Файл: Конспект для проведения технических занятий по теме Порядок и методы выявления трещин в литых деталях тележки и колесных парах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эти трещины выявляются при их дальнейшем развитии и выходе в видимую зону. Одной из причин неисправности надрессорных балок может являться отсутствие или увеличенный зазор между скользунами вагонов.

Трещины в местах расположения шкворня, направленные в сторону бурта подпятника, образуются при увеличении шкворневого отверстия. Образование этих трещин в подпятнике происходит из-за резких ударов вагонов при роспуске их с сортировочных горок

В надрессорной балке не допускаются:

- поперечные трещины верхнего пояса, нижнего пояса и вертикальных стенок (независимо от размеров);

- продольные трещины верхнего пояса и вертикальных стенок суммарной длиной более 250мм;

- трещины опорной поверхности подпятника, выходящие на наружный бурт (независимо от размера), не выходящие за наружный бурт, длиной более 250 мм;

- трещины на наклонных поверхностях клиновых проемов, выходящие на внутреннюю полость;

- продольные трещины нижнего пояса (независимо от размера), надрессорные балки с такими дефектами ремонту не подлежат;

- запрещается постановка надрессорных балок с приваренными пластинами на наклонных поверхностях.


Рисунок 4 – Дефекты надрессорной балки


Таблица 2 – Критерии браковки надрессорной балки в эксплуатации

Зона контроля

Критерии браковки

№ поз.

Поверхность

1

Нижний пояс

Трещины, сквозные литейные дефекты независимо от размеров

2

Боковые стенки

Трещины, сквозные литейные дефекты независимо от размеров

3

Наклонная плоскость

Трещины на видимой части независимо от размеров

4

Верхний пояс

Трещины, сквозные литейные дефекты независимо от размеров

5

Наружный бурт подпятника

Трещины на видимой части независимо от размеров

6

Опоры скользунов

Трещины независимо от размеров


Чаще всего трещины возникают в невидимой для осмотра зоне (опорные поверхности пятника, наклонные опорные поверхности надрессорного бруса, опорные поверхности боковых рам), но при своем развитии они всегда выходят в видимую для осмотра зону. Признаками наличия трещин являются скопление валика пыли летом (в трещину забивается пыль, к которой прилипают следующие слои), скопление инея зимой (те же причины). В месте образования свежей трещины всегда тень, что хорошо видно при их освещении фонарем в темное время суток.

ОСМОТР КОЛЕСНЫХ ПАР

В процессе эксплуатации колесных пар образованию трещин способствуют: дефекты на поверхности катания колеса, повышенная бальность пути, неровности на поверхности головок рельс.

Разрушению колесных пар предшествует длительный период развития трещины. Чаще всего зарождается усталостная трещина с внутренней стороны колеса (со стороны гребня), на приободной части диска.

В дальнейшем трещина увеличивается и выходит на внешнюю поверхность диска колеса.

Образование трещин особенно возрастает при наличии на поверхности катания колес следующих дефектов:

- неравномерного проката;

- ползунов;

- наваров;

-выщербин;

Эти дефекты удобно выявлять при встрече поезда сходу (неравномерный прокат выявляется по биению рычажной передачи, по наличию и состоянию валика подвески башмака, срезу шплинтов, излому предохранительных скоб, местному уширению обода колеса).

Наибольшее количество изломов приходится на

- полувагоны;

-вагоны, загруженные до 70 т и более;

-колесные пары с толщиной обода от 22 до 35 мм;

-в зимнее время года (с сентября по март).

Трещины

Запрещается эксплуатация колёсных пар в любой части оси, ободе, диске или ступице колеса.

Выявление трещин в ходовых частях вагонов на ПТО производится путём визуального осмотра и остукивания поверхности катания колеса. Остукивание поверхности катания колёс производится только при отжатых тормозных колодках контрольным молотком осмотрщика с ручкой длиной 0,6-0,7 м.

