Файл: Тема Волонтерство как ресурс личностного роста и общественного развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. Волонтерство как ресурс личностного роста и
общественного развития.
Цель занятия – раскрыть понятие добровольчества (волонтерства), добровольческой
(волонтерской) организации, организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, изучить взаимосвязь добровольчества (волонтерства) с существенными и позитивными изменениями в личности человека, активизировать личностные ресурсы, способствующие саморазвитию и самореализации, повышению уровня толерантности и личностной креативности как адаптационного ресурса и условия эффективной волонтерской деятельности, рефлексии, повышению устойчивости к эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации.
Лекционный материал
В ходе обучения студенты активизируют личностные ресурсы, способствующие саморазвитию и самореализации, повышению уровня толерантности и личностной креативности как адаптационного ресурса и условия эффективной волонтерской деятельности, рефлексии, повышению устойчивости к эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации. При подготовке к занятиям семинарского типа и самостоятельной работе следует обратить внимание на следующие основные аспекты. тличительной чертой развитого общества является наличие такого феномена, как волонтерство (добровольчество) - безвозмездная деятельность на благо других людей, общества в целом. Волонтерская деятельность - один из самых распространенных видов добровольческого труда.
Волонтер - физическое лицо, осуществляющие добровольческую
(волонтерскую) деятельность в виде безвозмездного труда в пользу и в интересах получателя.
Волонтерство включает целый ряд традиционных форм взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы
гра данского участия, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности без расчета на дене ное вознагра дение.
Волонтерство является ва нейшим институтом гра данского общества, функционирование которого поддер ивают многочисленные волонтерские практики, у е сло ившиеся в нашей стране. Институциональный характер волонтерской деятельности проявляется в ее организационной структуре, наличии целей, функций и ценностей. Организационная структура волонтерства определяется тем, что волонтерство мо ет являться формальным (организованным) и неформальным (неорганизованным). Люди занимаются волонтерством как индивидуально, так и в составе групп или организаций, эпизодически или регулярно.
Функции волонтерской деятельности разнообразны: участие в формировании и развитии гра данского общества, трансляция социальных ценностей; гра данская социализация индивидов; интеграция общества через ассоциации гра дан, создание социального капитала; кооперация усилий для защиты прав и интересов индивидов; самоуправление и коллективное решение проблем сообщества на основе социальных инноваций; поддер ка незащищенных групп, их социальная адаптация; свободное самовыра ение и социальное творчество людей. Так е волонтерство повышает уровень доверия в обществе и способствует формированию социальной ответственности, солидарности и взаимопомощи.
За рубе ом для обозначения соответствующего социокультурного явления устоялось обозначение «волонтерство» (volunteering). В России термины «волонтерство» и «добровольчество» закреплены Федеральным законом
«О благотворительной деятельности и добровольчестве
(волонтерстве)» от 11.08.1995 № 135-ФЗ и широко используются как синонимы.
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность гра дан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гра данам или юридическим лицам

имущества, в том числе дене ных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддер ки.
Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие
(волонтерские) организации.
1 - Участники добровольческой (волонтерской) деятельности
Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности - некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой
(волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.
Добровольческая (волонтерская) организация - некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного дви ения, общественного учре дения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях волонтерской деятельности, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению
Участники добровольческой
(волонтерской) деятельности
Организаторы добровольческой
(волонтерской) деятельности
Добровольцы
(волонтеры)
Добровольческая
(волонтерская) организация
добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.
Условия участия добровольца (волонтера) в деятельности организатора добровольческой
(волонтерской) деятельности, добровольческой
(волонтерской) организации могут быть закреплены в гра данско-правовом договоре, который заключается ме ду организатором добровольческой
(волонтерской) деятельности или добровольческой
(волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в рамках деятельности указанных организатора, организации для дости ения общественно полезных целей.
Возмещение расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной оде ды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца
(волонтера) либо на страхование его изни или здоровья при осуществлении им добровольческой
(волонтерской) деятельности мо ет быть предусмотрено организатором добровольческой
(волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации.
Основными характеристиками добровольчества являются деятельностная форма благотворительности; альтруистическая направленность, отсутствие материальной выгоды; действия по собственной воле, без прину дения; субъект волонтерской деятельности мотивирован гуманистическими ценностями; объект деятельности — гра дане, группы и организации, которым требуется помощь, поддер ка.
Волонтерство дает четыре основных вида эффектов:
• социальные, связанные с решением задач существования и развития общества;
• экономические - косвенный вклад в экономическое развитие

