Файл: Курсовая работа Методика воспитания гибкости у школьников на уроках физической культуры Введение.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Размещено на http://www.allbest.ru/


Курсовая работа

Методика воспитания гибкости у школьников на уроках физической культуры
Введение

гибкость воспитание школьный упражнение

Под гибкостью понимаются морфофункциональные свойства аппарата движения и опоры, определяющие амплитуду движений спортсмена. Термин «гибкость» более приемлем для оценки суммарной подвижности в суставах всего тела. Когда же речь идет об отдельных суставах, правильнее говорить об их подвижности (подвижность в голеностопных суставах, подвижность в плечевых суставах и т.п.).

Гибкость во многом определяет уровень спортивного мастерства в различных видах спорта. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. При недостаточной гибкости усложняется и замедляется процесс усвоения двигательных навыков, ограничивается уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, ухудшается внутримышечная и межмышечная координация, снижается экономичность работы, возрастает вероятность повреждения мышц, сухожилий и суставов.

Недостаточный уровень развития гибкости является также причиной снижения результативности тренировки, направленной на развитие других двигательных качеств. Известно, что недостаточная подвижность в суставах не позволяет в должной мере использовать эластические свойства предварительно растянутых мышц для повышения эффективности силовой подготовки, ограничивает возможности методов тренировки, направленных на совершенствование экономичности работы, повышение мощности рабочих движений, улучшение координационных способностей.

Различные виды спорта предъявляют специфические требования к развитию гибкости, что обусловлено прежде всего биомеханической структурой соревновательного упражнения. Например, гребцам, специализирующимся в академической гребле, необходимо иметь максимальную подвижность позвоночного столба, плечевых и тазобедренных суставов; конькобежцам и бегунам – тазобедренных, коленных и голеностопных; лыжникам – плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов; легка атлетам – плечевых, тазобедренных, коленных, голеностопных, позвоночника и т.д.

Также различают активнуюи пассивную гибкость
. Активнаягибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой за счет активности групп мышц, окружающих соответствующий сустав. Пассивная гибкость – это способность к достижению наивысшей подвижности в суставах в результате действия внешних сил. Причем показатели пассивной гибкости всегда выше показателей гибкости активной. Чем больше разница, тем больше резервная растяжимость и следовательно, возможность увеличения амплитуды активных движений.

Гибкость обоих видов достаточно специфична для каждого сустава. Это означает, что высокий уровень подвижности в плечевых суставах не обеспечивает уровня подвижности в тазобедренных или голеностопных суставах. Таким образом, возникает необходимость разностороннего развития гибкости в процессе общей физической подготовки и направленное повышение подвижности в суставах, наиболее значимых для того или иного вида спорта – в процессе специальной физической подготовки.

По способу проявления «гибкость» подразделяют на: динамическуюи статическую. Динамическая гибкость – проявляется в движениях. Статическая гибкость – проявляется в позах.

Выделяют также: общую и специальную гибкость. Общая гибкость– это подвижность во всех суставах человеческого тела (плечевых, тазобедренных, позвоночника и др.), позволяющая выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой.

Специальная гибкость – это значительная или даже предельная подвижность лишь в отдельных суставах, соответствующая требованиям конкретного вида деятельность.

Проявления гибкости зависит отряда факторов, которые мы перечислили выше, но главный фактор, обуславливающий подвижность суставах – анатомическая подвижность, то есть предельно возможную. Его ограничителями движений являются кости и строение соответствующих суставов. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе (сгибания, разгибания, отведение, приведение, супинацию, пронацию, и вращение). При выполнении обычных движений человек использует лишь, небольшую часть предельно возможной подвижности, однако, при выполнении некоторых спортивных действий подвижность в суставах может достигать более 95% анатомической.

Уровень развития гибкости зависит также зависит от формы суставов, толщина суставного хряща, эластичности мышц, сухожилий, связок и суставных сумок. Чем эластичнее связки и податливее мышцы, тем лучше гибкость.