При визуальном осмотре необходимо обращать внимание на участки, где появление трещин наиболее вероятно (рис. В18), уделяя особое внимание ходовым частям вагонов, имеющих косвенные признаки образования трещин.

Так как трещины в дисках и изломы ободов колес происходят в колесных парах, имеющих дефекты по кругу катания колес, а также у длительно проработавших, изношенных, имеющих тонкий обод колес, рекомендуется особо внимательно осматривать колесные пары с толщиной обода 35 мм и менее у тележек, имеющих признаки неравномерного проката или ползуна. Наиболее выраженные признаки неравномерного проката: отсутствие контрольного шплинта крепления валика подвески или разработанное отверстие на скобе крепления данного шплинта, отсутствие валика подвески, колодочного клина и колодки, гайки триангеля, блестящие пружины рессорного комплекта и др. У таких колес необходимо определить расположение неравномерного проката на ободе по износу фаски или местному уширению (раздавливанию). Необходимо внимательно осмотреть в этой зоне обод и диск колеса с обеих сторон, обстучать обод контрольным молотком.


При наличии трещины звук глухой, дребезжащий, быстро затухающий, нет четкой отдачи молотка, он как бы "прилипает" к колесу; при отсутствии трещины молоток легко и часто подпрыгивает, звук чистый, звонкий. На каждом остуканном колесе с толщиной обода менее 35 мм на внутренней поверхности обода колеса наносится меловая разметка: буквы Ир в круге диаметром примерно 150 мм.

При визуальном осмотре колёсной пары признаками наличия трещин являются: разрывы краски, отслоения металла и окалины, вдоль трещины в летнее время выделяется металлическая пыль, ржавчина (могут быть потёки), в зимнее время вдоль трещины образуется иней.

а)

б)

в)

Трещина диска

Трещина ступицы

Трещина обода




Рис. Трещины





Не допускаются к эксплуатации колесные пары, имеющие трещины в любой части оси (рис. В19). Наиболее опасными в эксплуатации являются поперечные трещины. Такие трещины возникают на шейке оси (1), на галтели шейки оси(2), на цилиндрической поверхности галтели предподступичной части(3), в средней части оси(4).

Поперечные трещины в осях возникают главным образом по следующим причинам:

- перегрев буксового узла,

- перегрузки вагона сверх установленной нормы,

- аварии подвижного состава,

- наличие дефектов на поверхности катания колес (перечислены выше).

Продольные трещины чаще всего появляются из-за пороков металла.

Трещины выявляются внешним осмотром. Скрытые трещины можно обнаружить по ряду признаков: в сырую погоду над трещиной образуется валик из пыли и ржавчины. Это происходит потому, что в трещину попадает влага, которая вызывает коррозию (ржавление) металла.

Ржавчина выступает из трещины в виде валика. Зимой такой валик покрывается инеем с размером иголок больше, чем в других местах оси, где нет трещин. Вздутие краски в местах сопряжения ступицы колеса с осью свидетельствует о возможной трещине подступичной части оси под ступицей колеса.




3

1


2


4

Рис. - Дефекты оси колёсной пары

Метод применения перочинного ножа ОВ Кермас Р.Ю.




Для своевременного выявления трещин в литых деталях тележки и колесных парах при выполнении технологического обслуживания подвижного состава применять метод перочинного ножа (согласно п.2.1 протокола проведения дорожной школы под представительством начальника службы А.И. Черевко №715 от 28.10.2011г).

При техническом обслуживании вагон осматривать как можно ближе, находясь к деталям и узлам. Для выявления трещин в трудновыявляемых местах применять фонарь даже в дневное время, луч света направлять под углом 30-45 градусов.

При выявлении литых деталей тележки с признаками наличия трещин зачищать участок перочинным ножом. Перочинный нож используется при наличии расслоений краски, разрывах краски, при повышенной пористости металла, при сколах и выкрашиваниях металла. При зачистке перочинным ножом, трещина цепляется за лезвие ножа. Компактность перочинного ножа позволяет использовать его в труднодоступных для зачистки щеткой места. После зачистки производить осмотр с применением лупы и зеркала.

