Файл: Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока по русскому языку
Дата:02.12.2022 Класс: 4б Предмет: Русский язык УМК: «Школа России» Тип урока: ОНЗ Тема урока: «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах» Цель урока: создание условий для формирования у учащихся правописания безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах.
Задачи:
Образовательные задачи:
- актуализировать у учащихся умение определять род и склонение имен существительных ;
- формировать у учащихся умение писать безударные окончания;
- упражнять учащихся в правописании безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах.
Развивающие задачи:
- развивать орфографическую зоркость;
-развивать навыки самостоятельной работы;
-способствовать осуществлению самоконтроля.
Воспитательные задачи:
- воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи;
-воспитывать внимательность, доброжелательные отношения при работе ;
-воспитывать интерес к русскому языку.
Методы и приемы: проблемно-диалогический: частично-поисковый; побуждающий; наглядный: работа с раздаточным материалом; коммуникативный: беседа, ответы на вопросы; практические: работа с учебником; обобщение; сравнение, системно-деятельностный.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся умеют использовать правила написания безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах ; умеют выполнять анализ.
Метапредметные:
Познавательные: Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы; умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные: учащиеся умеют работать совместно с учителем, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Коммуникативные: учащиеся умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; готовность слушать собеседника; умение работать в группе и парах.
Личностные: продолжать формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению.
Практикант: Кузьмина Снежана Андреевна
Учитель: Большагина Валентина Ивановна
Методист: Трофимова Регина Ринатовна
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Методы и приёмы | Деятельность учащихся | Форма организации | Дидактические средства, оборудование |
1. Мотивация к учебной деятельности. | -Здравствуйте! Меня зовут Снежана Андреевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. А начнем мы урок с такой пословицы: «Всякое умение трудом дается». -Как вы понимаете значение этого высказывания? -Что для нас с вами труд? -Чем измерим наш труд? -Что мы получаем вместе со знаниями? -Поднимите руку, кто готов сегодня получить хорошие оценки? Тогда скорее приступим к работе. | Коммуникативные: побуждающий к действию диалог | Приветствуют учителя настраиваются на урок -Чтобы получить результат нужно упорно трудиться и прилагать усилия. -Оценки. | Ф | |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. | -Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число, «классная работа». -По толкованию слова или загадке определите само слово. Запишите, обозначьте ударение, орфограмму.
-Назовите род и склонение данных им сущ | Репродуктивный. | -Хоккей -Аллея. -Касса. -Пассажир. -Шоссе. -Класс. -Морковь | Ф | Тетрадь |
3. Выявление места и причины затруднений. | На доске слова: Без книг…, по дорог…, в тетрад… -Прочитайте слова. Какой звук слышится в окончании имён существительных? -Как вы думаете, одинаковые ли будут окончания? -Что нужно определить, чтобы ответить на этот вопрос? -Устно определите склонение и падеж, а также назовите окончание в именах существительных. - Что вы заметили? В каких падежах имя существительное бывает в опасности? -Кто догадался, над какой темой мы сегодня будем работать? Сформулируйте тему урока. -Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок? | Проблемное изложение. | -Звук [и]. -Нет. -Склонение и падеж имён существительных. -В родительном, дательном и предложном падежах. -«Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах». -Научиться правильно писать безударные падежные окончания имён существительных. | Ф | Тетрадь, доска |
4. Построение проекта выхода из затруднения. |
зима, вьюга, мороз, снег, метель, солнце, буран, печь, горка. -Найдите общие признаки, по которым можно объединить эти слова в одну группу. -Найдите признаки, по которым можно разделить слова на группы. -Запишите слова в 3 столбика по склонениям. -Проверим. -Сейчас поработаем в парах. Из каждой пословицы выпишите в таблицу существительные с безударными падежными окончаниями, выделите окончания. 1. Под каждой крышей свои мыши. 2. При солнышке тепло, при матери добро. 3. Без муки нет науки. 4. Против шерсти не гладят. 5. Белый свет клином сошёлся. 6. Пушинка к пушинке – и выйдет перинка. 7. По старой памяти, что по грамоте. -Проверим. -Как проверили безударные окончания? -В каком падеже окончания существительных во всех склонениях одинаковые? | Объяснительно- иллюстративный | -Имена существительные, нарицательные, неодушевлённые, в единственном числе, в именительном падеже. -Род и склонение. -В родительном падеже. | Ф | |
