Файл: Основы социального предпринимательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

244
Коэффициент финансовой устойчивости показывает, какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников, т. е. долю тех источников финансирования, которые организация может использовать в своей дея- тельности длительное время. Если величина коэффици- ента колеблется в пределах 80–90 % и имеет положи- тельную тенденцию, то финансовое положение организации является устойчивым.
Также одним из существенных показателей устойчиво- сти некоммерческой организации является динамика количе-
ства проектов во времени: сколько их выполняется, количе- ство поданных заявок (насколько организация активна в фандрайзинге), одновременно ли начинаются все проекты или же поэтапно, т. е. продумывает ли некоммерческая орга- низация динамику своего развития, притока средств. Так, при выполнении только одного проекта положение будет неус- тойчивым, поскольку по завершении проекта может не ос- таться средств не только на какую-то деятельность, но и на то, чтобы наполнять свой административный бюджет и поддер- живать организацию на плаву.
Таким образом, важнейшими резервами в повышении финансовой устойчивости некоммерческих организаций яв- ляются:

формирование финансовой политики, соответствую- щей специфике деятельности организации;

разработка процедур финансового планирования, по- зволяющих диверсифицировать источники финансовых ре- сурсов и направления их использования с целью получения дополнительных доходов при реализации уставных целей;

совершенствование системы финансово- организационных отношений по поддержке общественно значимых проектов на федеральном и региональном уровнях.

245
11.2. Оценка эффективности деятельно-
сти некоммерческой организации
Цель деятельности некоммерческой организации не мо- жет быть «привязана» к критерию экономической результа- тивности и нуждается в ориентации на общественное назна- чение – удовлетворение потребности в общественных благах.
Это влечет запрет на распределение дохода между учредите- лями (участниками) некоммерческой организации как несо- ответствующего основному назначению некоммерческой ор- ганизации и сдерживающего мотивацию к получению коммерческого результата
1
Оценку эффективности деятельности организации можно производить не только для платных услуг, но и для проектов, выполняемых на гранты. Это весомый по- казатель при принятии решений о будущих направлениях деятельности некоммерческой организации.
Для некоммерческой организации эффективность деятельности можно определить как относительный эф- фект, результативность целевого проекта или программы.
Поскольку основной итог деятельности некоммерческой организации – количество потребителей некоммерческих услуг, а значительную часть поступлений в некоммерче- скую организацию составляют целевые поступления, то показатель эффективности деятельности некоммер- ческой организации можно рассчитать по формуле
К= Ф / Р * 100, где Ф – сумма поступивших средств из всех источников за год;
Р – расходы по проекту.
1
Гусарова Л. В. Анализ деятельности некоммерческих организаций
// Бухгалтерский учет. 2010. № 1. С. 104–107.


246
Данный показатель удовлетворяет общим требовани- ям, предъявляемым к показателю эффективности. Учтен полезный эффект (результат) деятельности некоммерче- ской организации в виде общей суммы поступлений по отношению к целевым расходам. Соотносимые величины выражены в стоимостной форме, следовательно, соблю- дено требование размерности, что делает его универ- сальным для сопоставления результатов деятельности различных некоммерческих организаций.
Эффективность деятельности некоммерческой орга- низации может характеризовать ее позиция (изменение позиции) в независимом рейтинге некоммерческих орга- низаций соответствующего профиля, организаторами ко- торых выступают рейтинговые агентства, средства мас- совой информации, органы управления образованием, социологические центры и т. п.
В отличие от коммерческих предприятий анализ эф- фективности работы некоммерческих организаций носит двойственный характер. Помимо экономической оценки, большое значение придается анализу социальных ре-
зультатов, которые отражают степень достижения ос- новных целей деятельности некоммерческой организа- ции.
Результативность – высший критерий деятельности любой организации. Каждая некоммерческая организа- ция существует ради достижения результатов в измене- ниях отдельных индивидов и общества в целом. Коммер- ческие организации обычно определяют результативность работы в виде финансовых показате- лей, а некоммерческие – в степени достижения основных целей деятельности организации. Одним из таких резуль- татов является социальный индекс Вайсброда, коэффи- циент социальной рентабельности.
Социальный индекс (индекс общественности) –

247
PI (publicness index) был введен американским ученым
Вайсбродом для определения уровня производства соци- альных эффектов в некоммерческих организациях. Со- гласно Вайсброду, индекс отражает «взаимосвязь между видами финансовых поступлений предприятия и харак- тером предоставляемых им услуг или производимой про- дукции». Он рассчитывается по формуле
PI = Доходы от выпуска общественных благ /
Доходы от выпуска частных благ.
Доходы от создания общественных благ – это благо- творительные вклады, гранты, государственные дотации и т. п. К выпуску частных благ относятся реализация то- варов, услуг и работ, а также членские и спонсорские взносы. В качестве единиц измерения индекса выступают его абсолютные значения. Социальный индекс принима- ет значения от 0 до бесконечности. Индекс равен 0 в коммерческих организациях культуры, которые полно- стью существуют за счет выпуска частных благ, т. е. взносов своих членов или средств от реализации потре- бительских товаров и услуг. Бесконечно большие значе- ния социального индекса характерны для некоммерче- ских организаций культуры, занимающихся исключительно созданием чистых общественных благ, т. е. вся деятельность которых направлена на достижение социальных эффектов. В связи с этим данные структуры финансируются только за счет благотворительных вкла- дов, пожертвований, грантов и субсидий.
Социальный индекс можно использовать для оценки уровня самофинансирования организаций культуры. Ес- ли индекс равен 0, то организация культуры находится на полном самофинансировании. Чем больше значение со-


