Файл: Доклад тема нравственные нормы ислама и воспитание молодежи в суннитских странах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДОКЛАД

ТЕМА: НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ ИСЛАМА И ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СУННИТСКИХ СТРАНАХ
Актуальность. Ислам представляет собой важную часть мировой правовой, религиозной культу­ры, одна из самостоятельных правовых систем современности одна из самых древних религий, которая распространяется на большое количество стран и народов. Ислам является неотъемлемой составной частью мировой религии, частью истории и культуры любой страны, важней­шей стороной образа жизни многих миллионов мусульман разных стран.

Проблемы молодежи исследуются как в контексте всего обще­ства, его основных характеристик, структурных сдвигов и измене­ний, так и дифференцированно - как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. В современном мире проблемы молодежи мирового сообщества во многом связаны с теми объективными процессами, ко­торые протекают в обществе: урбанизацией, повышени­ем удельного веса пенсионеров, лиц преклонного возраста, сниже­нием рождаемости и обесцениванием духовных ценностей, норм морали и нравственности1. Но вместе с тем молодежные проблемы имеют и свою специфику, опосредованы современной дей­ствительностью, той политикой, которая проводится по отноше­нию к молодежи в той или иной стране2.

В настоящее время вне СНГ нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияния шариата, исключением только можно назвать Турцию. Вместе с тем ни в одной из мусульманских стран ислам не является единственной системой действующих правовых норм.

Ключевые слова: Коран, мусульманское право, ислам, мировые религии, нормы, воспитание, культура, молодежь.

Сунниты составляют абсолютное большинство во всех мусульманских странах: Саудовской Аравии, государствах Северной Африки, Средней Азии, Албании, Косово и другие. Российские мусульмане также на 97% включают суннитов.

Сунниты и шииты представляют собой два основных течения в исламе, как шииты, так и сунниты составляют разные пропорции и в российской мусульманской общине. В большинстве справочных источников указано, что к суннитам относится 85% всех мусульман мира, а остальные 15 % - это шииты и религиозные меньшинства, различных наименований.


Ислам происходит от слова «салам», что означает мир и процветание, а благополучие предполагает человеческое счастье, которое, в свою очередь, зависит от знаний, убеждений, здоровья, свободы, справедливости, хороших манер и других положительных характеристик человека и общества, что возможно только при мирном сосуществовании людей и наций.

Ислам можно назвать, что это путь руководства Аллаха, которому человечество должно следовать, чтобы не нарушилась гармония в природе, ислам носит название «религии разума», которая подробно изложена в Священном Коране в его окончательной и завершенной форме.

Главная особенность ислама, мусульманского права, которая раскрывает его сущность и которая отличает его от других мировых религий, состоит в тесной взаимосвязи в нем сакрального и светского, религиозного и правового начал. Это особенно проявляется в специфике его проис­хождения и исторической эволюции, источников и структуры, меха­низма действия этого права в тесной связи с государством и светским законода­тельством3.

Другая отличительная черта мусульманского права заключается в его исключи­тельном разнообразии, множества региональных и национальных форм, тесное взаимодействие с местными традициями и обычаями, которые могу быть доисламскими и несовпадающими со строгими положениями шариата.

Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений оказали и оказывают влияние на положение и развитие современной молодежи. Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие, что связано прежде всего с тем, что в условиях радикального преобразования мирового сообщества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении.

В социальной структуре молодых людей появились новые группы: предпринимателей, банкиров, мелких торговцев, новых богатых и новых бедных. Возникли новые тенденции в среде рабочих и крестьян, связанные с отношениями к той или иной форме собственности. Между слоями рабочего класса, крестьянства углубляются различия в доходах, экономических и политических интересах4.

В конце ХХ- начале XXI века длительный экономический, политический и социальный кризис, потрясший мировое сообщество
, привел к изменению преемственности социально значимых ценностей, в первую очередь у молодого поколения. Возрождение приоритетов о ценности потребления негативно сказалось на воспроизводстве традиционных для общества ценностей духовного развития, сострадания и взаимопомощи.

На современном этапе развития основное внимание уделяется оперативной, а не фундаментальной информации. Но оперативная информация, которая и влияет на фундаментальную составляющую информационной среды, воспитывает только человека-потребителя, а задачей общества является формирование духовных ценностей у молодого поколения. Для того чтобы утверждались духовные ценности, необходимо учитывать социокультурным фактором формирования ценностных ориентаций молодежи.

Всегда, когда общество того или иного государства переживает кризис в духовной сфере, оно пытается найти опору в традиционных ценностях своей национальной культуры, что приводит к росту интереса к религии, которая является ведущей для населения, проживающего на территории государства. И к этому многих людей подталкивает нестабильность в обществе, экономические кризисы, несбыточность жизненных планов5.

И в этом случае обращение к традиционным ценностям национальной культуры и религии выступает как защитная реакция основной массы общества от всех негативных реакций внешней среды.

В настоящее время мировое сообщество захватывает состояние бездуховности и асоциального образа жизни, что вынуждает многих людей обратиться к религии, и к необходимости детальнее изучить религиозные учения, так как, по их мнению, именно религия может помочь духовному совершенствованию человека.

Религиозная вера занимает важное место в религиозной идеологии и в практике религиозных организаций. Все богословские системы в конечном счете служат обоснованию и оправданию веры, и главная цель литургической практики - использовать различные средства воздействия на людей, чтобы пробудить и укрепить веру в Бога.

