Файл: 15. Стресс в профессиональной деятельности личного состава спсч (СЧ).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Утверждаю

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

(начальник органа управления, подразделения пожарной охраны)

«__» _____________ 20__

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
проведения занятий с группой______________________________________
Тема: № 15. «Стресс в профессиональной деятельности личного состава СПСЧ (СЧ)»
Вид занятия: Практическое занятие (семинар)

Отводимое время (ч.) 1 час
Цель занятия:

  1. Ознакомить обучающихся с определением понятия «стресс», рассмотреть виды стресса, способы реагирования на стресс.

  2. Дать представление о профессиональном стрессе.

  3. Развивать у обучающихся мотивацию преодоления стрессовых состояний для сохранения профессионального здоровья.


Литература, используемая при проведении занятия:

  1. Самонов, А. П. Психологическая подготовка пожарных: пособие / А. П. Самонов. - М.: Стройиздат, 1982. - 79 с.: ил. - URL: http://elib.igps.ru/?&type=card&cid=ALSFR-138fcce4-ae0a-4b7f-a081-ee4f6fb3b1b3

  2. Повзик, Яков Семенович. Тактическая психологическая подготовка руководителя тушения пожара: пособие / Я. С. Повзик, М. Панарин. - М.: Стройиздат, 1988. - 112 с.: ил. -URL: http://elib.igps.ru/?&type=card&cid=ALSFR-9af8a5da-2cba-4336-a29d-7504804ab15b

  3. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных: учебное пособие / МЧС России, ЦЭПП МЧС России; ред. Ю.С. Шойгу. - М.: Смысл, 2007. - 319 с.: табл., схемы, цв.ил. - URL: http://elib.igps.ru/?&type=card&cid=ALSFR-27e41333-f815-4085-8754-39de52c31423.

  4. Практические методы психогигиены личности для специалистов экстремального профиля деятельности: учебное пособие / Д. Н. Церфус [и др.]; ред. Э. Н. Чижиков; МЧС России. - СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2016. - 140 с. : рис., табл. - URL: http://elib.igps.ru/?58&type=card&cid=ALSFR-51138412-502b-4bc6-9181-ffc52631c5aa&remote=false.

  5. Здоровье сберегающие психологические технологии в подготовке специалистов профессий: учебное пособие: [гриф МЧС] / Д. Н. Церфус [и др.]; ред. Э. Н. Чижиков; МЧС России. - СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2017. - 166 с. - URL: http://elib.igps.ru/?62&type=card&cid=ALSFR-08964b64-a2e7-47b9-a4ee-c0ba367ab607&remote=false



Развернутый план занятия


п/п

Учебные вопросы (включая контроль занятия)

Время (мин.)

Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса

1

Стресс. Виды стресса. Механизмы адаптации.

10

Проанализировать основные понятия: «стресс», «эустресс», «дистресс». Изучить стадии и проявления стресса, механизмы адаптации и виды стресса.

Стресс является неотъемлемой частью жизни человека. Стресс-реакция является одной из важных и закономерных элементов механизма приспособления. Выполняет две функции: мобилизацию физиологических систем, обеспечивающих приспособление именно к данному фактору (голоду, холоду, физической нагрузке, недостатку воздуха, токсину); активацию стандартных, неспецифических реакций, развивающихся при воздействии любого необычного для организма стимула. Стресс возникает при комбинации стрессо­ра и стрессовой реакции. Стадии стресса (общего адаптационного синдрома):

  1. Стадия тревоги – активация физиологических процессов в организме, чтобы подготовить его к противостоянию стрессору (учащение сердцебиения; расширение коронарных артерий; сужение брюшных артерий; расширение артерий, проходящих в толще скелетных мышц; расширение зрачков; расширение бронхиальных трубок; увеличение силы скелетных мышц; выработка глюкозы в печени; увеличение продуктивности мыслительной деятельности; ускорение метаболических процессов).

  2. Стадия повышение общей резистентности (сопротивляемости) организма к стрессовым воздействиям - ресурсы расходуются экономичнее, организм готов к длительной борьбе за жизнь, его устойчивость к различным воздействиям повышена.

  3. Стадия истощения - расстройство механизмов саморегуляции организма, что приводит к снижению общей сопротивляемости организма и его способности к адаптации при неблагоприятных условиях.

Можно выделить два вида стресса: эустресс и дистресс.

