ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 16.2. Формирование российской государственности
План:
-
Приход к власти В.В. Путина -
Внутренняя политика -
Вторая чеченская война 1999-2009гг. -
Экономическое развитие -
Взаимоотношения власти и крупных предпринимателей -
Внешняя политика
Приход к власти В.В. Путина. 31 декабря 1999 г. в связи с досрочным уходом Ельцина в отставку Путин становится исполняющим обязанности президента РФ. С 26 марта 2000 г. избранный президент России. Вступил в должность 7 мая 2000 г. В мае 2000 г. назначил на должность председателя правительства России Михаила Касьянова, а затем Михаила Фрадкова. 14 марта 2004 г. избран президентом Российской Федерации на второй срок. Вступил в должность 7 мая 2004 г. Назначил главой правительства Виктора Зубкова. 7 мая 2008 г. передал власть избранному президенту, бывшему главе своей администрации Дмитрию Медведеву.
Внутренняя политика. Во внутренней политике В. В. Путин проводил последовательный и жёсткий курс на централизацию и укрепление вертикали власти. Первым крупным изменением в конституционно-политической системе страны было осуществлённое в августе 2000 г. изменение порядка формирования Совета Федерации, в результате которого губернаторы и главы законодательной власти регионов, до того бывшие членами СФ по должности, были заменены назначенными представителями; последние должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе (при этом одного из них назначает губернатор, а второго - законодательный орган региона). В качестве некоторой компенсации утерянных губернаторами лоббистских возможностей был создан совещательный орган - Государственный совет. Через несколько дней после террористического акта в Беслане в сентябре 2004 г. В. В. Путин объявил о намерении отменить выборы глав регионов, мотивировав этот шаг целью усиления борьбы с терроризмом. Также был осуществлён переход к выборам депутатов Государственной Думы исключительно по партийным спискам. Территориальное представительство в Государственной думе было упразднено, половина членов Совета Федерации стали назначаться губернаторами, в свою очередь назначаемыми президентом. В декабре 2003 г. по итогам выборов в Государственную Думу большинство мест получила пропрезидентская партия «Единая Россия» (при этом Борис Грызлов стал Председателем Госдумы). Второе, третье и четвёртое места заняли КПРФ, ЛДПР и блок «Родина», соответственно. «Единая Россия» получила конституционное большинство, что позволило ей не считаться с мнением оппозиционных партий. Весной 2005 был принят закон о выборах в Госдуму исключительно по партийным спискам. Затем Госдума
приняла поправки к федеральному законодательству, позволяющие партии, победившей на выборах в региональный парламент, предлагать Президенту России свою кандидатуру на губернаторский пост. В подавляющем большинстве регионов это право принадлежит «Единой России». Массовый характер принял процесс вступления губернаторов в партию власти. В качестве положительных результатов политики Путина обычно называются укрепление государственной системы, стабилизация общественно-политической ситуации в России; в качестве отрицательных - утверждается, что произошло подавление гражданских прав и свобод и демократических институтов, ликвидация гражданского общества, сверхцентрализация, усиление бюрократии. В президентство Путина были приняты 309-й закон, отменивший региональный компонент образования в средних школах, использовавшийся для преподавания вторых государственных языков некоторых национальных республик в обязательном порядке для всех школьников этих республик, и приказ № 362 Министерства образования и науки РФ, заменяющий экзамены на ЕГЭ и вместе с тем отменяющий возможность их сдачи на других языках кроме русского.
Вторая чеченская война (1999-2009 (активная боевая фаза до 2000г.)). В 1999 г. после возобновления активной вооружённой фазы борьбы с чеченским сепаратизмом, в России было осуществлено несколько террористических актов, приведших к массовым человеческим. Во время президентства Путина в России произошли следующие крупные террористические акты, ответственность за которые взяли на себя чеченские сепаратисты:
-
9 мая 2002 — теракт в Каспийске (Дагестан) -
23-26 октября 2002 — Захват заложников в театральном центре на Дубровке в Москве во время мюзикла «Норд-Ост» -
В 2003 последовали взрывы на 1-й Тверской-Ямской улице в Москве и на рок-фестивале «Крылья» в Тушино (Москва)
2004 ознаменовался серией терактов:
-
6 февраля взрывом в московском метро. Погибли 43 человека. -
9 мая на стадионе «Динамо» в Грозном (погиб президент Чеченской Республики Ахмат Кадыров) -
нападением 22 июня на ингушские города Назрань и Карабулак -
взрывами двух самолётов «Ту-154» и «Ту-134» 24 августа, взрывом у станции метро «Рижская» в Москве 31 августа -
террористическим актом в Беслане 1—3 сентября (захват школы № 1, погиб 331 человек)
В 2005—2006 в России не было ни одного крупного теракта.