248 циального индекса, тем ниже уровень самофинансирова- ния некоммерческой организации.
Коэффициент социальной рентабельности (SR) рас- считывается по аналогии с показателем экономической рентабельности как отношение денежной оценки соци- ального эффекта к затратам на производство данного со- циального эффекта:
SR = Социальный эффект / Затраты.
В отличие от показателя экономической рентабель- ности коэффициент социальной рентабельности не все- гда поддается исчислению. Измерение денежной оценки социального эффекта и затрат, связанных с его производ- ством, в большинстве случаев является крайне сложной задачей. Проявление социального эффекта от потребле- ния культурных, образовательных и других некоммерче- ских услуг растянуто во времени и находит свое отраже- ние в различных отраслях экономики. Повышение образовательного, культурного уровня приводит к росту потребления в социально-культурной сфере, повышению производительности труда в сфере материального произ- водства и т. д.
На практике показатель социальной рентабельности находит свое применение при оценке проектов, имеющих социальную значимость. Так, благотворительные фонды при проведении экспертизы отбираемых проектов часто используют данный показатель.

249
Вопросы для самопроверки
1. Показатели финансовой устойчивости деятельно- сти социального предприятия.
2. Оценка эффективности деятельно- сти некоммерческой организации.

250
Тема 12. Правовые аспекты имущественных
отношений в социальном предпринимательств
12.1. Имущественная база социальных предприятий.
Порядок и источники формирования имущества
Некоммерческая организация может иметь в собст- венности или в оперативном управлении здания, соору- жения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, де- нежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Некоммерческая организация может иметь земельные участки в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федераль- ным законом могут быть установлены право некоммер- ческой организации (за исключением казенного учреж- дения) формировать в составе имущества целевой капитал, а также особенности правового положения не- коммерческих организаций, формирующих целевой ка- питал.
Некоммерческая организация отвечает по своим обя- зательствам тем своим имуществом, на которое по зако- нодательству Российской Федерации может быть обра- щено взыскание.
Источниками формирования имущества некоммерче- ской организации в денежной и иных формах являются:

регулярные и единовременные поступления от уч- редителей (участников, членов);

добровольные имущественные взносы и пожерт- вования;

выручка от реализации товаров, работ, услуг;

дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;


251

доходы, получаемые от собственности некоммер- ческой организации;

другие не запрещенные законом поступления.
Поступления от учредителей (участников, членов) и порядок их внесения определяются учредительными до- кументами конкретной некоммерческой организации. Ре- гулярные взносы могут поступать либо в виде членских взносов в некоммерческих организациях, имеющих член- ство, либо в виде частичного или полного финансирова- ния собственником созданного им учреждения. Едино- временные поступления обычно вносятся учредителями
(участниками) некоммерческой организации при ее соз- дании или при вступлении в уже существующую органи- зацию. Добровольные взносы осуществляются учредите- лями
(участниками) помимо вступительных и регулярных взносов. Они могут носить целевой характер, если переданы на выполнение определенных проектов и программ. Но возможна и нецелевая передача имущества на осуществление уставной деятельности некоммерче- ской организации. Пожертвования отличаются от добро- вольных взносов тем, что поступают от любого лица, не являющегося учредителем (участником) некоммерческой организации. Пожертвования могут быть как целевыми, так и не предназначенными для определенных целей. В качестве пожертвований некоммерческой организации могут быть переданы различные вещи, ценные бумаги, а также денежные средства.
Законодательство не содержит специальных ограни- чений по видам имущества, которое может быть пожерт- вовано некоммерческой организации. Это имущество должно использоваться только для целей, обусловленных жертвователем.
Под безвозмездной помощью (содействием) пони-

252 маются средства, товары, работы или услуги, получае- мые на безвозмездной основе в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) и не подлежащие полной или частичной продаже. Некоммерческая органи- зация также вправе осуществлять законную и культур- ную деятельность по сбору пожертвований, включая просьбы о пожертвованиях по телефону, по почте, по те- левидению, и т. д., а также компании, лотереи, розыгры- ши, и другие фандрайзинговые мероприятия. Лотереи, благотворительные балы, аукционы и другие разовые мероприятия, осуществляемые в целях сбора средств для осуществления уставных целей деятельности некоммер- ческой организации.
Доходы от предпринимательской деятельности не- коммерческой организации наравне с другими поступле- ниями являются основным источником формирования ее имущественной базы, а также обеспечения уставной дея- тельности. К доходам некоммерческой организации от использования принадлежащего ей имущества относятся:

плата за аренду имущества;

проценты по вкладам в банках;

доход от реализации (отчуждения) имущества;

доходы от размещения рекламы на имуществе не- коммерческой организации и т. п.
Приведенный перечень источников формирования имущества не является исчерпывающим. Законодатель- ство допускает поступление средств и из других источ- ников, не запрещенных законом. Нормы специальных законов добавляют к уже названным поступлениям и та- кие, как:

поступления из федерального бюджета; бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов; внебюджетных фон- дов; труд добровольцев (ст. 15 ФЗ «О благотворительной


253 деятельности и благотворительных организациях»
1
);

доходы от проведения лотерей и аукционов (ст. 15
ФЗ «О благотворительной деятельности и благотвори- тельных организациях», ст. 31 ФЗ «Об общественных объединениях»
2
).
К другим, не запрещенным законом поступлениям некоммерческих организаций, можно отнести и доходы от использования исключительных прав и имущество ли- квидированной некоммерческой организации, передан- ное ликвидационной комиссией некоммерческой органи- зации, осуществляющей ту же деятельность
3
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17