Файл: Методическое пособие Психологическая диагностика в школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Считаем баллы
По первому заданию
1 балл – фигура мужчины имеет голову, шею, туловище, конечности. Голова не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (или они закрыты шапкой или кепкой), уши; на лице – глаза, нос, рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги как бы “растут из туловища”, а не прикреплены к нему и внизу отогнуты. Фигура одета в мужскую одежду. Вся фигура нарисована синтетическим, другими словами, контурным способом, т.е. как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей и ее можно обвести, не отрывая карандаш от бумаги.
2 балла – все требования, присущие 1 баллу, кроме синтетического способа (фигура нарисована аналитическим способом – из отдельных частей). Можно не учитывать три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица), если способ рисования — синтетический.
3 балла – фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями, допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.
4 балла – примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности нарисованы одной линией. Их может быть одна пара.
5 баллов – отсутствует четкое изображение туловища типа “головоножка” и обеих пар конечностей.
По второму заданию:
1 балл – хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в 2 раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной не более чем на 30 градусов.
2 балла – достаточно разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.
3 балла – явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
4 балла – с образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку записи.
5 баллов – каракули.
По третьему заданию:
1 балл – почти совершенное копирование группы точек. Допускается небольшое отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца разрешается, а увеличение – не более чем в 2 раза. Рисунок должен быть параллелен образцу.
2 балла – число и расположение точек соответствует образцу, можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.
3 балла – рисунок в целом похож на образец, не превышая по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, хоть на 180 градусов.
4 балла – контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) – не разрешаются.
5 баллов – каракули.
Рекомендации детского психолога
Если в первом задании ребенок наотрез отказывается рисовать мужчину, не настаивайте – это вам информация на размышление. Такой отказ может говорить о неблагополучии в семье ребенка, когда отец отсутствует вообще, от него исходит угроза или же с ним связаны психотравмирующие впечатления.
По поводу интерпретации Я.Йирасек отмечал, что высокое качество выполнения говорит о большей вероятности, что испытуемый будет успешно справляться со школьной программой. Однако если с тестом справился плохо – это НЕ значит, что в школе он станет двоечником и неучем. Вовсе нет. И такие дети хорошо учатся. Просто бывает, что ребенок схематично рисует человека, что сказывается на общей сумме баллов.
5. 1. 4. Проективная методика рисунок «Кактус»
(графическая методика М.А. Панфиловой)
Тест проводится с детьми с 4-х лет.
Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Обработка результатов и интерпретация:
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
-пространственное положение
-размер рисунка
-характеристики линий
-сила нажима на карандаш
Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа
Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа
Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм
Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса
Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов
Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии
Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм
Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов
Интровертированность - изображен только один кактус
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса
Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.
5. 2. Адаптация пятых классов
5. 2. 1. Тест школьной тревожности Филлипса
Эта методика поможет вам определить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.
Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.
Инструкция. Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если Вы согласны с ним, или "-", если не согласны.
Опросник
-
Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? -
Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? -
Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? -
Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок? -
Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя? -
Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит? -
Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? -
Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? -
Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? -
Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры? -
Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? -
Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год? -
Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают? -
Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? -
Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты? -
Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание? -
Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители? -
Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? -
Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе? -
Похож ли ты на своих одноклассников? -
Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? -
Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь? -
Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? -
Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески? -
Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников? -
Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? -
Боишься ли ты временами вступать в спор? -
Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? -
Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться? -
Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием? -
Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает? -
Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой? -
Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание? -
Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? -
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? -
Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников? -
Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие? -
Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше? -
Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники? -
Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие? -
Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? -
Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? -
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники? -
Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? -
Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение? -
Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята? -
Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? -
Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? -
Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? -
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? -
Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? -
Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? -
Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним? -
Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты? -
Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? -
Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу? -
Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо? -
Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Обработка результатов и интерпретация
Ответы, не совпадающие с ключом, свидетельствуют о наличии у ребенка проявлений тревожности. При обработке результатов подсчитывается:
1) Общее число несовпадений по всему тесту: если она больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если более 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.
2) Число совпадений по каждому из 8 факторов, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется по той же схеме, что и в первом случае.
Ключ
1 - 11 + 21 - 31 - 41 + 51 -
2 - 12 - 22 + 32 - 42 - 52 -
3 - 13 - 23 - 33 - 43 + 53 -
4 - 14 - 24 + 34 - 44 + 54 -
5 - 15 - 25 + 35 + 45 - 55 -
6 - 16 - 26 - 36 + 46 - 56 -
7 - 17 - 27 - 37 - 47 - 57 -
8 - 18 - 28 - 38 + 48 - 58 –
9 - 19 - 29 - 39 + 49 -
10 - 20 + 30 + 40 - 50 –
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58;
сумма = 22
2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44;
сумма = 11
3. Фрустрация потребностив достижение успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43;
сумма = 13
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45;
сумма = 6
5. Страх ситуациипроверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26;
сумма = 6
6. Страх не соответствоватьожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22;
сумма = 5
7. Низкая физиологическаясопротивляемость стрессу 9, 14, 18, 23, 28;
сумма = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47;
сумма = 8
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):
1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.