На подвижность в суставах существенное влияние оказывает способность человека сочетать сокращение мышц, производящих движения, с расслаблением растягиваемых мышц. Нередко плохая гибкость объясняется неумением расслаблять мышцы – антагонисты во время работы, а за счет расслабления этих растягиваемых мышц можно увеличить подвижность до 12 – 14%.

Фактором, влияющим на подвижность в суставов, является также общее функциональное состояние организма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная гибкость увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению).

Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположные личностно – психические факторы ухудшают.

Развитие гибкости зависти от различных внешних условий и некоторых факторов (времени суток, температуры окружающей среды) и состояния организма. У девочек во всех возрастах показатели гибкости на 20 – 30% выше, чем у мальчиков. Эти различия сохраняются у женщин и мужчин, но с возрастом гибкость как активная так и пассивная уменьшается. Уровень гибкости изменяется и в течение дня: наименьшая гибкость наблюдается утром, после сна, затем она увеличивается достигая предельной величины днем, а к вечеру снова снижается. Наибольшие показатели гибкости регистрируются от 12 до 18 часов. Под влиянием разминки, массажа согревающих процедур (тепловая ванна, горячий душ, растирания) происходит существенное повышение амплитуды движений и гибкости. Уменьшение подвижности в суставах и гибкости наблюдается при охлаждении мышц, после принятия пищи.

«Как говорилось выше» гибкость зависит от возраста и пола занимающихся. Наибольшее увеличение пассивной гибкости наблюдается в возрасте 9 – 10 лет, активной 10 – 14 лет. У девочек наиболее высокие темпы прироста отмечены в 14 – 17 лет, у мальчиков 9 – 16 лет. Целенаправленное развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7 лет, а возраст 13 – 15 лет наиболее благоприятный для развития подвижности в различных суставах. Работа над развитием гибкости в младшем и среднем школьном возрасте оказывается в два раза более эффективной, чем в старшем. После 15 – 20 лет амплитуда движений уменьшается в следствии возрастных изменений в опорно-двигательном аппарате и повысить уровень развития этого качества уже труднее.

Гибкость еще в значительной мере определяется генетическими факторами. Есть люди с врожденной ограниченностью подвижности в отдельных суставах. У других лиц, наоборот, может наблюдаться высокая подвижность в суставах. Это следует принимать во внимания при проведении спортивной ориентации и отбора детей в те виды спорта, в которых гибкость играет важную роль и при проведении занятий,
направленных на развитие гибкости, все эти факторы необходимо учитывать.

Задачи исследования:

1.рассмотреть методику развития гибкости;

2. выявить по данным современной научно-методической литературы основные проблемы и противоречия в процессе развития гибкости;

3. Определить эффективные методы и средства развития гибкости и особенности процесса воспитания у младшего школьного возраста;

4. Определить основные критерии и способы оценки уровня развития гибкости;

5. Определить оптимальное соотношение физических упражнений для развития гибкости у прыгунов с шестом, обеспечивающее положительную динамику физического состояния занимающихся.
1. Методика развития гибкости
Общеподготовительные упражнения, применяемые для развития гибкости, представляют собой движения, основанные на сгибании, разгибании, наклонах, поворотах. Эти упражнения направлены на повышение подвижности во всех суставах и осуществляются без учета специфики вида спорта. Вспомогательные упражнения подбирают с учетом роли подвижности в тех или иных суставах для успешного совершенствования в данном виде спорта и с учетом характерных для него движений, требующих максимальной подвижности, а специальной подготовительные упражнения строят в соответствии с требованиями к основным двигательным деятельности, предъявляемым спецификой соревновательной деятельности. Для повышения подвижности в каждом суставе обычно используют комплекс родственных упражнений, разносторонне воздействующих на суставные образования и мышцы, ограничивающие уровень гибкости. Средства, применяемые при развитии гибкости, разделяются также на упражнения, развивающие пассивную или активную гибкость. Развитию пассивной гибкости способствуют различные пассивные движения, выполняемые с помощью партнера и различных отягощений (гантели, амортизаторы, эспандеры и т.п.) или собственной массы тела; статические упражнения – удержание конечности в положении, требующем предельного проявления гибкости.