Экономическое развитие. Подводя экономические итоги пребывания Путина на посту президента России (2000-2008 гг. ), The Wall Street Journal писал: «Экономика не только вернула себе все позиции, утраченные в 1990-е, но и создала жизнеспособный сектор услуг, который практически не существовал в советский период». В экономике России отмечался рост ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения. Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29% в 2000 до 18% в 2004), увеличение объёмов потребительского кредитования. С 1999 по 2007 г. индекс производства обрабатывающих отраслей промышленности вырос на 77%, в том числе производства машин и оборудования - на 91%, текстильного и швейного производства - на 46%, производства пищевых продуктов - на 64%. С 1999 по 2007 г. средняя ожидаемая продолжительность жизни населения России увеличилась с 65,9 до 67,5 лет. В 2000-е г. ы В. В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13%, снижена ставка налога на прибыль до 24%, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3,6 раза (с 54 до 15). Также была радикально изменена система налогообложения сырьевого сектора: проведена перенастройка механизма экспортных пошлин и введён налог на добычу полезных ископаемых, что позволило увеличить долю нефтегазовой ренты с 40% в 2000 г. до 84% в 2005 г. Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов и стимулировала экономический рост. Налоговая реформа оценивается экспертами как один из самых серьёзных успехов В. В. Путина. В октябре 2001 г. В. В. Путин подписал новый Земельный кодекс РФ, который закрепил право собственности на землю (кроме земель сельхозназначения) и определил механизм её купли-продажи. В июле 2002 В. В. Путиным был подписан федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который санкционировал куплю-продажу и земель сельскохозяйственного назначения. Был проведён ряд других социально-экономических реформ: пенсионная (2002), банковская (2001-2004), монетизация льгот (2005), реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта. В президентском послании Федеральному собранию в 2003 г. В. В. Путин поставил задачу добиться конвертируемости российского рубля по текущим и капитальным операциям. К 1 июля 2006 г. эта задача была выполнена. В мае 2003 г. в Бюджетном послании Федеральному собранию Путин поставил задачу создания Стабилизационного фонда РФ. 1 января 2004 г. Стабфонд был сформирован. Основной целью создания фонда являлось обеспечение стабильности экономического развития страны. В 2005 г. В. В. Путин объявил о начале реализации четырёх приоритетных национальных проектов в социально-экономической сфере: «Здоровье», «Образование», «Жильё» и «Развитие АПК». В январе 2008 г. В. В. Путин заявил, что нацпроекты более эффективны, чем другие государственные программы. В президентском послании Федеральному собранию в 2006 г. В. В. Путин объявил о мерах по стимулированию рождаемости в России: увеличение детских пособий, введение «материнского капитала» и т. п. В президентском послании Федеральному собранию в 2007 г. Путин обозначил нанотехнологии в качестве одного из наиболее приоритетных направлений развития науки и техники и предложил учредить Российскую корпорацию нанотехнологий. Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (Роснано) была учреждена в июле 2007 г. специальным Федеральным законом. К 2011 г. при участии Роснано было создано 16 новых производств продукции, в которой применяются нанотехнологии. Наблюдалось значительное увеличение иностранных инвестиций в Россию: с 11 млрд долларов в 2000 г. до 115 млрд долларов в 2010 г. Отток капитала из России, составлявший в 1990-е г. в среднем 10-20 млрд долларов, сменился его притоком и составил в 2007 г. рекордные 81 млрд долларов США. Средний сбор зерна в России увеличился с 65 млн тонн в 1996-2000 гг. до 79 млн тонн в 2001-2006, урожайность зерна повысилась на 24%. Рост производства продуктов животноводства за 2001-2006 гг. составил 16%. Отставание темпов роста производства сельхозпродукции от темпов роста реальных доходов населения привело к увеличению зависимости от импорта продовольствия и мировых цен на продукты питания. Экономический рост в 2000-2007 гг. в значительной мере обусловлен устойчивым повышением мировых цен на углеводородное сырьё. Но нефтегазовая «отрасль фактически исчерпала месторождения с легкоизвлекаемой нефтью и новые проекты - шельфовые, в Восточной Сибири и прочие требуют масштабного финансирования». Несмотря на рост бюджетных доходов всех уровней, по-прежнему не
решена проблема развития инфраструктуры, в особенности дорожной. В структуре российского экспорта в 2008 г. доля машин, оборудования, автомобилей составила около 4%.
Взаимоотношения власти и крупных предпринимателей. 28 февраля 2000 г. Путин озвучил тезис «равноудалённого положения всех субъектов рынка от власти», дав для СМИ термин для обозначения своего нового курса в отношении крупного бизнеса - «равноудаление олигархов». Через четыре дня после инаугурации Путина, 11 мая 2000 г. прошли обыски в главном офисе холдинга ЗАО «Медиа-мост» - компании Владимира Гусинского, который, по мнению некоторых осенью 1999 г., во время думской предвыборной кампании, посредством контролируемого им телеканала НТВ поддерживал главных политических противников Путина - блок Юрия Лужкова и Евгения Примакова «Отечество - Вся Россия». Основные телевизионные каналы - ОРТ (Первый канал), «Россия» и НТВ стали принадлежать государству или государственным компаниям. 25 октября 2003 г. по обвинению в нарушениях, допущенных в ходе приватизации ЗАО «Апатит», был арестован владелец НК ЮКОС Михаил Ходорковский. Уголовное преследование началось вскоре после того, как он заявил о том, что будет финансировать оппозиционные партии - СПС, «Яблоко». 31 мая 2005 г. Ходорковский вместе со своим деловым партнёром Платоном Лебедевым был осуждён за мошенничество и хищения в особо крупных размерах, а также за неуплату налогов. В декабре 2004 г., для урегулирования долговых обязательств НК ЮКОС перед государством, была продана принадлежащая ей нефтедобывающая компания «Юганскнефтегаз». После «дела ЮКОСа» практически все нефтяные компании уточнили свои цифры по уплате налогов и стали вносить в бюджет значительно большие суммы. В 2004 г. рост сбора налогов составил 250% от уровня 2003 г. В 2005г. контролируемая государством компания «Газпром» выкупила по рыночной цене (13,1 млрд долларов США) 75,7% акций нефтяной компании «Сибнефть» - последний крупный актив Романа Абрамовича в России. В результате национализации активов ЮКОСа и «Сибнефти» была значительно увеличена доля государства в нефтегазовой промышленности.
Внешняя политика. В июне 2000 г. указом Путина была утверждена «Концепция внешней политики Российской Федерации». Согласно этому документу, основными целями внешней политики страны являются:
-
обеспечение надежной безопасности страны, -
воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, -
создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, -
формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, -
поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, -
защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом, -
содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире.