Файл: Конспект для проведения технических занятий по теме Порядок и методы выявления трещин в литых деталях тележки и колесных парах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


УТВЕРЖДАЮ:

Главный инженер эксплуатационного

вагонного депо Инская

___ _ А.В. Алагулов

«_24__» _____01_______ 2014

Конспект

для проведения технических занятий

по теме: «Порядок и методы выявления трещин в литых деталях тележки и колесных парах»

Контроль технического состояния тележек грузовых вагонов

Контроль технического состояния тележек производится с пролазкой для определения состояния элементов тележки; соответствия размеров и износов элементов тележки установленным нормам. Не допускается наличие трещин или изломов в литой боковине, надрессорной балке.



Рисунок 1 - Дефекты тележек
Период 2001 - 2013 гг. на сети железных дорог

допущены случаи излома боковых рам


Год

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Количество изломов

1

1

1

-

-

7

10

8

12

21

24

23

37




2010 г. – 21 боковая рама

Предприятие

Клеймо

Кол-во

Год изготовл.

ОАО «НПК «Уралвагонзавод»

5

10

2007 – 7 ед.

2006 – 2 ед.

2002 – 1 ед.

ОАО «Азовэлектро-

сталь»

1291

5

2008 – 4 ед.

2007 – 1 ед.

ЗАО «Промтрактор-Промлит»

33

3

1

2008 – 3 ед.

2006 – 1 ед.

ООО «ПК Бежицкий сталелитейный завод»

12

1

1991 – 1 ед.

Кременчугский сталелитейный завод

14

1

1981 – 1 ед.




2011 г. – 24 боковые рамы

Предприятие

Клеймо

Кол-во

Год

изготовл.

ЗАО

«Азовэлектро-

сталь»

1291

11

2008- 1 ед.

2009- 5 ед.

2010- 5 ед.


ОАО «Алтайвагонзавод»

22

4

2010- 4ед.

ОАО «Уралвагон завод»

5

3

2007- 3 ед.

Кременчугский сталелитейный завод

14

3

2007- 1 ед.

2010- 1 ед.

2000- 1 ед.

ЗАО

«Промтрактор-Промлит»

33

2

2008- 1 ед.

2007- 1 ед.

Румыния

6714

1

1986- 1 ед.





2012 год – 23 боковых рамы

Предприятие

Клеймо

Кол-во

Год изготовления

ОАО «НПК «Уралвагонзавод»

5

2

2005 г. – 2 б/р

ЗАО «Промтрактор-Промлит»

33

3

2008 г. – 2 б/р

2005-1 б.р.

ЗАО «Азовэлектросталь»

1291

8

2009 г. – 1 б/р

2010 г. – 3 б/р

2011 г. –3 б/р

2008-1 бр

Кременчугский сталелитейный завод

14

5

1990 г – 1 б/р

2010 г. – 3 б/р

2007-1 б.р.

Алтайвагон завод

22

3

2010 г.-3 б.р.

ООО «ПК Бежицкий сталелитейный завод»

12

2

1989 г – 1 б/р

2009-1 б.р.

2013 год – 37 боковых рам

Предприятие

Клеймо

Кол-во

Год изготовления

ОАО «НПК «Уралвагонзавод»

5

3

2003 г – 1 б/р

2007 г. –1 б/р

2008 г – 1 б/р

ЗАО «Промтрактор-Промлит»

33

2

2008 г. – 2 б/р

ЗАО «Азовэлектросталь»

1291

6

2007 г. – 1 б/р

2008 г. –2 б/р

2010 г – 2 б/р

2011 г. –1 б/р

Кременчугский сталелитейный завод


14

13

2012 г – 2 б/р

2011 г – 6 б/р

2010 г – 2 б/р

1983 г- 1 б.р.

1991 г - 1 бр

1986 г – 1 бр

Алтайвагон завод

22

6

2010 г.-4 б.р.

2011 г.-2 б.р.

ООО «ПК Бежицкий сталелитейный завод»

12

5

1985 г – 1 б/р

1990 г – 2 б/р

1992 г – 1 б/р

1996 г – 1 б/р

Румыния

6714

1

1983 г-1 бр

ООО «Ружоуск.Комп.Тианруй» Китай

6733

1

2010 г – 1бр


Причины появления трещин

На процесс образования и развития трещин особое влияние оказывают повышенные динамические нагрузки. Возникающие динамические удары, оказывают отрицательное влияния на литые детали тележки и колесные пары, особенно на внутренний радиус R-55 литой боковой рамы. Признаками повышенных динамических нагрузок в эксплуатации является: изломавшиеся пружины рессорного комплекта, выбитые пружины рессорного комплекта, просадка пружин, изношенные фрикционные клинья, ослабление и срез заклёп фрикционных планок, сдвиг надбуксовых пластин, выбитые надбуксовые пластины. Дефекты на поверхности катания колес (ползуны, навары, выщербины, особенно неравномерный прокат) так же увеличивают вероятность появления трещин. Наиболее опасно появление трещин во внутреннем радиусе R-55. Зарождение трещин происходит в нижней части буксового проема на труднодоступной для осмотра горизонтальной поверхности в процессе развития трещина переходит на вертикальную поверхность, где должна быть выявлена при тщательном осмотре со стороны колеса. Потенциально опасными к возникновению трещин являются боковые рамы со сроком изготовления от 1 года до 4 лет. Основной причиной изломов является наличие в сечении изломов усадочных раковин, старых усталостных трещин, литейных дефектов в виде пор. Характеры изломов представляют собой в основном наличие данных дефектов в нижней части буксового проема на горизонтальной поверхности с последующим выходом на вертикальную поверхность.
Методы выявления трещин

в боковых рамах и надрессорных балках тележки
Осмотрщики–ремонтники и осмотрщики вагонов обязаны знать и уметь применять опыт работы передовых осмотрщиков сети дорог, при осмотре вагонов для выявления дефектов в невидимой для осмотра зоне использовать досмотровую штангу.






