Файл: Литература, используемая при проведении занятия 1 В. В. Теребнев Пожарная техника, 2007 г.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник 33 пожарно-спасательной части

ФГКУ «12 ОФПС по Ростовской

области»

И.Г. Аганин

«___»__________ 20___ года

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН


проведения занятий в системе подготовки личного состава дежурных караулов по пожарно-технической подготовке с личным составом дежурных караулов 33 пожарно-спасательной части ФГКУ «12 отряд ФПС по Ростовской области»

Тема №5: Основные пожарные автомобили .
Вид занятия: практическое. Отводимое время: 90 минут (2 учебный час)
Цель занятия:

довести назначение и устройство пожарных цистерн.
Литература, используемая при проведении занятия:

1.1 В. В. Теребнев «Пожарная техника», 2007 г.

1.2 М.Д. Безбородько «Пожарная техника», 2004 г.

Развёрнутый план занятия.


№ п/п

Учебные вопросы


Время

(мин)

Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение учебного вопроса

1.

Подготовительная часть


5

Проверка личного состава. Объявление темы занятия, цели занятия, учебных вопросов.

2.

Основная часть




80

Основные пожарные и аварийно спасательные автомобили общего применения.

Основные пожарные автомобили предназначены для доставки к месту вызова личного состава, огнетушащих веществ и тушения пожаров. К ним относятся пожарные автоцистерны, автомобили насосно-рукавные, автомобили первой помощи.

Пожарные автоцистерны.

Пожарные автоцистерны (АЦ) предназначены по вызову для тушения пожаров доставлять боевые расчеты, огнетушащие вещества (ОТВ) и пожарно-техническое вооружение (ПТВ). На них в качестве ОТВ используется вода и пенообразователь для тушения пеной.

Пожарные АЦ используются как самостоятельные боевые единицы с подачей воды из собственной цистерны, открытого водоема или водопроводной сети. На ней может использоваться пенообразователь как из бака, так и из постороннего источника.

Для выполнения основных функций пожарные надстройки АЦ включают такие элементы, как цистерны для воды и баки для пенообразователя, пожарные насосы с трансмиссиями к ним, водопенные коммуникации и приводы управления механизмами.

В ФПС используется большое число различных модификаций АЦ, сооруженных на полноприводных или неполноприводных шасси грузовых автомобилей производства различных заводов.

Цистерны и баки для огнетушащих веществ.

Цистерны для воды изготовляют вместимостью

от 0,8 до 9 м3. Их вместимость является основой для классификации АЦ. При вместимости цистерн до 2 м3 АЦ называют легкими. При вместимости от 2 м3 и до 4 м3 – средними, а при вместимости 4 м3 и более – тяжелыми.

Для конструирования цистерн используются углеродистые стали. Внутренние их поверхности защищают от коррозии специальными антикоррозионными покрытиями.

Для предотвращения замерзания воды в зимнее время цистерны могут оборудоваться обогревом. Он может осуществляться автономными теплогенераторами, теплом отработавших газов двигателя или электрическими обогревателями. На некоторых АЦ устанавливаются цистерны, изолированные теплоизоляционным слоем, например, полиуретаном.

Заводы также изготовляют цистерны из стеклопластика. Такие цистерны не требуют защиты от коррозии, они легче цистерн из углеродистой стали. Кроме того, они характеризуются хорошими теплозащитными свойствами.

К конструкциям цистерн предъявляется ряд общий требований. Для осмотра и технического обслуживания цистерны должны иметь люки диаметром более 450 мм. Внутри цистерн для гашения колебаний жидкости должны устанавливаться волноломы. Они, цистерны, должны быть приспособлены для заполнения водой насосом АЦ или сторонним насосом. В них необходимы устройства, предотвращающие создание избыточного давления при их заполнении, а также обеспечиваться полный слив воды.

Баки для пенообразователя изготовляют вместимостью ль 0,08 до 1 м3 и должны составлять не менее 6% от вместимости цистерны. Их конструируют из нержавеющей стали. Трубопроводы и арматура к ним должны изготовляться из коррозионностойких, по отношению к пенообразователям, материалам. Конструкция пенобаков должна исключать пролив пенообразователя из баков при движении АЦ и при его подаче в насос. Конструктивными мерами или компоновочными приемами должна обеспечиваться положительная температура пенообразователя в баках.

Приводы пожарных насосов.

Кинематические схемы приводов ПН одинаковы на всех АЦ. Они включают соединенные последовательно с двигателем шасси коробку отбора мощности, карданную передачу и промежуточную опору. В приводах пожарных насосов автоцистерн на шасси КамАЗ используются дополнительные зубчатые передачи в качестве мультипликаторов.

В карданных передачах используется от одного до трех карданных вала базового шасси, соединяемых промежуточными опорами.

Коробка отбора мощности, промежуточные опоры и редукторы специально разработаны для автоцистерн.

Коробки отбора мощности (КОМ).

Они, как правило, механические, одноступенчатые.

КОМ АЦ на шасси ЗИЛ - механическая, одноступенчатая с передаточным числом 1,176.

Детали КОМ заключены в чугунный корпус. Он же является крышкой коробки передач. Включение требуемой передачи производится перемещением вилок переключения. Основные детали КОМ: ось, промежуточная шестерня, ведомая шестерня, первичный вал и вторичный вал, зубчатая муфта, подшипники, сальник, фланцевая муфта.

Промежуточные опоры.

Промежуточные опоры предназначены для сопряжения карданных валов в карданных передачах. Они бывают с длинными и короткими валами.

Промежуточные опоры с длинными валами устанавливаются на всех АЦ, за исключением АЦ на шасси ГАЗ. Устройство промежуточной опоры: вал опоры вращается на двухрядных радиально-сферических подшипниках. Применение этих подшипников допускает некоторый перекос валов, что облегчает монтаж приводов.

В приводах АЦ на шасси ГАЗ применяются промежуточные опоры с короткими валами. Вал установлен в корпусе опоры на двух однорядных шариковых подшипниках. Карданные валы фланцами муфт соединяются с фланцами опоры.

Промежуточные опоры не применяются только на АЦ со средним расположением пожарного насоса. При этом мощность от двигателя внутреннего сгорания передается на вал пожарного насоса одним карданным валом.

Дополнительные зубчатые передачи.

Дополнительные передачи применяются только на АЦ, сооружаемых на шасси КамАЗ. На АЦ с пожарными насосами ПЦНВ 4/400 для повышения частоты вращения вала насоса применяется двухступенчатый мультипликатор.

3.

Заключительная часть

5

Подведение итогов занятия, опрос личного состава. Приведение в порядок мест занятий. Объявление оценок.



Приборы и оборудование, применявшееся в ходе занятия: методический план проведения занятия, вспомогательная литература.

Руководитель занятия:

Начальник караула 33 пожарно-спасательной части

ФГКУ «12 отряд ФПС по Ростовской области» В.А.Ковылов

«___»_____________20___ года