Эустресс – это стресс, вызываемый положительными эмоциями или несильным стрессом, он мобилизует организм, активизирует внутренние резервы человека.

Дистресс дезорганизует поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций, несет в себе разрушительную силу для нашего организма. Он негативно сказывается на здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

Также стресс может классифицироваться по воздействующему на человека стрессору:

  • Физиологический: вызывается физическими стимулами.

  • Психологический: подразделяют на информационный (информационные перегрузки) и эмоциональный (в ответ на сильные эмоции).

Стресс может обладать различными временными характеристиками:

  • Острый стресс возникает непосредственно в ответ на травмирующую ситуацию.

  • Отложенный стресс - запаздывающая реакция на стрессор.

  • Постоянный накопленный (хронический) стресс - суммарная реакция на длительное воздействие стрессоров.

Стрессовое реагирование зависит от индивидуальных особенностей людей: типа нервной системы, гормональной конституции, соматического здоровья, возраста, пола, личного и профессионального опыта, индивидуально-психологических особенностей (уровень тревожности, самооценка), личностный смысл события и др.

Стресс проявляется на разных уровнях функционирования человека. Субсиндромы (внешние проявления) стресса:

1. Эмоционально-поведенческий – состоит в эмоциональных и поведенческих реакциях на ситуацию (изменение настроения, поведения вплоть до острых реакций на стресс: плаче, истерике, ажитированном или агрессивном поведении, апатии и т.д.)

2. Вегетативный – возникновение физиологических стрессовых реакций, которые направлены на адаптацию, но могут стать основанием для развития так называемых болезней стресса (изменение частоты сердечных сокращений, изменение и глубины дыхания, возникновение неприятных ощущений в области желудочно-кишечного тракта, сердца, изменение цвета кожных покровов, расширение зрачков, изменение тонуса скелетных мышц и т.д.)

3. Когнитивный – изменение познавательных процессов (восприятие, внимание, мышление, память и др.), а также процессов самосознания (Я-образа, самооценки), осмысления действительности т.д.

4. Социально-психологический – изменение стиля общения людей, находящихся в стрессовых ситуациях (сплочение людей, склонность поддерживать лидера, стремление к изоляции).

Вопросы для обсуждения:

  1. Наблюдали ли Вы у себя признаки стрессовой реакции?

  2. Какие факторы влияли на развитие этого состояния?

  3. Можете ли назвать наиболее часто встречающиеся стрессоры в Вашей жизни?

2

Профессиональный стресс. Механизмы развития профессионального стресса.

20

Проанализировать основные понятия: «профессиональный стресс», «травматический стресс», «посттравматическое стрессовое расстройство». Изучить механизмы накопления профессионального стресса и его последствия.

Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. Так, у специалистов экстремального профиля можно выделить два механизма накопления профессионального стресса: накопленный (хронический) стресс и травматический.

Накопленный (хронический) стресс связан с со спецификой профессиональной деятельности пожарного, спасателя несение боевого дежурства, спасательные работы на чрезвычайных происшествиях (ЧП) спасательные работы на масштабных ЧС. Стрессогенные факторы, воздействующие на специалистов в ходе выполнения профессиональных обязанностей: психическое напряжение в состоянии готовности; критические температуры окружающей среды; вибрация; шумовой и световой фон; внезапные световые и звуковые сигналы; работа в специальной одежде и средствах индивидуальной защиты; повышенная физическая нагрузка; неблагоприятное воздействие режимов труда и отдыха; информационная неопределенность; дефицит времени на анализ ситуации и принятие решения; ответственность за результаты деятельности, напряженность, возникающая в процессе межличностного взаимодействия спасателя и пострадавших.

Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п. Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента: угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность.

Последствия, которые могут возникать после травматического события проявляются на уровне четырех субсиндромов:

- эмоционально-поведенческого (грусть, беспомощность, напряженность, злость, страх, вина);

- вегетативного (усталость и истощенность, мышечное напряжение, учащённое сердцебиение, соматические боли и проблемы с пищеварением);

- когнитивного (ощущение потери контроля событий, изменяются динамические характеристики мышления, сужается временная перспектива, ухудшается память, внимание);

- социально-психологические (изменение взаимоотношений со значимыми людьми: в семье, с друзьями, коллегами и т.д.).