Рисунок 2 – Досмотровая штанга

Чаще других разрушение боковых рам тележек происходит в зимнее время в холодном климате (повышается хрупкость металла, увеличиваются динамические силы).

ОРВ при встрече поездов особое внимание должны обращать на «галапирование» тележки, дребезжание рычажной передачи. При осмотре вагонов ОРВ должен обращать отдельное внимание на состояние рессорного комплекта, поверхности катания колесных пар, наличие и состояние узла крепления валика подвески башмака и.т.д.


Чаще всего трещины возникают в невидимой для осмотра зоне (опорные поверхности пятника, наклонные опорные поверхности надрессорной балки, опорные поверхности боковых рам), но при своем развитии они всегда выходят в видимую для осмотра зону. Признаками наличия трещин, являются, скопление валика пыли летом (в трещину забивается пыль, к которой прилипают следующие слои), скопление инея зимой (те же причины). В месте образования свежей трещины всегда тень, что хорошо видно при их освещении фонарем в темное время суток.
Причины появления трещин.

1) Если расстояние от шкворневой балки до верхней поверхности боковой рамы менее 30 мм, то при вписывании в кривые участки пути происходят удары кузова о боковину.

2) Чаще всего трещины образуются у боковых рам тележек вагонов, эксплуатируемых с максимальной загрузкой – это цементовозы, зерновозы, полувагоны, цистерны. Из приведенного перечня чаще всего перегружаются полувагоны, что ведет к дополнительной нагрузке на боковые рамы.

3) Если пружины рессорного комплекта сжаты (сомкнуты) до предела, тележка работает жестко, смягчения удара не происходит. Это приводит к образованию трещин в зоне технологических окон на внутренней стенке снизу и сверху.

4) Образование трещин в боковых рамах тележек происходит в зоне буксового проема от неравномерного проката, ползуна, чрезмерной загрузки вагона, неправильной комплектовки тележки. На месте образования трещин выступает коричнево-красный налет, в зимнее время появляется снежно-масляный валик.

5) Наличие изгиба боковой рамы тележки в вертикальной и горизонтальной плоскостях, т.е. пропеллерность приводит к образованию трещин в зоне над буксовым проемом и в его наружных углах

6) Повышение хрупкости металла, увеличения динамической силы в зимнее время года и холодном климате.

7) Появление трещин вследствие наличия дефектов литья в любой зоне боковой рамы.

8) Плотное прижатие буксы к опорной поверхности боковины; излом, просадка пружин.

9) Отсутствие зазора между горизонтальными скользунами – «зажаты»; излом скользуна.

10) Неравномерная загрузка и размещение груза в вагоне (загрузка на одну сторону).

11) Износ и ослабление крепления фрикционных планок, износ гасителей колебаний, излом клиньев, неравномерная выработка фрикционных клиньев, отсутствие коробок скользунов или излом скользуна.



Рисунок 3 – Дефекты боковой рамы
Таблица 1 – Критерии браковки боковой рамы в эксплуатации

Зона контроля

Критерии браковки

№ поз.

Поверхность

1

Зоны радиусов R55 буксовых проемов

Любые визуально различимые дефекты независимо от происхождения, следы сварочно-наплавочных работ

2

Консольная часть

Трещины, сквозные литейные дефекты независимо от размеров

3

Наклонный пояс

Трещины, сквозные литейные дефекты независимо от размеров

4

Верхний пояс

Трещины, сквозные литейные дефекты независимо от размеров

5

Стойка рессорного проема

Трещины, сквозные литейные дефекты независимо от размеров

6

Нижний пояс

Трещины, сквозные литейные дефекты независимо от размеров

7

Кромка технологического отвестия

Трещины независимо от размеров

8

Углы рессорного проема

Трещины независимо от размеров

9

Ребра усиления рессорного проема

Трещины независимо от размеров

10

Кронштейн подвески триангеля

Трещины независимо от размеров


Осмотр надрессорной балки тележки

При осмотре надрессорных балок особое внимание необходимо обращать на надрессорные балки со сроком службы 20 и более лет.

Опасные зоны надрессорной балки расположены в районе подпятника, нижнего пояса балки, выемки (или паза) для фрикционного клина, опоры под коробку скользуна, кромок окон. Основная доля повреждений приходится на наклонные опорные поверхности и опорную поверхность подпятника. Часто трещины возникают в буртах, ограничивающих поперечные перемещения фрикционного клина, поперечные и продольные трещины в верхних, нижних и вертикальных поясах надрессорных брусьев.