Файл: Внимание как психический познавательный процесс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внимание как психический познавательный процесс

Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредотачивается на том, что он делает.

В каждый отдельный момент времени наше сознание направлено на те предметы, которые являются для нас наиболее значимыми и важными.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте.

Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением. Внимание способствует любой деятельности как составляющий элемент различных психических и двигательных процессов. Внимание с одной стороны является психическим познавательным процессом, с другой, психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей. За вниманием всегда стоят интересы, желания, установки, потребности, направленность личности [1]. Происхождение (природа) внимания до конца не выяснена.

Н.Н. Ланге выделил следующие подходы к проблеме природы внимания:

1. Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода считают, что внимание не возможно без мускульных движений.

2. Внимание как результат ограниченности объёма сознания. К примеру, сторонники этой теории И. Герберт и У. Гамильтон считали, что наиболее интенсивные представления вытесняются менее интенсивными.

3. Внимание как результат эмоций. Эта теория развита в ассоциативной психологии. Она указывает на зависимость внимания от интересности представления.

4. Внимание как результат апперцепции, т.е. результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи принимают его за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как усиление нервного раздражителя. Согласно этой гипотезе внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теории нервного подавления. Согласно данной теории, преобладание одного представления над другим объясняется тем, что лежащий в основе физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания [2].


Основные функции внимания:

а) Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов;

б) Отбор и организация поступающей в организм человека информации в соответствии с его актуальными потребностями;

в) Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Существуют несколько классификаций внимания. Классификация по признаку произвольностиявляется наиболее часто встречающейся:

а) произвольное;

б) непроизвольное;

в) послепроизвольное.

Непроизвольное – не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым раздражителем (свойственно человеку и животным). Основная функция непроизвольного внимания – в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение [3].

Произвольное внимание – свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определённую цель, задач и сознательно вырабатывает программу действий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно “извлекать из памяти” нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности [4].

Послепроизвольное внимание – обнаруживается в тех случаях, когда человек чем-либо заинтересовывается, например «с головой уходит в работу». Этот вид внимания характеризуется сосредоточением волевой деятельности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности [13, с. 111].

Если классифицировать внимание по критерию опосредованности объектами или явлениями, то внимание бывает:

Непосредственное внимание– это то, которое порождается, удерживается и регулируется напрямую только тем объектом, на который оно непосредственно направлено. Между соответствующим объектом и сознанием человека в данном случае нет никаких других объектов, с помощью которых это внимание регулируется [5].



Опосредованным внимание –такое внимание, которое привлекается и регулируется не тем объектом, на который оно направлено, а чем-то другим [6, с. 103]. Например, мы можем нарисовать стрелку направленную в определённую сторону (указывающую путь куда-либо) и внимание человека, проходящего мимо привлечёт этот указатель.

Внимание характеризуется такими пятью основными свойствами, как: устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение, объём [6, с. 100].

Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определённых объектах окружающей действительности. Т.е. устойчивость проявляется во времени, в течении которого человек может быть непрерывно сосредоточен на одном объекте. Отвлекаемость – свойство, противоположное устойчивости.

Распределение внимания – это способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для длительной деятельности [3].

Сосредоточенность внимания – это удержание внимания на одном объекте или одних действиях при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания зависит от возраста и опыта работы (с годами повышается), а также от состояния нервной системы (при небольшой нервно-психической напряжённости несколько повышается, а при высокой – понижается) [6].

Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо объект или действие.

Сосредоточенное внимание отличается высокой степенью интенсивности, что делает его необходимым условием успешности выполнения отдельных важных для человека видов деятельности.

Концентрация внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы [4].

Устойчивость внимания – это длительность сосредоточения на объекте или явлении или удержание требуемой интенсивности внимания в течении длительного времени. Устойчивость внимания определяется различными причинами:

1.) индивидуальными физиологическими особенностями организма (свойства нервной системы);

2.) психическим состояниям (возбуждённость, заторможенность);

3.) мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности);

4.) внешними обстоятельствами при осуществлении деятельности [7].


Интенсивность внимания – характеризуется относительно большей затратой энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, чёткостью и быстротой [8].

Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.

Переключение внимания – проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями либо осуществляться в целях отдыха [3].

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека – одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно. Кстати, по переключаемости внимания мужчины значительно уступаю женщинам: около 45% женщин могут быстро переключать своё внимание с одного дела на другое, 15% делают это медленно; у мужчин же эти цифры соответственно 18% и 38% [5].

Объём внимания – измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в течении 1 -1,5 с. объём внимания у взрослого человека в среднем равен 7-9 элементам. Объём внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов, структурной организации .

Понятие воображения как познавательного процесса.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. Воображение, подобно мышлению, является познавательным процессом, в котором опосредствованно отражается действительность. В качестве опосредствующих материалов отражения здесь выступают образы восприятия, представления памяти. Подобно мышлению, воображение ориентированно на создание нового знания путем переработки прошлого опыта.

Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

Воображение является одной из фундаментальных характеристик человеческой субъективности. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Построение образов воображения, т.е. таких образов, которые мы не находим в окружающей действительности, возможно лишь при высоком уровне интеллектуального развития человека [9].


Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он это будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Человек может представлять себе окружающий мир в несколько ошибочном плане и даже искаженно (например, наделяя его мифическими существами, создавая и развивая различные религиозные верования и т. п.). Такое искаженное представление мира нередко приобретает черты твердых понятий и убеждений, которые с трудом поддаются исправлению. Но в целом при правильной опоре изданные прошлого опыта воображение является для человека могучим средством познания мира и его перестройки.

В целом воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:

- вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства (таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой — как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку);

- изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.); » соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков);

- конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

- мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);