Файл: Работа с книгой как основной вид самостоятельного учебного труда студента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 2.1

Работа с книгой как основной вид

самостоятельного учебного труда студента
1. Введение. Виды литературных источников.

2. Поиск информации. СПА библиотеки.

3. Виды чтения.

4. Методика обработки полученной информации.

4.1. Составление плана прочитанного текста.

4.2. Составление тезисов.

4.3. Конспектирование.

4.4. Цитирование.

4.5. Выписки.

4.6. Рецензирование.

4.7. Аннотирование.

5. Заключение.
1. Введение. Виды литературных источников.

Обращение к студентам. Пожалуйста, заполните Лист самооценки учебных умений (приложение 1).

В настоящее время получили самое широкое распространение разнообразные источники информации. Однако по сей день книга имеет для обучения, а следовательно и для студентов, первостепенное значение. Умение работать с печатным текстом, знание и понимание различных способов оформления научной мысли всегда помогут и в успешном учении, и в дальнейшей профессиональной жизни.

Выделяют следующие виды обучающей литературы:

  • учебную – основную и дополнительную (учебники, учебные пособия, книги, рефераты);

  • регламентирующую – нормативные документы, государственные стандарты, программы;

  • литературу, необходимую для выполнения контрольных и лабораторных заданий, технических и практических работ.

Изучая ту или иную дисциплину, студент должен использовать лекционный материал, чтение учебника, дополнительной литературы и выполнением программных заданий (написанием рефератов, контрольных работ, курсовых).

Используемые в процессе обучения источники печатной информации имеют свои особенности. Рассмотрим их виды.

Виды литературных источников:

Домашнее задание: дать характеристику следующим понятиям, подчеркнуть характерные особенности для данного литературного источника

Монография –

Брошюра –

Учебник или учебное пособие –

Тезисы докладов научно-теоретических и научно-практических конференций -

Научная статья –

Реферативные издания -

Для того, чтобы воспользоваться информацией, содержащейся в печатных изданиях, необходимо владеть навыками пользования библиотеками и каталогами.
2. Поиск необходимой информации. Справочно-поисковый аппарат библиотеки.

Справочно-поисковый аппарат библиотеки (СПА) включает каталоги и картотеки. Библиотечные каталоги делятся на 4 вида: алфавитные, систематические, предметные и каталоги новых поступлений.


Каталог – слово греческое. В переводе на русский язык означает дать определение понятию.

Алфавитный каталог – называется так потому, что карточки, составляющие его, независимо от содержания описанных книг, расположены в порядке алфавита авторов и заглавий книг. При таком расположении все книги одного автора оказываются собранными в одном месте.

Систематический каталог – карточки собираются по отраслям знаний в зависимости от содержания книги. По этому каталогу можно выяснить, по каким отраслям знаний и какие именно книги имеются в библиотеке. Предметный каталог построен по рубрикам, отражающим предметное содержание книг, а сами рубрики расположены в алфавитном порядке.

Каталоги новых поступлений обычно содержат информацию о книгах, полученных библиотекой за последние 3-5 лет.

Хорошим помощником для поиска источников информации являются картотеки. Картотека периодических изданий содержит информацию о статьях из периодических изданий. Ориентироваться легко, т.к. расположение информации также как в систематическом каталоге ,т.е. по отраслям знаний. Внутри раздела карточки расположены в обратнохронологическом порядке.

В настоящее время создаются и уже получили достаточно широкое распространение электронные каталоги, которые существенно облегчают механический поиск необходимого издания.

В нашей библиотеке для студентов установлена электронная библиотечная система «Консультант студента». На занятии по библиотечному делу вы знакомились с ЭБС.

Заметное облегчение в работе с литературой приносят знание и умение правильно использовать различные виды чтения, следуя при этом определенным правилам.

3. Виды чтения.

Различают следующие виды чтения: просмотровое, ознакомительное, быстрое, изучающее, усваивающее. Из них первые три вида считаются скоростными, а последние два – основными, направленными на понимание и заучивание.

Домашнее задание: дать характеристику видам чтения. Какова цель того или иного вида чтения.

Скоростное чтение -

Просмотровое чтение -

Ознакомительное чтение -

Изучающее чтение –

Усваивающее чтение –

Разберем приемы усваивающего чтения.

1. Заучивание наизусть. Процесс заучивания заключается в переводе информации из оперативной памяти в долговременную. В ходе обучения медицине студенты сталкиваются с необходимостью усвоения и запоминания большого объема специальных слов, названий, терминов. Самый продуктивный способ запоминания - поиск близких по значению слов или слов такой же корневой основы. Одним из приемов может быть и поиск ассоциаций, возникающие при употреблении слова.


Основным приемом заучивания является повторение.

4. Методика обработки информации.

4.1. Составление плана.

Важный этап самостоятельной работы студентов над книгой. Это «скелет» текста. Позволяет определить круг вопросов, затронутых в книге (главе), установить связь между частями, привести в стройную систему прочитанное и усвоить его.

План может быть простой и сложный. В простом плане составные части нумеруются подряд (приложение 2).

При составление сложного плана мы делим текст на крупные части, а каждую часть – на мелкие.

Применяются следующие типы планов:

а) структурный план составляется в соответствии со структурой изучаемого материала в книге (от введения до заключения). За основу такого плана принимается перечень основных разделов, глав, параграфов;

б) предметный или логический план может быть составлен в форме перечня названий основных вопросов, соответствующих оглавлению книги, или в форме вопросов по тексту книги;

в) тематический план составляется на основе изучения нескольких источников (книга, статья, справочник и интернет – ресурсы) по теме. Такая форма плана используется при написании курсовой или дипломной работы;

г) план-конспект включает в себя кроме плана темы письменный пересказ прочитанного с доводами, доказательствами и собственными заметками. Прежде его составления необходимо хорошо уяснить прочитанный текст.

