карточкой с соседом, проверьте, оцените работу. Если все правильно – нарисуйте зелёный кружок, если одна ошибка – жёлтый, если больше ошибок – красный.

- У кого нет ошибок ? Поднимите руки.

- Как называется изменение по падежам? (склонение)

3.Целеполагание, постановка проблемы

-Может ли существительное быть разного склонения? (?)

-Какая же тема нашего урока?

-Более подробно мы прочитаем в учебнике с.16. Прочитайте первое предложение нашей темы.

- Итак, учебник нам сообщил, что есть три склонения.

На доске запись из карточек :

1скл. 2 скл. 3скл.

- А знаем ли мы какие существительные к какой группе относятся?(нет)

-Значит, какая цель нашего урока?

3.Поиск путей решения проблемы

- Запишите предложение :

Книги нас учат смелости и дружбе.

-Есть в этом предложении однородные члены? (смелости, дружбе)

_- Определите род и падеж в однородных членах.(ж.р., Д.п) Выделите окончание.

- Ребята, как вы думаете, почему у сущ.одинаковый род и падеж, но разные окончания ?( предположения детей: Может быть они разного склонения?)


-Именно по окончанию существительные распределяются по склонениям. Мы в этом сейчас убедимся.

РАБОТА В ГРУППАХ

Просклоняйте существительные: определите род и окончание

1 группа: вода, земля, дядя.

2 группа : окно, море, стол.

3 группа: степь, мышь, дочь.

Отчет групп. Слайд 2

1 гр. Сущ м.р., ж.р. окончания –а, -я имеют одни окончания

Чтение в учебнике правило про 1 скл.

2 гр. Сущ.м.р.с нулевым окончанием, с.р. с окончанием –о,-е.

Чтение в учебнике правило про 2 скл

3 гр. Сущ. Ж.р. с мягким знаком на конце.

4.Решение проблемы

Чтение в учебнике правило про 3 скл

5.Коррекция

Вернемся к предложению и подтвердим свое предположение:

.смелости –окончание и

Дружбе- окончание –е

Этого в правиле нет. Что же делать? Составим алгоритм определения склонения:

(Карточки со словами на доске)

Определяем склонение по алгоритму

Смелости- н.ф. смелость, ж.р. ь знак на конце- 3 скл.

Дружбе- н.ф. дружба, ж.р. окончание –а -1 скл. Наше предположение верно . эти существительные относятся к разным склонениям.

УЧЕБНИК

7.Систематизация знаний

1) Работа с пословицей Слайд 3 ПОДГОТОВКА К ВПР

Как понимаете пословицу? В какой ситуации удобно применить. Найдите существительные, определите склонение, падеж.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.(Ничто не может быть достигнуто без упорства и усилий.)

2) работа по учебнику

С.17 у.25

8.Объяснение домашнего задания

1. обязательное : Учебник с.17 у.27, с.21 правило

2. Учебник с.20 у.31

3.Учебник с.19 У. 29

4.Творческое : записать по 5 существительных каждого склонения.

9.Оценивание

Заполните оценочный лист.

10. Рефлексия учебной деятельности

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…