5. Реализация построенного проекта. | -Поработаем с учебником, упражнение 234, страница 124. Прочитайте выразительно стихотворение. Какую картину вы представили? -Найдите олицетворения. -Какие чувства возникают при чтении поэтических строк? -Назовите слова с пропущенными буквами, какую букву вы поставите в каждом слове? -Назовите слова с безударными падежными окончаниями. -Одинаковые ли окончания они имеют? Почему? -Определите их падеж и склонение. -Почему существительные в одном падеже имеют разные окончания? -Что надо сделать, чтобы проверить написание безударного падежного окончания имени существительного в предложении? -Выделите словосочетания, поставьте вопросы. Определите склонение имён существительных. Физминутка Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вдохнуть. Встать, умыться, каши съесть , Поскакать, за парту сесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться. | Объяснительно- иллюстративный | Ответы детей. -Грустные, тоскливые… -Выделить из предложения словосочетание и поставить вопрос к существительному с безударным окончанием. Ночевала тучка золотая На груди утёса−великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя. Но остался след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. М. Лермонтов Основная тема стихотворения – одиночество человека в огромном мире. В основе произведения лежит параллелизм между человеческой жизнью и природой: человеческие переживания и действия переносятся на старый утёс и золотую тучку. Олицетворения: тучка «ночевала», «умчалась, весело играя», утёс «одиноко стоит», «задумался глубоко», «тихонько плачет». Одинаковые окончания у существительных из текста: − тучка (И. п., 1 скл.), утеса (Р. п., 2 скл.), великана (Р. п., 2 скл.); − в морщине (П. п., 1 скл.), в пустыне (П. п., 1 скл.). Окончание зависит от падежа и склонения существительного. физминутка | Ф | Учебник, тетрадь |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | №235 | Частично-поисковый | | Ф | Учебник, тетрадь. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | -Теперь самостоятельно поработайте в карточках, не забудьте их подписать. Задание. Вставьте букву I уровень. В почерк…, от площадк…, от площад…, к тайн…, к столиц…, на вокзал…, у болтушк…, на артист…, о юбк…, к слив…, от вишн…, около модел…, на баранк…, на кист…, без задач… II уровень. Без храброст…, в ладон…, у боярын…, к горниц.., о шал…, о смелост…, на скорост…, к злост…, без сол…, к дочер…, на афиш…, для старост…, к ноч…, на брошк…, к осен… III уровень. От берёзк… к берёзк…, от ел… к ел…, от ветк… к ветк…, к сирен… и к яблон…, на фасол… и на капуст…, с площад…, к площадк…, ни в радост… ни в печал…, в клетк… без крыш… -Итак, теперь обменяйтесь листочками со своим соседом по парте и по слайду проверьте работы друг друга. -Не более двух ошибок – «5»; три-четыре ошибки – «4»; больше пяти ошибок – «3». | Исследовательский. | . В почерке, от площадки, от площади, к тайне, к столице, на вокзале, у болтушки, на артисте, о юбки, к сливе, от вишни, около модели, на баранке, на кисте, без задачи. II уровень. Без храбрости, в ладони, у боярыни, к горнице, о шале, о смелости, на скорости, к злости, без соли, к дочери, на афиши, для старости, к ночи, на брошке, к осени III уровень. От берёзки к берёзке, от ели к еле, от ветки к ветки, к сирени и к яблоне, на фасоли и на капусте, с площади, к площадке, ни в радости ни в печали, в клетке без крыши. | И | Раздаточный материал, тетрадь |
8. Включение в систему знаний и повторение. | №236 | Репродуктивный | Маленькая птичка — королёк Маленькая птичка королёк проводит лето и начало осени (Р. п.) в хвойном лесу (П. п.). Она живёт на вершине (П. п.) высокой ели (Р. п.). Королёк строит гнёздышко на кончике (П. п.) еловой ветки (Р. п.). Птичка поёт свою тихую и скромную песню (В. п.) круглый год. Зимой королька (В. п.) можно встретить в городском парке (П. п.) и на огороде (П. п.). Эти предложения составляют текст, потому что текст состоит из предложений, связанных по смыслу, которые имеют последовательность; к тексту можно придумать заглавие; и в тексте всегда говорится о ком−то или о чем−то. Словосочетания: Живёт на вершине, вершине ели, высокой ели. | Ф | Учебник, тетрадь |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | -Какая тема сегодняшнего занятия? -Что нового узнали? -Какую цель мы перед собой ставили? -Достигли ли мы этой цели? Ребят возьмите три карандаша красный жёлтый и зелёный и поднимите красный если вы ничего не поняли вам было трудно, жёлтый если | Репродуктивный | Умножение чисел, оканчивающихся нулями Как решать примеры такого вида столбиком Узнать, кто прав и объяснить почему. Достигли | Ф | Вопросы |
Учитель: _______________
Методист: ______________