Защитники религии объявляют веру в Бога врожденным свойством каждого человека, Божьим даром, который в силу своего божественного происхождения не может быть объяснен с материалистической точки зрения. Атеистическая убежденность ученого, любая уверенность человека, не имеющая отношения к религии, рассматривается ими как несовершенное, искаженное проявление религиозной веры.

Каждое новое поколение наследует от предыдущего не только определенный уровень развития производительных сил и характер производственных отношений, но и весь набор знаний и заблуждений. Наряду с практически обоснованной и подлинно научной информацией усваиваются также религиозные и фантастические идеи. Но в своей практической деятельности каждое новое поколение проверяет унаследованную информацию, которая ранее принималась на веру; оно отбрасывает идеи и предположения, не подтвержденные практикой, уточняет и углубляет подлинно научные знания о мире.


В отличие от этого реального процесса обогащения знаний, защитники религии всегда требовали сохранения веры в религиозные мифы, унаследованные от предыдущих поколений. Они не остановились перед прямым запретом научных исследований во имя сохранения религиозной веры.

Священный Коран четко утверждает, что целью мусульманского государства является установление, поддержание и развитие тех достоинств, которыми Создатель щедро наделил человеческую жизнь и защита от того зла в человеческой жизни, которые он считает недопустимыми6.

Исламское государство в действительности является не просто инструментом политического управления, не только исполнением коллективной воли определенной группы людей, но ислам ставит перед государством высокие идеалы, которые должны быть достигнуты и соблюдаться, с использованием всех возможных средств с передачей их из поколения в поколение.

Этими идеалами являются целомудренность, красота, благочестие, успех, процветание, которыми Бог украшает жизнь преданных ему людей. Поэтому, любая несправедливость, эксплуатация и неправедность губительны для мира людей и вредят жизни созданий божеских. Поэтому, как считает ислам, от таких людей надо уметь защищаться. Шариат четко объясняет моральную систему ислама, разъясняя, какие действия позитивны и рассматриваются как добродетель, а какие являются злом, которое не должно быть в мире людей7.

Исламское государство, придерживаясь этой точки зрения, может планировать свое благосостояние в любое время и при любых обстоятельствах. Ислам требует от современных молодых людей быть высоконравственными всегда, в течение всей своей жизни и при любых обстоятельствах. Без других альтернатив, ислам признает только такой образ жизни и действий, когда утверждаются справедливость, истина и честность, а обман и мошенничество, ложь и несправедливость не должны разрешаться в обществе в угоду каким бы то ни было политическим, административным и национальным интересам.

Приоритет всегда должен принадлежать истине, чести и справедливости, будь то во взаимоотношениях между руководителями и подчиненными, или в международных взаимоотношениях между людьми разных народов.

Ислам налагает на людей и государство простые обязанности: исполнять договоры и обязательства, иметь единую форму поведения, помнить свои обязанности и права, и не забывать о правах других людей, помня только об их обязанностях, а также использовать власть и авторитет для установления справедливости, а не для попрания прав человека. При этом необходимо считать свои обязанности священным долгом и выполнять их скрупулёзно до самых мелочей, при этом рассматривать власть как доверие Бога и четко осознавать, что каждый человек получает расчет за свои поступки у Бога в загробном мире
8.

Все мировые религии уделяют большое внимание проблеме образования и личностного развития каждого человека. Существует такой источник прогрессивной педагогической мысли, содержащий их в «Искусстве ислама», где в системе исламской доктрины изучается проблема нравственного воспитания и духовного совершенствования личности молодого поколения, что занимает одно из ведущих мест в исламском мире.

Религиозное объединение создается в целях воспитания молодежи и осуществляет свою деятельность, согласно своей собственной структуры, выбирает, назначает и набирает свой персонал по своим собственным правилам и установлениям. Подобные организации имеют свой коллектив и своих наставников, которые ведут обучающие, разъяснительные занятия со школьниками, студентами , просто молодыми людьми, которых интересуют вопросы и проблемы религии.

Цели воспитания неразрывно связаны с основными идеями, которые определяют социально-этическое учение ислама, и выступают основой исламской этики. Следует отметить, что духовный поиск человека имеет свою собственную культуру, свои собственные традиции. За столетия существования человечества накоплен огромный опыт, который во многом предостерегает от ошибок, от трагических разочарований, помогает реалистично оценивать возможности как отдельного человека, так и личности в целом9.

Отсюда напрашивается вывод, что необходимо знакомить современную молодежь с основами духовности и нравственности, с достижениями ранее живших на земле людей.

Хотя исламское государство может быть установлено где-либо в мире, но сам ислам не утверждает, что права человека должны выполняться только в границах этого государства. Ислам утверждает всеобщие основные права для человечества, которые должны уважаться при всех обстоятельствах и во все времена. Например, кровь человека священна, поэтому она не может быть пролита без убедительного оправдания, также не разрешается угнетать женщин, детей, старых людей, больных и раненых.
Также честь женщины и ее целомудрие должны быть защищены, а голодный должен быть накормлен, раненый или больной человек должен быть вылечен вне зависимости от его принадлежности к исламской общине. Все эти и другие человеколюбивые положения утверждаются исламом как фундаментальные права любых людей вне зависимости от их социального положения