страны;
• образовательном - воспитательные (педагогические) – содействие воспитанию и обучению, самообразованию гра дан;
• личностно-развивающие
– решение индивидуальных психологических проблем личности, стимулирование ее развития.
Среди личностно-развивающих эффектов волонтерства следует отметить:
• решение индивидуально-личностных проблем (чувство вины, одиночество, зависимость и т.д.);
• обнару ение новых смыслов изни, деятельности;
• стимулирование к саморазвитию, личностному росту;
• создание «плацдарма» для карьерного, профессионального роста;
• расширение возмо ностей для самоутвер дения;
• предоставление условий для самореализации, раскрытия личностного потенциала;
• возмо ности для овладения новыми знаниями, умениями, навыками, компетенциями;
• побу дение к социальной активности, взаимодействию с другими людьми, к социально полезной деятельности.
Концепция добровольчества как взаимного несимметричного обмена предполагает, что доброволец, помогая другим, производя других как членов общества, производит и себя, и интегрирующие социальные отношения, и тем самым повышает социальный капитал сообщества.
Волонтерство как общественное дви ение открывает подрастающему поколению перспективу проявить свои социальные и культурные особенности, выстраивать социальные отношения, развивать и находить применение своим моральным, духовным качествам, получать новые навыки, а так е оказывать помощь в этом другим, находить поддер ку, друзей, чувствовать свою необходимость и пользу. Тот факт, что у молоде и еще нет, как у большинства взрослых людей, устоявшихся интересов, объясняет,
в определенной степени, характер потенциала и социальных возмо ностей молодого поколения.
Педагогический потенциал волонтерского дви ения проявляется в четырех основных сферах: воспитание и самовоспитание; обучение и самообучение; социализация и самосоциализация; профессиональное становление.
Ва ной составляющей педагогического потенциала волонтерства выступают его возмо ности как средства профессионального и личностного роста обучающихся.
• волонтерская деятельность, связанная с получаемой профессией, реализацией трудовых функций, способствует формированию необходимых профессиональных компетенций обучающегося.
• гуманитарный характер волонтерской деятельности (ее содер ание связано с общением, взаимодействием с другими людьми, оказанием им различных видов помощи) дает возмо ность более успешной социализации, развития коммуникативных навыков, совершенствования способности взаимодействовать с людьми, гуманитаризации профессиональной деятельности, принятия духовно-нравственных ценностей, связанных с принесением блага обществу в целом и конкретным людям;
• свойственный многим видам волонтерской деятельности более высокий уровень непредсказуемости, импровизированности, динамичности способствует развитию стрессоустойчивости, способности к оперативному реагированию в новых ситуациях, креативности;
• участие в волонтерском дви ении предоставляет обучающимся возмо ность овладеть новыми социальными и профессиональными ролями, новыми видами деятельности;
• безоплатный характер волонтерского труда позволяет скорректировать систему изненных ценностей и установок волонтера в сторону духовно-нравственных, а не материальных ценностей («Деньги – не главное, главное – результат, принесение пользы людям и получение от этого

удовлетворения»);
• командный характер большинства видов волонтерской деятельности развивает метапредметные, универсальные компетенции, умения социального взаимодействия, работы в команде и организации командной работы;
• волонтерская деятельность в силу своего разнообразия, необходимости овладевать новыми знаниями, умениями, навыками в процессе труда, без предварительной подготовки позволяет обучающемуся испытать себя, самоутвердиться, а так е обнару ить свои достоинства и недостатки, личностный потенциал, возмо ности, развивает навыки самообучения;
• ме дисциплинарный характер многих волонтерских проектов, участие в их реализации студентов разных направлений подготовки позволяет обучающимся овладеть компетенциями не только своей профессии, но и ряда других, сме ных с ней;
• высокая динамичность требований к подготовке волонтеров для участия в разных волонтерских проектах создает условия для их высокой конкурентоспособности, адекватного реагирования на изменение требований рынка труда, в частности, потребности в специалистах, которые не только владеют конкретной профессией, а обладают некими комплексами компетенций, могут быстро овладеть новыми, чтобы затем комбинировать их для успешного выполнения новых видов профессиональной деятельности; 1]
• высокие возмо ности волонтерской деятельности в формировании актуальных метакомпетенций: работа в команде, проектная деятельность, социальное взаимодействие, коммуникация, социальная активность, креативность и др.;
• общение в процессе волонтерской деятельности с представителями разных культур развивает коммуникативную и поликультурную компетенции, побу дает к саморазвитию, самопроектированию этих компетенций;

