ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА 82
|
ОЦЕНКА
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
к.э.н., доцент |
|
|
|
О. Л. Соколова |
должность, уч. степень, звание |
|
подпись, дата |
|
инициалы, фамилия |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
|
Модели монетизации в IT сфере
|
по дисциплине: Технико-экономическое обоснование принятия решений |
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ
СТУДЕНТ ГР. № |
Z9411 |
|
|
|
Р. С. Кафка |
|
номер группы |
|
подпись, дата |
|
инициалы, фамилия |
Студенческий билет № |
2019/3603 |
|
|
|
Шифр ИНДО |
|
Санкт-Петербург 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Какие бывают модели монетизации 4
1. Модель подписки 5
1.1. Freemium 5
1.2. Регулярные платежи 5
1.3. Плата за отсутствие рекламы 5
2. Транзакционная модель 5
2.1. Модель транзакционного брокера 5
2.2. Партнёрские программы 6
2.3. Торговые Площадки 6
3. Рекламная модель 6
3.1. Доска объявлений 6
3.2. Тематические контентные ресурсы 7
4. Модели прямых продаж 7
4.1. Производитель – дистрибьютор 7
4.2. Продажа виртуальных товаров 7
4.3. Лицензирование 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 11
Введение
В настоящее время каждый день разрабатывается и представляется огромное число бизнес-проектов через Интернет. Этот процесс касается как крупных организаций, реализующих свой товар или услуги через Интернет, так и индивидуальных предпринимателей, предлагающих специальные предложения, акции, скидки или собственно товары или услуги. В глобальной сети продвигаются проекты абсолютно разных размеров и назначений. Кроме того, существует множество способов продвижения своего проекта в сети Интернет.
Эффекты от ведения или представления бизнеса в глобальной сети, в частности, Интернет-площадках, могут быть финансовыми и нефинансовыми. К первым, как правило, относят выручку от реализации онлайн-продукции. Тем не менее, такой эффект характерен только для электронной торговли, товарооборот и объёмы которой ежегодно увеличиваются. Согласно данным аналитического издания Insider Intelligence, к 2025 г. объём розничных продаж электронной коммерции во всём мире может вырасти на 50%, до 7,3 трлн долл., и составит 24,5% общего объёма розничных продаж. Для сравнения, итоги 2021 г.: 4,9 трлн долл. и 19,6%.
К нефинансовым эффектам относится привлечение внимание потенциальных клиентов, узнаваемость бренда, статус организации, популярность сервиса и пр.
В зависимости от метода представления проекта, владельцам бизнеса и менеджерам представляется целый ряд моделей монетизации проекта. К основным моделям монетизации относят: рекламную, модели подписки, транзакционную, прямых продаж.
Какие бывают модели монетизации
Вариантов монетизации достаточно много, выбор зависит от типа продукта и особенностей отрасли. Например, в сфере стриминговых сервисов (таких как Netflix, Start, Spotify) наиболее частая модель — ежемесячная подписка:
-
это позволяет компаниям создать регулярную базу пользователей и гарантированный доход;
-
удерживать их за счет производства нового контента, предоставляя большой выбор.
Мобильные приложения доставки продуктов (Delivery Club, «Яндекс.Еда») работают за процент от продаж — эти сервисы не влияют на стоимость и качество представленного продукта, но их бизнес зависит от объема: чем больше заказов совершается через приложение, тем больше ресторан или магазин платит комиссию сервису.
Компании из одной отрасли стараются придерживаться общепринятых правил, к которым привыкли пользователи, иначе бывает сложно «переучить» их на другой формат. Некоторые стартапы используют смешанные модели монетизации, и такой подход тоже имеет право на существование.
Например, пользователь в Ozon платит стоимость доставки в свой город, но маркетплейс предлагает ему подключить премиум тариф, ежемесячную подписку, и получать более выгодные условия доставки и другие бонусы, а продавцы платят Ozon комиссию — это все разные способы монетизации.
Рассмотрим наиболее распространенные модели.
