Файл: Феномен одаренности в научнопедагогических исследованиях. Способности и одаренность. Концепции одаренности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 1.
Тема «Феномен одаренности в научно-педагогических исследованиях. Способности и одаренность. Концепции одаренности»
Задание. Дайте определения : Задатки, способности, одаренность, талант, гениальность.
Задатки– это врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.
Задатки, вместе с способностями и ресурсами входят в одну область психики, психических явлений человека, связанную и направленную на обеспечение всякого рода деятельности, жизнедеятельности вообще, включая жизнестойкость.
Способности - это индивидуально- психологические особенности человека, которые помогают выполнять какую-либо деятельность успешно.
О даренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Талант - это выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.
Гений – это человек, который проявляет исключительные интеллектуальные способности, творческую продуктивность, универсальность в жанрах или оригинальность, как правило, в той степени, которая связана с достижением новых открытий или достижений в области знаний. Гении могут быть эрудитами, которые преуспевают во многих различных предметах или могут демонстрировать высокие достижения только в одном виде деятельности.
Гениальность – это высшая степень творческой одаренности, ума, таланта; высший уровень развития способностей как общих (интеллектуальности), так и специальных (музыкальных, математических, художественных).
Опишите одну( по выбору) концепцию одаренности.
Концепции одаренности:
-
Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда -
Модель одаренности или концепция человеческого потенциала Дж. Рензулли -
Мультифакторная модель одаренности Ф. Монкса -
Пятифакторная модель А. Танненбаума -
Мюнхенская модель одаренности К.Хеллера -
Рабочая концепция одаренности
Пятифакторная модель А. Танненбаума
Эту модель часто называют психосоциальной, так как автор предлагает классифицировать одаренных людей по критерию потребности в них общества. Испытывая необходимость в одних талантах, общество может считать, что потребность в других вполне удовлетворена таланты, относящиеся к третьему типу, уже являются избыточными, а некоторые таланты вообще следует относить к числу аномальных. Важно определить, к какому из этих типов относится одаренность конкретного человека. По мнению А. Танненбаума, наличие высокого уровня интеллектуального развития и креативности не могут гарантировать достижения выдающихся творческих результатов.
Для этого необходимо взаимодействие следующих пяти факторов развития одаренности:
1) фактор «g» или общие интеллектуальные способности;
2) специальные способности в конкретной области;
3) специальные характеристики неинтеллектуального характера (личностные, волевые), которые необходимы для реализации специальных способностей в конкретной области деятельности (к числу таких характеристик относят склонности, преданность делу, эмоциональную стабильность, способность к преодолению преград и др.);
4) стимулирующее окружение, способствующее развитию этих способностей (семья, школа и др.);
5) случайные факторы, счастливое стечение обстоятельств или удача («оказаться в нужном месте в нужный момент»).