Файл: Издательский центр сфера Всероссийская научнопрактическая конференция грань науки 2022.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
379
Список литературы
1. Инвазионные виды растений на озѐрах Юго-Западной части
Валдайской возвышенности (Тверская область) / А. А. Нотов, Э. В. Гарин, Е.
А. Беляков [и др.] // Вестник Тверского государственного университета.
Серия: Биология и экология. – 2017. – № 1. – С. 184-195. – EDN ZAOPCN.
2. Сафонова, М. И. Экологическое состояние и рыбопродуктивность озера Селигер / М. И. Сафонова // География, экология, туризм: научный поиск студентов и аспирантов : материалы IX Всероссийской научно- практической конференции, Тверь, 14 мая 2021 года. – Тверь: Тверской государственный университет, 2021. – С. 49-52. – EDN MYVXEJ.
3.
Цыганов,
А.
А.
Сапропели верхневолжско-Селигерского ландшафтно-Лимнологического района Тверской области / А. А. Цыганов //
Вестник Тверского государственного университета. Серия: География и геоэкология. – 2021. – № 1(33). – С. 25-34. – DOI 10.26456/2226-7719-2021-1-
25-34. – EDN HUHZBK.
© О.С. Шабанова, 2022
УДК 332.145
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД В ПЛАНИРОВАНИИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Шишанина М.А.
старший преподаватель кафедры автоматизации обработки
информации
ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления
и радиоэлектроники»
Сидоров А.А.
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой
автоматизации обработки информации
ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления
и радиоэлектроники»
Ехлаков Ю.П.
доктор технических наук, профессор кафедры
автоматизации обработки информации
ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления
и радиоэлектроники»
Аннотация.
В статье рассмотрены теоретические основы использования программно-целевого методы в планировании социально-

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
380 экономического развития муниципального образования. Дополнительно выделены основные сложности и проблемы.
Ключевые слова: cоциально-экономическое развитие, стратегия, муниципальное образование, планирование, процесс.
В настоящее время выделяется множество методов планирования, которые можно использовать в процессе социально-экономического развития территории, например, нормативный метод, метод экономического анализа, программно-целевой метод, балансовый и пр. Однако наиболее популярным является программно-целевой метод [1].
Программно-целевой метод хорошо себя зарекомендовал при планировании социально-экономического развития территорий, поскольку эффективен для решения межотраслевых задач комплексного характера
(продовольственная, жилищная проблемы, проблемы грамотности, безработицы и пр.). Целевые программы муниципального управления выступают в качестве инструмента, обеспечивающего целевую направленность и комплексность планов развития муниципального образования.
На рис. 1 представлено изображение программно-целевого метода в системе управления социально-экономическим развитием муниципального образования [2].
Рис. 1. Программно-целевой метод в системе управления социально- экономическим развитием муниципального образования
Реализация муниципальных программ социально-экономического развития – это и есть проявление программно-целевого метода.
Муниципальная программа как раз является инструментом реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
Это среднесрочный документ, который является основой для текущего планирования, который содержит в себе конкретные цели, задачи, мероприятия и показатели.
Муниципальная программа – это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования [3]. Отдельно для каждой муниципальной программы утверждается объем финансирования, необходимый для ее реализации.
Муниципальные программы утверждаются администрацией муниципального


Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
381 образования. Изменения в муниципальные программы, а также предложения о реализации новых программ утверждаются администрацией в установленные для этого сроки.
Ежегодно по каждой муниципальной программе проводится оценка ее эффективности. Согласно п.3 ст. 179 Бюджетного Кодекса Российской
Федерации порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются местной администрацией муниципального образования [4].
По результатам оценки эффективности в муниципальную программу можно внести изменения, изменить объем финансирования или вовсе прекратить ее реализацию.
Для каждой муниципальной программы разрабатывается паспорт, который оформляется по специальной форме.
Важной частью муниципальной программы являются показатели, характеризующие ее эффективность. Это требование вытекает из необходимости повышения эффективности бюджетных расходов.
Направления муниципальных программ определяются исходя из наиболее важных проблем муниципалитета. Это может быть, например, создание условий для развития предпринимательства, обеспечение безопасности, развитие культуры и т.п. Несмотря на преимущества, программно-целевой метод стал использоваться относительно недавно, поэтому еще недостаточно проработан. Ниже перечислены его основные недостатки [5]:

приоритет в реализации задач на муниципальном уровне, которые поставлены органами государственной власти;

отсутствие четких методических рекомендаций и инструкций по оценке эффективности реализации программ и невозможность сопоставления данных;