-
Модель подписки
-
Freemium
-
Актуальная модель для стартаперов, так как базовый функционал бесплатный, но дополнительный уже требует с пользователя оплаты. Пример – Angry Birds
Достоинства: Бесплатно; Даёт возможность ознакомления с продуктом для широкого круга пользователей.
Недостатки: Большинство пользователей предпочтут остаться на бесплатной версии
-
Регулярные платежи
Сначала предоставляется пробный период, но затем за пакет услуг необходимо платит ежемесячно. Интернет-сервисы, практикующие регулярные платежи – это Bitrix, Insales и др.
Достоинства: Небольшой размер платежей; Возможность отказа от подписки.
Недостатки: Невозможность использование сервера без оплаты; Качество сервера должно быть высоким.
-
Плата за отсутствие рекламы
Это может быть фиксированная сумма в месяц или разовый платёж, применяется, например, на Spotify– 5 евро за месяц убирает надоевшую рекламу.
Достоинства: Возможность размещения большого объёма рекламы.
Недостатки: Пользователь может остаться на бесплатной версии.
-
Транзакционная модель
-
Модель транзакционного брокера
-
Подразумевает получение процента за выполнение платежа. Например, PayPal.
Достоинства: Уже имеется освоенный рынок.
Недостатки: Множество посредников; Множество конкурентов.
-
Партнёрские программы
Вебмастер зарабатывает на трафике сайта, а рекламодатель платит за лиды, клики, время размещения рекламы. Примером служит Mixmarket.biz.
Достоинства: Долгий срок выплаты вознаграждения после регистрации пользователя.
Недостатки: Необходима большая аудитория; Передача своих пользователей.
-
Торговые Площадки
Например, Ozon. Продавец размещает Интернет-магазин на ресурсах площадки, при этом владелец торговой площадки получает абонентскую плату и процент с продаж.
Достоинства: Большая прибыль при популярности сервера.
Недостатки: Необходима раскрутка сервиса как для продавцов, так и для покупателей.
-
Рекламная модель
-
Доска объявлений
-
Каждый пользователь Интернет-ресурсов сталкивался с досками объявлений, например, Avito. Они служат для привлечения внимания к объявлению, однако платные функции и составляют монетизацию проекта: выделение объявления, брендирование и т.д.
Достоинства: Дорогое брендирование по отношению к простой рекламе.
Недостатки: Пользователю сложно найти стандартные элементы управления.
-
Тематические контентные ресурсы
Например, Habrahabr.ru. Монетизация происходит благодаря размещению рекламы в тематических разделах.
Достоинства: Редакционная политика; Ограничение целевой аудитории.
Недостатки: Сложность продаж; Большие площади для рекламы.
-
Модели прямых продаж
-
Производитель – дистрибьютор
-
Означает реализацию товара или услуги через дистрибьютора, при этом Интернет-дистрибьютор получает довольно высокий процент комиссии – около 50% от выручки за товар. Пример таких дистрибьюторов – М.Видео.
Достоинства: Пользователь приобретает именно интересующий его товар.
Недостатки: Зачастую улучшают только то, что быстро реализуется.
-
Продажа виртуальных товаров
Актуально для игр в социальных сетях, в которых продвигается реклама товаров, рейтинга или подарков внутри игры. Например, торговая площадка Steam.
Достоинства: Получение авансов; Неиспользованные средства остаются у сервиса; Гибкая ценовая политика.
Недостатки: У пользователя могут остаться неиспользованные средства.
-
Лицензирование
Осуществляется сайтами знакомств, например, Mamba.com, происходит путём продажи разработанной системы другим сайтам.
Достоинства: Продвижение проектов старых пользователей.
Недостатки: Упор делается только на рейтинг; Сложность поиска.
Кроме того, существуют и другие модели: оплата хостинга, доступ к ценному контенту, сертификация, оплата по факту пользования услугой и др. Проект, продвигаемый через Интернет, может обладать исключительно информативно характером, например, сайты организаций, не ведущих онлайн-торговлю. Однако создание сайта, хостинга, страницы, профиля не является бесплатным, что вынуждает продумать способ монетизации проекта.