Существуют психологические механизмы (стратегии) адаптации в стрессовой ситуации, позволяющие совладать со стрессом и сохранить свое здоровье. К осознанным механизмам относят копинг-механизмы (механизмы совладания со стрессом), которые, в свою очередь, могут быть конструктивными и неконструктивными; к неосознанным – защитные механизмы.

Функция копинг-поведения состоит в том, что человек признаёт неизменность мира и пытается изменить себя. Копинг-поведение является целенаправленным, гибким (то есть меняется в зависимости от условий).

К неконструктивному относятся алкоголизм, наркомания, – все то, что может навредить человеку.

Защитные механизмы – неосознанные действия (противодействия) человека, направленные на защиту от тех опасностей (угроз), которым он подвергается со стороны окружающей его реальности и своего собственного внутреннего мира.

Последствия профессионального стресса:

  • Синдром эмоционального выгорания (состояние эмоционального, умственного и физического истощения возникающее в результате хронического стресса)

  • Психосоматические заболевания (угнетение иммунной системы, нарушение гормонального равновесия нарушения пищеварительной системы и др.)

  • Посттравматическое стрессовое расстройство (нарушение, связанное с переживанием травматического стресса).

Симптомы ПТСР: Повторяющиеся воспоминания о событии, включая образы, мысли, представления; повторяющиеся кошмарные сны о событии; действия или чувства, соответствующие переживаниям во время травмы (иллюзии, галлюцинации, «вспышки воспоминаний»); нарушение памяти, концентрации внимания; неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, мест, людей; агрессивность; чувство вины; сверх бдительности; преувеличенное реагирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие стрессогенные факторы профессиональной деятельности влияют на Ваше состояние во время исполнения обязанностей?

2. Сталкивались ли Вы с условиями, вызывающими травматический стресс? Какие симптомы переживания травматического стресса свидетельствовали об этом?

3. Как последствия профессионального стресса могут отразиться на жизнедеятельности специалиста?

3

Система профилактики профессионального стресса в системе МЧС России.

15

Рассмотреть систему профилактики профессионального стресса в системе МЧС России.

Из выше сказанного стало понятно, что стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения человека, его здоровье, качество профессиональной деятельности и пр.

При включении специалиста в систему профилактики профессионального стресса риск возникновения и развития негативных последствий значительно снижается.

Система профилактики профессионального стресса включает в себя комплекс мероприятий, в которых принимают участие:

  • Медицинские работники осуществляют мероприятия по диспансеризации и медицинской реабилитации.

  • Психологи проводят психологическую диагностику, психологическую подготовку, психологическое консультирование, мероприятия по реабилитации.

  • Руководители отвечают за формирование среды, в которой протекает профессиональная деятельность, за соблюдение режима труда и отдыха.

  • Через приобщение к корпоративной культуре происходит передача каждому специалисту обобщенного опыта коллег.

Для снижения риска возникновения и развития негативных последствий профессионального стресса необходимо, чтобы специалист стал активным участником системы профилактики профессионального стресса. Человек в состоянии справиться с проблемой самостоятельно, активизируя свои внутренние ресурсы, а когда он не может решить проблему сам, ему необходима помощь профильного специалиста.

Принципы заботы о себе:

  • Ответственное отношение к собственному здоровью.

  • Развитие навыка самонаблюдения.

  • Соблюдение баланса в заботе о физическом и психологическом здоровье.

  • Осознание специалистом того, что он является хозяином самого себя.

Методы и приемы, позволяющие справляться со стрессовым напряжением, будут освящены в следующей теме.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие мероприятия, на Ваш взгляд, при поступлении на службу и во время нее относятся к системе профилактики профессионального стресса?

2. Какую роль играет сам специалист для снижения риска возникновения и развития негативных последствий профессионального стресса?

3. Какие способы снятия стрессового напряжения Вы знаете и используете?



Пособия и оборудование, используемые на занятии:
1.Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных: учебное пособие / МЧС России, ЦЭПП МЧС России; ред. Ю.С. Шойгу. - М.: Смысл, 2007. - 319 с.: табл., схемы, цв.ил. - URL: http://elib.igps.ru/?&type=card&cid=ALSFR-27e41333-f815-4085-8754-39de52c31423
Задания для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию: Изучить теоретический материал по теме в представленных источниках. Выполнить упражнение.
«__» _________ 20__ г.
Руководитель занятия _______________________________________________

(Фамилия, И.О.) (дата, подпись)