отсутствие единого подхода к методикам и алгоритмам этапов разработки программ и пр.
Для того чтобы программно-целевой метод стал более эффективным, органам власти всех уровней следует уделить особое внимание разработке методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ, а также по разработке критериев оценки их реализации. Таким образом, необходимо отметить, что эффективное социально-экономическое развитие территории муниципальных образований становится возможным при использовании в работе органами местного самоуправления стратегического планирования и программно-целевого метода. Работа выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки РФ, проект №
FEWM-2020-0036.
1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   44

Список литературы
1.
Кудряшова Е.В. Стимулирующая роль науки финансового права в развитии российского финансового законодательства на примере

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
382 государственного планирования в области финансов / Е.В. Кудряшова
[Электронный ресурс]:
Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=16358415
(дата обращения: 15.12.2022).
2.
Киянова Л.Д. Сущность программно-целевого метода как инструмента управления социально-экономическим развитием территорий /
Л.Д. Киянова, Т.И. Литвинова [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека
«Киберленинка».

Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-programmno-tselevogo-metoda-kak- instrumenta-upr-avleniya-sotsialno-ekonomicheskim-razvitiem-territoriy
(дата обращения: 16.12.2022).
3.
О стратегическом планировании в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ. –
Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4.
Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Федер. закон, принятый Гос. Думой 31 июля 1998 г. – Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
5.
Потороченко Н.А. Некоторые аспекты применения программно- целевого метода планирования и управления социально-экономическим развитием / Н.А. Потороченко [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека
«Киберленинка».

Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-primeneniya-programmno-tselevogo- metoda-plani-rovaniya-i-upravleniya-sotsialno- ekonomicheskimrazvitiem
(дата обращения: 16.12.2022).
© М.А. Шишанина, А.А.
Сидоров, Ю.П. Ехлаков,
2022
УДК 62-835
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА В РОССИИ
Шибзухов Т.А.
1
, Абдурахманов Н.Н.
1
, Шибзухова Л.А.
2
1
студент, Государственный университет управления, г. Москва
2
магистр, Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик
Аннотация:Российский рынок демонстрирует низкий по сравнению с ведущими мировыми рынками спрос на электромобили, что обусловлено их высокой стоимостью, отсутствием инфраструктуры и особенностями климата.
Ключевые слова:электротранспорт, электрозаправочная станция электрокар, инфраструктура, специфика.

Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
383
Плохая экология является одной из актуальнейших проблем современных мегаполисов. Существенный ущерб окружающей среде наносит именно автотранспорт. Установлено, что одним легковым автомобилем ежегодно поглощается из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, при этом в атмосферу выбрасывается примерно 800 кг окиси углерода с отработанными газами, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов [1]. Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива (15% его расходуется на движение автомобиля, а 85 % «летит на ветер», что негативно сказывается на атмосферном воздухе). Переход на электротранспорт является решением данной проблемы. Однако ситуация в России по данному вопросу весьма не оптимистична [2]. Из 45 млн автомобилей лишь 12,5 тыс. относятся к классу электрических (т.е. около 0,03 %).
Процесс перехода от классических автомобилей к электротранспорту в
России находится на начальном этапе по ряду причин, характерных для нашего государства [3-6]. Причем каждый из федеральных округов имеет как ряд собственных влияющих на это особенностей, так и существуют проблемы, характерные для нескольких федеральных округов. При этом отмечен ряд факторов, сдерживающих распространение электротранспорта на территории РФ главным из которых является отсутствие соответствующих объектов инфраструктуры, т.е. зарядных станций [5]. Показано, что в федеральных округах (ФО), расположенных в европейской части России
(СЗФО, ЦФО, ЮФО, ПФО), уровень развития инфраструктуры относительно высок (в масштабах страны), в то время как регионы, расположенные в азиатской части, в плане размещения подобных объектов инфраструктуры существенно отстают [5]. Данный фактор может быть связан с рядом особенностей, характерных для восточных регионов нашей страны. Это географические особенности: удаленность от «центральных» субъектов и низкий уровень освоения территории, в особенности характерный для регионов, расположенных в пределах территории Крайнего Севера (Ямало-
Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Республика Саха и др.).
Природно-климатические особенности, характерные для регионов, расположенных в сложных, а также неблагоприятных условиях (зона арктического и субарктического климатических поясов, а также территории с резко континентальным климатом). При отрицательных температурах емкость батареи снижается. Чтобы избежать поломки, в нее встраивают греющие элементы, которые расходуют электроэнергию. Обратная проблема возникает при повышенных температурах в южных регионах страны – включенный кондиционер также снижает максимальный пробег. Социально- экономические особенности, связанные с населением, проживающем на рассматриваемой территории, или с уровнем экономического развития
(высокие цены на товары, связанные с удаленностью от европейской части
РФ, низкая плотность населения, которая особенно заметна в пределах малоосвоенных территорий, а также относительно низкий уровень доходов


Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
384 населения).
Технические особенности электрических автомобилей.
Центральным показателем в данном случае будет выступать емкость аккумулятора, от которого напрямую зависит уровень автономности, т.е. запас хода. В настоящее время подавляющее большинство электрических автомобилей, распространенных на территории РФ, представлена моделью
Nissan Leaf с запасом хода около 120 км, что является крайне низким показателем. Для сравнения: в странах Евросоюза преобладают модели с запасом хода от 400 км и выше. Данный факт напрямую связан с показателем стоимости автомобиля, и в частности стоимости аккумулятора. С ростом
ѐмкости соответственно увеличивается и цена транспортного средства.
Также недоступность зарядной инфраструктуры в России не позволяет обладателям электромобилей применять их для дальних поездок. Зарядные станции необходимы не только в городах, но и на ключевых магистралях для промежуточной подзарядки [].
Показано, что единой стратегии по внедрению электротранспорта, как, например, во многих европейских странах, в России нет [7]. Ввиду чего принимаемые меры не всегда носят системный характер, а иногда и противоречат друг другу. Так, к примеру, в конце 2021 г. Минтранс России вел обсуждение о введении дополнительных сборов с владельцев электромобилей для пополнения дорожных фондов, поскольку в настоящее время основным источником их пополнения являются акцизы на топливо и моторные масла (которые не требуются электромобилям), в будущем с ростом доли электротранспорта можно ожидать и уменьшение размера дорожных фондов. Естественно, что на фоне льгот, предоставляемых владельцам электрокаров в других странах, инициативы о введении дополнительных налогов со стороны федеральных органов власти не способствуют развитию электротранспорта. Основной же проблемой для потенциальных владельцев электрокаров в России может стать их покупка
[7]. Ни один из производителей электромобилей никогда официально не поставлял свою продукцию в Россию. Кроме того, отечественные автопроизводители также не готовы на данный момент производить электромобили. Существует более десяти различных проектов крупных предприятий по разработке собственного электрокара в России. Однако в условиях внешнеэкономических ограничений и проблем с поставками комплектующих из-за границы, их серийное производство в стране на данный момент находится под угрозой.
Таким образом, можно говорить о том, что низкий уровень развития электрического транспорта на территории
РФ обусловливается совокупностью большого количества факторов, главными из которых являются отсутствие соответствующей инфраструктуры для комфортного использования электромобилей, а также в силу различных экономических причин, характерных для нашей страны [5, 7-9]. Выход из данной ситуации возможен путем введения государственных программ поддержки населения


Всероссийская научно-практическая конференция «ГРАНЬ НАУКИ 2022»
385 по развитию электрических автомобилей, которые могут включать различные стимулирующие выплаты за использование экологически чистых транспортных средств, льготы при покупке, освобождение или снижение транспортного налога, разрешение на бесплатную парковку в городах, которая становится все более актуальной, и другие привилегии. А также путем развития сети объектов инфраструктуры. Эти мероприятия могут включать создание электрозаправочных станций, установку мест зарядки в местах массового скопления автомобилей (парковки торговых и бизнес центров, места отдыха, вблизи отелей и т.д.). Это, в свою очередь, позволит населению комфортно перемещаться как в населенных пунктах, так и за их пределами.
Список литературы
1. Улитова В.Р. Влияние автотранспорта на окружающую среду и здоровье человека // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов: в 2 ч. / Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. – Омск, 2021. – С. 226 - 230.
2. Бобарыкина А., Жерносек А.В., Холкин Е.Г., Холкина Е.Н.
Перспективы внедрения электромобилей в России // Актуальные вопросы энергетики: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Омский государственный технический университет. – Омск, 2019. – С. 189–193.
3. Меренков А. О. Транспортные системы городов: развитие пассажирских сервисов цифрового типа // Транспортное дело России. – 2019.
– № 6. – С. 73-75.
4. Степанов А.А., Меренков А.О. Экосистема автомобильного бизнеса
// Транспортное дело России. - 2019. - № 6. - С. 66-68.
5. Тимоховец
В.Д.,
Прошкин
А.Р.
Специфика развития электрического транспорта на территории Российской Федерации //
Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – Санкт-Петербург, 2022. –
№ 1. – С. 56 - 64.
6. Шибзухов Т.А. Современное состояние и перспективы развития улично-дорожной сети г. Москвы // Вестник транспорта. – 2021. - № 4. – С.
40-42.
7. Кайзер Е.В. Исследование специфики организации инфраструктуры для электротранспорта в отечественных условиях // Сборник научных трудов XI Конгресса молодых учѐных. - 2022. - Том 3 – С. 260-262.
8. Степанов А.А., Меренков А.О. Клиентоориентированный подход к цифровой экономике: «цифровой» транспорт и логистика // Вестник транспорта. – 2017. – № 10. – С. 18-21.