Файл: Курсовая работа Методика воспитания гибкости у школьников на уроках физической культуры Введение.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В отличие от других физических качеств, которые за время пребывания ребенка в школе могут улучшаться, превосходя первоначальную величину в несколько раз (например, показатели абсолютной силы) гибкость начинает регрессировать уже с первых лет жизни. Причина в постепенном окостенении хрящевых тканей, упрочение связочного аппарата, уменьшение эластичности связок. Установлено, что естественный регресс подвижности во всех суставах наступает в 10 – 11 лет. Этому регрессу можно противодействовать так как, специалистами показано, что у младшего школьного возраста гибкость подается направленному улучшению, чем в подростковом возрасте это и объясняет почему эффективное развитие гибкости должно начинаться с этого возраста или можно еще раньше и в дальнейшем должно поддерживаться, чтобы не наступал регресс.

Задачу развития гибкости у учащихся начальных классов важно решать в сочетании с повышением их теоретических знаний. С первых уроков следует ознакомить учеников с названиями частей тела, с движениями, которые они совершают. Учащиеся должны узнать, что такое сгибание и разгибание, отведение и приведение, супинация и пронация, круговые движения и вращения. Название движения должны быть освоенными (Лях, 1999). Целенаправленная работа по увеличению подвижности в суставах и развитием гибкости завершается составлением комплексов упражнений, адекватных возрасту учащихся и соответствующих содержанию урока.

Приведем несколько упражнений оздоровительного урока физической культуры подготовительной и основной части младшего школьного возраста для развития гибкости и подвижности в суставах:

1. Подготовительная часть:

Медленная ходьба по кругу переход на бег 5 мин.

Перестроение для выполнения ОРУ:

Упр. №1.

И.п. – о.с.

1 – наклон головы вперед;

2 – то же назад;

3 – вправо;

4 – влево

Повторить 3 – 4 раза.

Упр. №2.

И.п. – стойка ноги врозь;

1 – 4 – круговые движения руками вперед;

5 – 8 – то же назад;

Повторить 4 – 6 раз

Упр. №3.

И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны;

1 – скрестить руки впереди;

2 – отвести прямые руки через стороны назад;

Повторить 6 – 8 раз.


Упр. №4.

И.п. – стойка ноги врозь, левая вверх с малым мячом;

1 – 2 – согнуть левую за голову, правую за спину, передать м/м из левой в правую.

3 – 4 – И.п. правая вверх;

5 – 8 – то же другой.

Повторить 4 раза.

Упр. №5.

И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх в «замке»

1 – 2 – пружинящие наклоны вправо;

3 – 4 – то же влево;

Повторить 4 – 6 раз.

Упр. №6.

И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны;

1 – наклон вперед, прогнувшись, руки вверх;

2 – наклон, руки к полу;

3 – наклон, прогнувшись, руки в стороны;

4 – И.п.

Повторить 4 – 6 раз.

Упр. №7.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – 4. – круговое движение туловищем вправо;

5 – 8 – то же влево;

Повторить 3 – 4 раза.

Упр. №8.

И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны;

1 – 2 – наклон назад, сгибая колени, коснуться руками пяток.

3 – 4 – И.п.

Повторить 6 – 8 раз.

Упр. №9.

И.п. – о.с., руки в стороны;

1 – мах правой вперед, хлопок под ней;

2 – И.п.

3 – 4 – то же левой;

Повторить 6 – 8 раз.

Упр. №10.

И.п. – о.с.

1 – мах левой назад, руки вверх;

2 – И.п.

3 – 4 – то же правой;

Упр. №11.

И. п. – широкая стойка;

1 – 3 – пружинящие приседания на правой, руки в упоре на колене;

4 – присед на левой;

5 – 8 – то же на другой;

Повторить 4 раза.

Упр. №12.

И. п. – упор присев.

1 – упор стоя согнувшись;

2 – 7 – держать положение;

8 – И. п.

Повторить 4 – 6 раз.


2. Основная часть:

Упр. №1

И. п. – сед ноги врозь, руки вверх;

1 – наклон вперед, захват руками за стопы;

2 – 3 – удержать положение;

4 – И.п.

Повторить 4 – 6 раз.

Упр. №2.

1 – упор лежа сзади;

2 – 3 – сгибая ноги, пружинящие движения туловищем вперед;

4 – И. п.

Повторить 6 – 8 раз.

Упр. №3.

И. п. – сед, ноги вместе.

1 – 3 – наклон вперед с захватом ног;

4 – И. п.

Повторить 4 – 6 раз.

Упр. №4.

И. п. – «мост».

