Файл: Анализировать, доказывать и опровергать, спорить и убеждать.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 4.
В условиях нарастающего ускорения темпов жизни на человека всюду обрушиваются потоки информации разного рода: профессиональной – на работе; социально-экономической – в жизни; политической – как на гражданина. Он вынужден много и долго «просеивать» информацию. Он вынужден как публично, так и наедине с собой анализировать, доказывать и опровергать, спорить и убеждать. И не всегда он бывает доволен результатом. И не всегда ожидаемое, заслуженное, выстраданное становится реальностью. Зачастую он не понимает, почему же так получилось, почему он так поступил, почему с ним так поступили. Для анализа ситуации часто помогает знание и признание того, что все люди – манипуляторы в той или иной степени: как говорил У.Шекспир, «весь мир – театр, а люди в нем – актеры». Ребенок говорит «ты меня не любишь»; старик говорит «я – больной» - они манипуляторы, когда используют эти слова для склонения ситуации в свою сторону. Бывают более или менее слабые и почти не опасные манипуляции. Но порой от них зависит карьера, успешные переговоры, заключенные контракты, микроклимат рабочего коллектива, и даже – мир или война. Поэтому важно разобраться в том, что это за явление и как его выявить.
Манипуляция – это скрытое, неявное управление поведением другого человека, совершаемое ради какой-либо выгоды (выделенное-это ключевой маркер). Главная особенность манипуляции заключается в том, что внешний смысл слов или действий не совпадает с внутренним смыслом: говорится одно, подразумевается другое.
Приемы и уловки манипуляторов (=маркеры манипуляций).
1. Выбор ситуации – например, когда жертва торопится или выглядит неловко.
2. Присоединение – дать почувствовать собеседнику «мы с тобой одной крови: ты и я». Цель: «верьте мне, я такой же, как вы». Употребляются для маркировки обращения: «мы», «мужики», «девочки», «коллеги», «земляки» и др.
3. Использование непонятных слов и терминов – это применяется, чтобы создать впечатление значимости обсуждаемой проблемы, высокого уровня профессионализма. Может вызывать обратную реакцию – отторжение.
4. Применение вопросов – ловушек.
А. ложная альтернатива – с помощью вопросов манипулятор максимально сужает выбор своего оппонента между плохим и худшим (или – или). Все остальные варианты отметаются.
Б. вымогательство. Манипулятор вынуждает оппонента согласиться с каким-либо и его высказыванием: «с этим фактом вы, конечно, согласны».
В. контр вопросы. Используются в ситуации, когда манипулятор не может ничего противопоставить аргументам своего оппонента или хочет уйти в сторону.
Маркеры: «я все знаю»; «где находится Вануату?».
5. Повышенная скорость обсуждения (спешка, торопливость…).
6. Повторение. Психологическая уловка направлена на то, чтобы приучить оппонента к какому-либо бездоказательному утверждению. После многократного повторения утверждение объявляется очевидным.
7. Внушение ложного стыда. Ложный стыд – это болевая точка, на которую воздействует манипулятор: нежелание прослыть невеждой, нежелание прослыть бедным и так далее. Манипулятор задаёт вопрос небрежно, как что-то, само собой разумеющееся.
8. Апелляция к высшим интересам – компании, семьи, высших лиц.
9. Принижение оппонента с помощью иронии.
10. Обвинение оппонента в склонности к пустому теоретизированию. «То, что вы говорите, хорошо в теории, а на практике…»
11. Демонстрация обиды. «Вы за кого меня принимаете?» «Вы что, хотите сказать, что мы ничего не делаем?».
12. Апелляция к собственному авторитету. Цель – повысить значимость своих слов. Например: «я, как специалист с многолетним стажем…»
13. Откровенность заявления – акцент на особую доверительность. «Я вам сейчас откровенно скажу».
14. Кажущиеся невнимательность – манипулятор «забывает» или не обращает внимание на неудобные или опасные доводы оппонента.
15. Попытка польстить собеседнику. «Вы же умный человек…»
16. Намеренный обман. Манипулятор утверждает нечто заведомо ложное, а когда его уличают, отказывается продолжать разговор.
17. Игра на полномочиях. Когда достигнута договорённость о чем-либо, манипулятор заявляет, что у него нет прав и полномочий принимать решения – требуется одобрение начальника. Многочисленные варианты - от работы до быта. Нужно сразу искать того, КТО принимает решения, или сразу выяснять круг полномочий.
18. Сомнительность намерений. Например, манипулятор предлагает один из пунктов договора, который он выполнять не собирается. Нужно не разоблачать манипулятора, а внести пункт о жёстких санкциях в случае невыполнения сомнительных условий.
19. Плохие физические условия для переговоров (жарко, холодно, шумно…), пренебрежение к личности оппонента. Переговоры могут быть не только на работе, а и с тещей…
20. Использование страха. Пытается напугать санкциями, упущенными возможностями, неполученной выгодой.
21. Цейтнот – нехватка времени. Решение надо принимать здесь и сейчас.
22. Вина. «я же тебе помогал, а ты….»;
«Ты уже раньше помогал, помоги и сейчас».
23. Формируемые у потенциальной жертвы чувства собственной значимости.
24. Подбрасывание ложных доказательств. Цель - подвести к жертву к тому, чтобы она сама сделала какой-то вывод или выбор.
Особенности людей - манипуляторов.
1. Манипулятор отрицает высокие мотивы в поведении других людей. Он считает, что они есть только у него.
2. Манипулятор живёт по принципу «свои – чужие». Например, быть добрым и честным с чужими – это глупо.
3. Манипулятор не признает чужих достоинств. Это для него личное оскорбление и унижение.
4. Манипулятор любит ставить других людей в неловкое положение.
5. Манипулятор всегда прав.
6. Манипулятор делает далеко идущие выводы на основе отдельных эпизодов.
Задание. Приведите по 3 примера манипуляций и способы противодействия им.
Вариант 1. В отношениях между странами (с политиками, представляющими эти страны) и/или политиками в одной стране.
Вариант 2. В экономических отношениях между страной и ее гражданами (страна любая).
Вариант 3. В отношениях «начальник – подчиненный» (без обозначения персональных данных можно абстрагировать свой опыт).
Вариант 4. В отношениях между переговорщиками (контракт, сделка, переговоры о мире и др.)
Вариант 5. В семейных отношениях.