При осмотре колесных пар внимательно осматривать наружную часть обода, так как в процессе торможения у колеса с тонким ободом при интенсивном торможении или неисправности тормоза происходит сильный нагрев обода и при попадании снега происходит закалка наружной грани. Снаружи тонкая его часть быстро остывает, что приводит к появлению термических микротрещин.

Впоследствии эти трещины интенсивно развиваются в связи с контактом тонкого обода и рельса, который как бы сминается и тем самым ускоряет развитие трещины.

М ЕТОД ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕЩИН

В ЛИТЫХ ДЕТАЛЯХ ТЕЛЕЖКИ И КОЛЕСНЫХ ПАРАХ

ОРВ Максимова Александра Александровича

(ПТО ИНСКАЯ парк «Буки»)

Применение приспособлений и инструмента облегчают осмотр труднодоступных мест и позволяют предотвратить излом. Осмотрщик-ремонтник вагонов Максимов Александр применяет в своей работе шуруповерт с различными насадками, который позволяет производить зачистку труднодоступных мест и выявить трещину. Насадку круглой формы ОРВ Максимов А.А. применяет для зачистки приободной части колеса, как с наружной, так и с внутренней стороны, так как радиус насадки приближен к радиусу приободной части колеса. Насадка продолговатой формы в основном применяется для зачистки боковых рам внутреннего радиуса R-55. Насадка-щётка из металлического ворса предназначена для снятия слоев краски, удаление ржавчины, окалины, раковин. Удобно применение такой насадки для зачистки технологического окна боковой рамы тележки.


Произведенная с помощью шуруповёрта зачистка более качественная и позволяет уже на ПТО определить поверхностная трещина или распространяется в глубину металла детали. Так зачистка горизонтальной поверхности внутреннего радиуса R- 55 боковой рамы, без шуруповерта очень затруднительна из-за трудной доступности, и произвести качественную зачистку металлической щёткой невозможно. Особенно ценно применение шуруповерта при выявлении и подтверждении трещин приободной части колеса, т.к. эта зона не доступна для зачистки напильником или щеткой.



При осмотре необходимо обращать внимание на производителей литых деталей тележки и колесных пар. И имеющийся анализ уже изломавшихся деталей, позволяет сделать вывод о наиболее вероятных местах появления трещин, причинах их возникновения и развития. При наличии дефектов на поверхности катания колес, повышенных динамических нагрузках необходимо производить более тщательный осмотр и производить зачистку детали. Чем больше признаков динамических нагрузок тем больше вероятность возникновения трещин. Изломавшиеся пружины рессорного комплекта, изношенные фрикционные клинья, ослабление и срез заклёп фрикционных планок, выбитые пружины рессорного комплекта, наличии блестящей полосы, следов удара на упорных поверхностях буксовых проемов, смыкание витков пружин рессорного комплекта, сдвиг поясов котла цистерны и т.д. должны являться сигналом к необходимости зачистки внутреннего радиуса R- 55 литой боковой рамы вагона.

Возникновение трещин и их развитие на колесах связано с полнотой обода колеса, при величине обода более 40 мм трещины возникают с наружной стороны при, толщине менее 40 мм с внутренней стороны обода. ОРВ Максимов обращает внимание на клейма изготовителей колёс, при наличии клейма «20» развитие трещин более вероятно с наружной стороны, развитие трещин происходит и переходом с вертикальной на горизонтальную поверхность. У твердосплавных колес чаще возникают термические трещины, которые в дальнейшем приводят к их развитию в ободе колеса.

Осмотрщик вагонов при осмотре имей лупу, щётку, досмотровую штангу, фонарь в любое время суток. Направляй луч света под углом 35-40 градусов, обрати внимание на излом пружин, износ фрикционных клиньев, ослабление или срез заклёпок фрикционных планок, наличие дефектов на поверхности колес. Обрати особое внимание на внутренний радиус