Файл: Феномен одаренности в научнопедагогических исследованиях. Способности и одаренность. Концепции одаренности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 1.

Тема «Феномен одаренности в научно-педагогических исследованиях. Способности и одаренность. Концепции одаренности»

Задание. Дайте определения : Задатки, способности, одаренность, талант, гениальность.

Задатки– это врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.

Задатки, вместе с способностями и ресурсами входят в одну область психики, психических явлений человека, связанную и направленную на обеспечение всякого рода деятельности, жизнедеятельности вообще, включая жизнестойкость.

Способности - это индивидуально- психологические особенности человека, которые помогают выполнять какую-либо деятельность успешно.

О даренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Талант - это выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.

Гений – это человек, который проявляет исключительные интеллектуальные способности, творческую продуктивность, универсальность в жанрах или оригинальность, как правило, в той степени, которая связана с достижением новых открытий или достижений в области знаний. Гении могут быть эрудитами, которые преуспевают во многих различных предметах или могут демонстрировать высокие достижения только в одном виде деятельности.

Гениальностьэто высшая степень творческой одаренности, ума, таланта; высший уровень развития способностей как общих (интеллектуальности), так и специальных (музыкальных, математических, художественных).


Опишите одну( по выбору) концепцию одаренности.

Концепции одаренности:

  • Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда

  • Модель одаренности или концепция человеческого потенциала Дж. Рензулли

  • Мультифакторная модель одаренности Ф. Монкса

  • Пятифакторная модель А. Танненбаума

  • Мюнхенская модель одаренности К.Хеллера

  • Рабочая концепция одаренности

Пятифакторная модель А. Танненбаума

Эту модель часто называют психосоциальной, так как автор предлагает классифицировать одаренных людей по критерию потребности в них общества. Испытывая необходимость в одних талантах, общество может считать, что потребность в других вполне удовлетворена таланты, относящиеся к третьему типу, уже являются избыточными, а некоторые таланты вообще следует относить к числу аномальных. Важно определить, к какому из этих типов относится одаренность конкретного человека. По мнению А. Танненбаума, наличие высокого уровня интеллектуального развития и креативности не могут гарантировать достижения выдающихся творческих результатов.

Для этого необходимо взаимодействие следующих пяти факторов развития одаренности:

1) фактор «g» или общие интеллектуальные способности;

2) специальные способности в конкретной области;

3) специальные характеристики неинтеллектуального характера (личностные, волевые), которые необходимы для реализации специальных способностей в конкретной области деятельности (к числу таких характеристик относят склонности, преданность делу, эмоциональную стабильность, способность к преодолению преград и др.);

4) стимулирующее окружение, способствующее развитию этих способностей (семья, школа и др.);

5) случайные факторы, счастливое стечение обстоятельств или удача («оказаться в нужном месте в нужный момент»).