1 – 8 – покачивающие движения вперед и назад.

Повторить 4 – 6 раз.

Упр. №5.

И. п. – упор стоя ноги врозь;

Пружинящее опускание таза.

Упр. №6.

И. п. – упор стоя ноги врозь, правая вперед

Пружинящее опускание таза.

То же левая вперед.

Упр. №7.

И. п. – лежа на животе, взяться руками за стопы снаружи.

1 – 3 – прогнуться и удержать положение;

4 – И. п.
1.4 Основные критерии и способы оценки уровня развития гибкости
В профессионально-прикладной физической подготовке на сегодняшний день не существует общепринятых критериев и шкал оценки гибкости. Наиболее часто она оценивается по способности к выполнению наклона туловища вперед без сгибания ног в коленных суставах, при этом измеряется расстояние между кончиками пальцев выпрямленных рук и опорной поверхностью. Выбор данного упражнения связан с тем, что гибкость позвоночника и подвижность в тазобедренных суставах имеют наиболее важное значение для большинства современных видов трудовой деятельности. Кроме того, расстояние между кончиками пальцев и опорной поверхностью можно легко измерить с помощью обычной линейки. В большинстве других контрольных упражнений подвижность определяется по предельным углам сгибания или разгибания сочленяющихся сегментов тела, что создает значительные трудности для неподготовленных людей. Исходя из того, что развивать гибкость и поддерживать ее на достигнутом уровне возможно в любом возрасте и независимо от пола, приводятся единые для всех возрастных категорий людей шкалы оценки гибкости табл. 3. Они построены на основе максимальных проявлений подвижности в различных звеньях тела спортсменами.
Таблица 2. Нормативы для оценки гибкости






Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в линейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты. Аппаратурными способами измерения являются: 1) механический (с помощью гониометра); 2) механоэлектрический (с помощью электрогониометра); 3) оптический; 4) рентгенографический.

Для особо точных измерений подвижности суставов применяют электрогониометрический, оптический и рентгенографический способы. Электрогониометры позволяют получить графическое изображение гибкости и проследить за изменением суставных углов в различных фазах движения. Оптические способы оценки гибкости основаны на использовании фото-, кино- и видеоаппаратуры. Рентгенографический способ позволяет определить теоретически допустимую амплитуду движения, которую рассчитывают на основании рентгенологического анализа строения сустава.

В физическом воспитании наиболее доступным и распространенным является способ измерения гибкости с помощью механического гониометра – угломера, к одной из ножек которого крепится транспортир. Ножки гониометра крепятся на продольных осях сегментов, составляющих тот или иной сустав. При выполнении сгибания, разгибания или вращения определяют угол между осями сегментов сустава.

Основными педагогическими тестами для оценки подвижности различных суставов служат простейшие контрольные упражнения (рис. 6, 9).

1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад (рис. 6, 1). Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот (рис. 6, 2). Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев (рис. 6, 5).

2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед (рис. 6, 3,4, 6). Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (–), а если опускаются ниже нулевой отметки – знаком «плюс» (+).


«Мостик» (рис. 6, 7). Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

3. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки (рис. 6, 8). Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой (рис. 6, 10, 11). О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.

5. Подвижность в голеностопных суставах (рис. 6, 12, 13). Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стандартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе влияют на подвижность в суставах.

Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешних воздействий. Ее определяют по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы, величина которой должна быть одинаковой для всех измерений, иначе нельзя получить объективную оценку пассивной гибкости. Измерение пассивной гибкости приостанавливают, когда действие внешней силы вызывает болезненное ощущение.

Информативным показателем состояния суставного и мышечного аппарата испытуемого (в сантиметрах или угловых градусах) является разница между величинами активной и пассивной гибкости. Эта разница называется дефицитом активной гибкости.
2. Программа развития гибкости
Тренировочная группа по легкой атлетики, в прыжках с шестом возраст 13 -16 лет.

Структура оздоровительной тренировки выглядит следующим образом.

Первая фаза (подготовительная) – короткий и легкий бег (10 мин.) легкая небольшая разминка (15 мин.). Включает упражнения на растягивание (для мышц верхней нижней конечности и суставов) и для профилактики травм опорно – двигательного аппарата. Использование в разминке силовых упражнений (отжиманий, приседаний и т.д.) нежелательно, поскольку в начале тренировке у людей среднего возраста могут возникнуть осложнения в деятельности сердечно сосудистой системы (резкое повышение артериального давления, боли в области сердца и т.д.), а также у тренированных людей могут возникнуть травмы, как (растяжения мышц, связок или повреждения суставов).