ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
III. Политический (государственный) режим – это совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти. Различают виды режима:
Демократический режим – это правление народа, избранное народом и для народа.
Авторитарный режим характеризуются неограниченной властью одного лица или узкой группы лиц. (страны Азии, Африки, Латинской Америки).
Тоталитарный политический режим – характеризуются полным контролем государства над обществом и личностью. Он порождает застой и регресс.
6. Государственно-правовой режим: понятие, виды
Государственно-правовой (политический) режим - совокупность способов и средств, которые использует государство для достижения своих целей (с помощью которых осуществляется государственная власть).
Форма правления (монархическая, республиканская) и государственное устройство (унитарное, федеративное) - это внешняя форма государства, а политический режим - внутренняя.
Считается, что политический режим является ведущим элементом формы государства, т.к. он оказывает решающее влияние на два других элемента.
Некоторые ученые различают государственный и политический режимы. Политический режим – более широкое понятие, т.к. включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов).
Исторически первой формой государственного режима является деспотический режим (полное бесправие и подчинение деспоту со стороны его подданных, жестокое подавление любой их самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия).
Данная правовая категория выражает особенности функционирования государственного механизма, выполнения государственными органами своих управленческих функций. При воплощении на практике поставленных задач государственные органы взаимодействуют друг с другом и с населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. Таким образом, государственно-правовой режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране на определенном этапе.
Государство выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. В зависимости от характера используемых государственными органами средств и способов властного воздействия на население различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.
В свою очередь авторитарный государственно-правовой режим подразделяется на следующие виды:
- деспотический режим - хотя деспот и приходит к власти законными способами, но власть носит поработительный характер. Однако жестокость деспота обрушивается, прежде всего, на его ближайшее окружение;
- тиранический режим - тиран приходит к государственной власти захватническим методом, и жестокость тирана обрушивается на все население страны;
- конституционно-авторитарный режим - ограничения демократических прав и свобод получают законодательное закрепление в Конституции (Основном законе страны). Однако Конституция формально провозглашает даже ограниченные демократические права и свободы граждан. При этом всячески запрещается либо ограничивается деятельность оппозиционных, по отношению к правительству политических партий. Нарушается принцип разделения властей, исполнительная власть вмешивается в законотворчество и в судебную деятельность;
- тоталитарный режим - в государстве существует одна-единственная официальная идеология, сформированная правящей партией. При этом правящая партия является практически единственной и сращивается с государственным аппаратом.
7. Понятие механизма государства и его структура
Механизм государства - это особым образом организованная система государственных органов, посредством которой осуществляется государственная власть, реализуются задачи и функции государства.
Признаки механизма государства:
- представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих государственных органов;
- является средством реализации государственных задач и функций, проведения в жизнь государственной политики;
- в структурном плане состоит из государственных служащих (чиновников) - специалистов-профессионалов в области управления;
- наделен особыми властными полномочиями, проявляющимися прежде всего в возможности устанавливать общеобязательные правила поведения (юридические нормы), требовать их выполнения и наказывать субъектов за нарушения установленных норм;
- уполномочен распоряжаться необходимыми материальными средствами (бюджетные средства, государственное имущество, ресурсы учреждений, предприятий, организаций).
Структура механизма государства:
- государственные органы – связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства.
- органы представительной власти;
- органы исполнительной власти;
- судебные органы;
- контрольно-надзорные органы;
- государственные учреждения – властными полномочиями не обладают, а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, научной сферах (библиотека, больница, почта, школа).
- государственные предприятия – властными функциями не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность.
- государственные служащие (чиновники) – лица, которые профессионально занимаются управлением государства.
- здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.
8. Государственные органы: их признаки и характеристика
Государственный орган - это звено государственного аппарата, уполномоченное осуществлять государственную власть в обществе и наделенное определенными властными полномочиями, необходимыми для решения конкретных задач управления.
Признаки государственного органа:
- государственный орган занимается реализацией государственной власти, решением тех или иных управленческих задач в обществе;
- государственный орган является легальным институтом, так как формируется и действует на основе соответствующих юридических документов (конституции, закона, подзаконного акта);
- государственный орган выступает легитимным институтом, поскольку его авторитет и властные полномочия добровольно или вынужденно признаются большинством людей;
- государственный орган имеет соответствующую компетенцию - совокупность законодательно закрепленных властных полномочий (издание соответствующих юридических актов, применение в случае необходимости мер убеждения, воспитания, поощрения, а также принудительной силы);
- государственный орган состоит из государственных служащих и соответствующих структурных подразделений (отделов, управлений) и имеет необходимую материальную базу (здания, транспорт, техника), а также финансовые ресурсы.
Виды государственных органов:
- по порядку образования делятся: на органы, избираемые народом (парламент, президент), и органы, формируемые другими государственными органами (правительство, суды).
- по форме реализации государственной деятельности делятся на: законодательные органы (парламенты), исполнительные органы (министерства, комитеты, администрации), судебные органы (конституционные, административные, арбитражные суды), контрольно-надзорные органы (прокуратура, счетная палата, ревизионные комиссии);
- по иерархии делятся на: центральные и региональные (местные);
- по порядку осуществления компетенции делятся на: коллегиальные (парламент) и единоличные (президент);
- по срокам реализации полномочий делятся на: постоянные (суд, прокуратура, полиция) и временные (временная администрация);
- по характеру компетенции делятся на: органы общей компетенции (правительство) и органы специальной компетенции (министерства, службы).
9. Определение понятия права. Признаки права
Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Отличительные признаки права: волевой характер – результат осознанной, волевой деятельности людей; неразрывная связь с государством – с одной стороны, именно от государства исходят нормы права, и только государство в полной мере может обеспечить соблюдение и исполнение предписаний права, а с другой стороны, именно право определяет структуру механизма государства и границы его деятельности; общеобязательность – только предписания права обязательны для всех без исключения граждан, их объединений, должностных лиц, государственных органов; нормативность – право, как регулятор общественных отношений представляет собой совокупность норм, общих правил поведения людей в важнейших сферах социальной жизни; формальная определенность – правовые нормы имеют строго установленные, официальные формы; системность – представляет собой единую и взаимосвязанную систему, в которой одна, отдельно взятая норма не может функционировать без остальных.
Различают право в объективном и субъективном смысле: Объективное право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.
Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективное право связано с субъектом, принадлежит ему и зависит от его воли и сознания.
10. Понятие и система принципов права
Принципы права – это исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.
Виды принципов права:
- общие (общеправовые) принципы;
- отраслевые принципы;
- межотраслевые принципы.
Общие принципы – это исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:
– на принцип законности – обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативно - правовых актов, обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;
– принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации;
– принцип гуманизма – это уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство;
– принцип справедливости – закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;
– принцип равноправия – это законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;
– принцип единства прав и обязанностей – это присутствие сбалансированных прав и обязанностей – не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.
Отраслевые принципы – это исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.
Межотраслевые принципы – это исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права:
1) принцип гласности;