Последовательность действий при составлении плана:

1. Прочесть весь текст, чтобы осмыслить его в целом.

2. При повторном чтении определить и отметить в тексте смысловые границы, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая.

3. Каждому выделенному фрагменту дать название, которое и будет пунктом плана.

4. Просмотреть текст еще раз, чтобы убедиться в правильности установления границ смены мыслей и точности формулировок.

При составлении заголовков к отдельным частям текста (пунктов плана) нужно помнить, что пункт плана не раскрывает содержание, а только называет какой-либо отрывок текста. Поэтому используются краткие емкие предложения назывные.
4.2. Формулировка тезисов. Слово «тезис» в переводе с греческого означает «положение». Тезисы – предельно кратко сформулированные мысли изучаемой книги, главы, параграфа. Это то, что доказывает или опровергает автор; то, в чем он стремится убедить читателя; вывод, к которому он подводит.

Чтобы составить тезисы нужно прочесть книгу, параграф, продумать содержание прочитанного, найти основную идею проследить ее главные положения. Следовательно, тезисы – наиболее сложная форма записей: их составление требует умения анализировать прочитанное.


Тезисы лучше других видов записи помогают написать доклад. Они позволяют сделать критический анализ книги, статьи или доклада.

Домашнее задание: чем тезисы отличаются от плана?

Тезисы бывают:

а) простыми, если они содержат только категорические утверждения или отрицания чего-нибудь, иногда их записывают в виде цитат;

б) сложными или развернутыми, с объяснениями, доказательствами, содержат не только утверждения, но и обоснования высказываемых мыслей;

в) комбинированными или смешанными, в которых одни положения аргументируются, а другие даются без разъяснений.

Существенную помощь при написании тезисов оказывает предварительно составленный план, который полезно приложить к тезисам.

Итак, последовательность написания тезисов.

1. Составить план.

2. Прочитать фрагмент текста, который имеет свой подзаголовок – пункт плана, и, уяснив его суть, сформулировать отдельные положения. Эти положения записывать. Они и являются тезисами.

К тезисам, как устойчивому жанру научного стиля, предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоциональность, метафоры, и прочие включения из других стилей.

Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:

«Известно, что…», «Следует отметить, что...», «Однако», «При этом важно, что…», «Предполагается. Что…», «Специалисты ставят своей задачей…»

Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих лексических сравнительных средств: «Ставит вопрос», «Считает», «Сравнивает», «Приводит пример», «Перечисляет», «Подчеркивает», «Характеризует».

Умело составленные тезисы вытекают один из другого. Первый тезис – наиболее общий. Он определяет содержание последующего. Последний тезис – подытожит все предыдущие (приложение 3).
4.3. Рабочие записи. Под рабочими понимают различного вида вспомогательные записи, которые делаются непосредственно при чтении книги (например: выписываются цифры, даты, факты, отдельные фразы, формулы) и используются затем при составлении плана, конспекта, тезисов.

Выписки, от слова «выбрать». Вся сложность выписывания заключается как раз в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников. Они могут служить подспорьем для более сложных видов записей, таких как тезисы и конспекты.


Делая выписки, следует выполнять следующие правила (приложение 4).
4.6. Цитата – точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.

Приведем общие требования к цитируемому материалу.

1. Цитата должна быть неразрывно связана с текстом (служить доказательством или подтверждением выдвинутым автором положений).

2. Цитаты должны заключать в себе законченную мысль и в точности повторять авторский текст, включая пунктуацию, выделение отдельных слов и т.д. Если в цитате часть текста пропускается и заменяется многоточием, нужно следить за тем, чтобы не искажалась авторская мысль.

3. Цитаты, кроме стихотворных, берутся в кавычки, в конце указывается в скобках источник и страница.

Основные правила цитирования:

1. При цитировании следует сначала осмыслить все основные положения темы и только после этого цитировать выдержку.

2. Цитата должна отражать законченную мысль автора. Не допускаются никакие искажения в словах и предложениях, принятых в тексте.

3. Если в середине цитаты пропускаются некоторые вводные предложения или отдельные слова, знаки, то вместо них ставится многоточие; когда допускаются пропуски не в середине предложения, а в начале или в конце, то многоточие ставится соответственно после вводных кавычек или перед кавычками, заключающими цитаты.

4. Цитата должна заканчиваться сноской с указанием автора книги, заглавия, места и года издания, страницы.

5. Желательно, чтобы каждой цитате предпосылался краткий текст, раскрывающий ее содержание.

Помимо цитат часто записываются мысли, возникающие при прочтении текста, замечания, комментарии к тексту, выводы.
4.7. Конспектирование. Приемы конспектирования. .

Слово «конспект» латинского происхождения, в буквальном переводе означает «обзор». Конспект – краткое связное изложение содержания какого-либо текста, книги или ее части, без подробностей и второстепенных деталей.

Важно внимательно ознакомиться с содержанием книги, проанализировать прочитанное, выделить главное кратко, самое важное.

Конспект книги по объему должен быть, как правило, в 7-15 раз меньше объема самого текста. Многословие конспекта – большой недостаток его автора, т.к. свидетельствует о недостаточной четкости мышления.

Конспекты бывают:

а) текстуальные, составленные путем дословной выписки из текста отдельных положений, наиболее точно выражающих мысль автора;