Активную гибкость развивают упражнения, выполняемые как без отягощений, так и с отягощениями. Это различного рода маховые и пружинистые движения, рывки и наклоны. Применение отягощений (гантели, набивные мячи, гриф штанги, амортизаторы, различные силовые тренажеры и т.п.) повышает эффективность упражнений вследствие увеличения амплитуды движений за счет использования инерции. Однако в связи с высокой травмоопасностью таких упражнений необходимо соблюдать меры предосторожности при их выполнении (Hubley et al., 1984). Интенсивная разминка, предварительное статическое растягивание мышц и сухожилий снижают вероятность повреждения тканей. Следует отметить, что многие специалисты, основываясь на травмоопасности баллистических движений для развития гибкости, не рекомендуют их использование, а предлагают в основном ограничиваться статическими растягиваниями (Lehman et al., 1970; Sapega et al., 1981). Но эти рекомендации вытекают из результатов исследований, не связанных с реальными условиями спорта высших достижений, соревновательная деятельность в котором требует максимальных проявлений гибкости при баллистических растягиваниях. Игнорирование этого в тренировке резко увеличивает вероятность травматизма во время соревнований, не говоря уже о снижении амплитуды движений при выполнении различных технических приемов и действий.


Упражнения, направленные на развитие гибкости, могут составлять программы отдельных тренировочных занятий. Однако чаще их планируют в комплексных занятиях, в которых наряду с развитием гибкости проводится силовая подготовка спортсменов. Упражнение на гибкость широко включают в разминку перед тренировочными занятиями, они также составляют значительную часть утреней зарядки (Martin et al., 1991). При планировании работы над развитием гибкости необходимо помнить, что активная гибкость развивается в 1,5 – 2 раза медленнее пассивной. Разное время требуется и на развитие подвижности в различных суставах. Быстрее повышается подвижность в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах, медленнее – в тазобедренном и суставах позвоночного столба (Сермеев, 1970).

Работа над развитием гибкости может быть разделена на два этапа: 1) этап увеличения подвижности в суставах и 2) этап поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне. Развитие подвижности в основном осуществляется на первом этапе подготовительного периода тренировки. На втором этапе подготовительного и в соревновательном периодах обычно поддерживается подвижность в суставах на достигнутом уровне, а также развивается подвижность в тех суставах, в которых она наиболее важна для достижения высоких результатов в соревновательном упражнении.

На этапе увеличения подвижности в суставах работа над развитием гибкости должна проводиться ежедневно. На этапе поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне занятия могут проводиться реже – 3 – 4 раза в неделю, объем работы может быть несколько сокращен. Однако полностью исключать работу над развитием или подержанием гибкости нельзя ни на одном из этапов тренировочного года. При прекращении тренировки гибкость довольно быстро возвращается к исходному или близкому к нему уровню (Borde, 1994).

Время, затрачиваемое каждый день на развитие гибкости, может варьировать от 20 – 30 до 45 – 60 мин. Эта работа может по-разному распределяться и в течение дня: 20 – 30% общего объема обычно включается в утреннюю зарядку и разминку перед тренировочными занятиями, остальные упражнения планируются в программах тренировочных занятий (Платонов, 1986).

Однако постоянно следует помнить, что применение упражнений, направленных на развитие гибкости, требует интенсивного предварительного разогревания путем гимнастических упражнений, медленного бега, массажа и т.п. Только после начала потоотделения можно приступать к растягиванию (De Vries, Housh, 1994).