• предъявляемые волонтеру в процессе его деятельности образцы деятельности других (тим-лидеров, других волонтеров) выступают стимулом личностного и профессионального роста;
• социальная направленность волонтерской деятельности развивает социальную активность;
• волонтерская деятельность дает ее субъекту новые смыслы изни
(реализовывать себя, помогать другим), новые мотивы деятельности, дает образцы преодоления изненных трудностей в лице адресатов волонтерской помощи, что способствует продуктивному решению личностью собственных психологических проблем (одиночество, неудовлетворенность изнью, собой, завышенные требования к окру ающим, потеря смысла изни и др.).
Описанный потенциал волонтерства как средства личностного и профессионального роста актуализируется при соблюдении определенных принципов и создании условий для его актуализации. Проведенный анализ позволил выделить ключевые принципы волонтерской деятельности (рис.1).
В качестве условий актуализации потенциала волонтерства как средства личностного и профессионального роста обучающихся мо но выделить:
• обеспечение добровольности включения обучающихся в волонтерскую деятельность;
• отказ от авторитарного и использование демократического стиля педагогического вмешательства и проведения молоде ной политики;
• создание в образовательном учре дении добровольческих объединений обучающихся различной направленности
(в т.ч. профессиональной);


Рисунок 2- Ключевые принципы волонтерской (добровольческой) деятельности
• развитие уникальной и притягательной субкультуры образованных групп добровольцев (формирование оригинальных традиций, атрибутики и символики, ритуалов, фольклора и т.п.);
• наполнение личностно значимыми смыслами педагогического взаимодействия преподавателей и обучающихся и обучающихся друг с другом в процессе волонтерской деятельности;
• содействие самореализации обучающихся в процессе подготовки к добровольческой деятельности и ее осуществления;
• подбор и выдви ение лидеров из среды обучающихся;
• обеспечение активного взаимодействия добровольцев с другими участниками волонтерской деятельности;
• учет организаторами волонтерской деятельности особенностей молоде ной субкультуры;
• вовлечение обучающихся в разработку и реализацию волонтерских принцип безвозмездности, добровольности, равноправия и законности деятельности добровольцев (волонтеров) принцип свободы в определении целей, форм, видов и методов в выборе добровольческой (волонтерской) деятельности принцип гласности и общедоступности информации о добровольческой
(волонтерской) деятельности принцип гуманности, соблюдения прав и свобод человека при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности принцип безопасности для своей жизни и жизни окружающих принцип равенства всех независимо от пола, вероисповедания, национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление добровольческой
(волонтерской) деятельности принцип солидарности, добросовестности и сотрудничества участников добровольческой (волонтерской) деятельности, а также равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в этой сферепринцип
проектов, которые приносят реальную пользу обществу;
• реализация комплекса методов стимулирования обучающихся:
«деятельность добровольцев дол на получать определенный отклик как у руководителей вуза и волонтерского центра, так и у тех, с кем работают добровольцы. епременными условиями выступают гласность, система поощрений, пропаганда личного опыта добровольцев, проведение специальных мероприятий общественного признания»;
• реализация событийного подхода к организации волонтерских мероприятий, когда ка дое такое мероприятие имеет для обучающегося особый смысл и позволяет приобрести более содер ательный и качественный социальный опыт;
• расширение числа реализуемых в образовательном учре дении направлений волонтерской деятельности, соотнесение их с содер анием образовательных программ;
• вовлечение обучающихся в новые для них виды добровольческой деятельности, требующие овладения новыми знаниями, умениями, навыками, компетенциями;
• предоставление обучающимся свободы выбора вида и направления волонтерской деятельности;
• обеспечение взаимосвязи содер ания волонтерской деятельности и содер ания учебных предметов (дисциплин);
• создание и разрешение обучающимися в процессе волонтерской деятельности проблемных ситуаций;
• предварительная подготовка обучающихся к волонтерской деятельности (тренинги, обучающие семинары, программы дополнительного образования и т.д.);
• реализация модульных программ дополнительного образования для волонтеров, позволяющих им приобрести новые компетенции, необходимые для участия в интересующих их видах волонтерской деятельности (например, программы по изучению иностранных языков, тренинги общения, работы в