Файл: В. И. Ленин приходит к выводу о необходимости временного приостановления красногвардейской атаки на капитал в виде огосударствления частной собственности с целью налаживания правильного функционирования возникшег.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одним из достижений школы стала разработка концепции межотраслевого баланса народного хозяйства. Уже при разработке первого пятилетнего плана стали проявляться первые балансовые построения («Баланс народного хозяйства Союза ССР 1923-1924 гг.»). В работе над ними участвовали П.И. Попов, Л.Н. Литощенко, Н.О. Дубенецкий, Ф.Г. Дубровников, И.А. Морозова, О.А. Квиткин, А.Г. Первухин [4].

Работы советских ученых привлекли внимание американского ученого В. В Леонтьева, с именем которого связано возобновление работ по составлению межотраслевых балансов в СССР в конце 50-х годов.

Одним из наиболее выдающихся представителей российской эконометрики был Л.В. Канторович (1912-1986 гг.). Он занялся решением вполне практической задачи - распределения различного рода сырья по разным обрабатывающим станкам с целью максимизации выпуска продукции при заданном ассортименте. Для решения этой задачи Канторович разработал специальный метод, при котором с каждым ограничением исходной задачи связывалась специальная оценка, называемая разрешающим множителем. Оптимальный план задачи определялся в результате итеративного процесса, в ходе которого осуществлялась последовательная корректировка разрешающих множителей. Таким образом, Канторович создал новую науку - линейное программирование. Результаты исследования были изложены в брошюре «Математические методы организации и планирования производства» (1939 г.), в которой рассматривались, помимо задачи со станками, известная транспортная задача, проблемы минимизации отходов, максимизации отдачи от использования комплексного сырья, наилучшего распределения посевной площади. В 1975 г. за выдающийся вклад в мировую экономическую науку Капторович был удостоен Нобелевской премии по экономике [5].

В 1939 г. была опубликована крупная экономико-математическая работа - «Методы соизмерения народнохозяйственной эффективности плановых и проектных вариантов» В.В. Новожилова (1892-1970 гг.), в которой сформулирована задача составления народнохозяйственного плана. Оптимальным, по мнению Новожилова, является такой план, который требует минимальной суммы трудовых затрат при заданном объеме продукции.

В 1958 г. В.С. Немчинов (1894-1964 гг.) организовал в Академии наук первую в стране Лабораторию экономико-математических методов. В работе Немчинова «Экономико-математические методы и модели» (1964 г.) определены основные направления применения математики в экономической науке: разработка теории плановых расчетов и общей математической методологии оптимального планирования; разработка межотраслевых и межрегиональных балансов; математический анализ схемы расширенного воспроизводства;
оптимальное планирование работы транспорта; решение технико-экономических задач; разработка математической статистики и ее использование в народном хозяйстве [4].

В рамках экономико-математической науки в 50-60-е гг. выдвигались идеи о необходимости использования косвенных рычагов государственного регулирования экономики, необходимости сокращения сферы директивного планирования и, в связи с этим, сокращения бюрократического аппарата и др.

В 60-е гг. эти идеи нашли отражение в концепции системы оптимального функционирования экономики (СОФЭ), оставившей заметный след в развитии советской эконометрики. СОФЭ выступала как альтернатива господствовавшим методам управления народным хозяйством.

В 50-60-е гг. не прекращались дискуссии о роли плана и рынка. Отношение к роли планирования и рыночных рычагов в экономической системе социализма стало главным критерием классификации советских политэкономов. В 1965-1967-м гг. была предпринята попытка экономической реформы, основанная на хозяйственных методах руководства (концепция Е.Г. Либермана). Однако в науке сохраняли монополию сторонники планового подхода, представителями которого были Н.А. Цаголов, Н.В. Хессин, Н.С. Малышев, В.А. Соболь, А.В. Бачурин, Л.Е. Минц.

Изменения в мире, ускорение НТП в странах с рыночной экономикой к началу 80-х годов выявили полную несостоятельность управления экономикой на основе административно-командных методов. Часть экономистов (Г. Лисичкин, Н. Петраков, О. Лацис и др.) склонялись к необходимости серьезных преобразований. У истоков перестройки стояли такие экономисты, как А. Аганбегян, Л. Абалкин, А. Анчишкин, А. Гринберг, П. Бунич, С. Шаталин [5].

Первоначально в 1985-1987 гг. была разработана концепция «ускорения социально-экономического развития». Главным стержнем политики ускорения стало изменение инвестиционной политики. Предусматривались: перераспределение капиталовложений в отрасли, определяющие технический прогресс, в первую очередь в машиностроение. В него планировалось вложить в 1,8 раз больше средств, чем в предшествующую пятилетку, на этой основе в кратчайший срок обеспечить техническое перевооружение отрасли, осуществить компьютеризацию, освоение самых передовых технологий, в первую очередь ресурсосберегающих. По существу, речь шла о второй индустриализации. Предусматривалось широкомасштабное привлечение иностранных кредитов. Ожидаемый подъем экономики позволил бы вернуть их в кратчайшие сроки.


Одновременно осуществлялись попытки реформирования административно-бюрократической системы, аналогичные реформам 1965 г. Составление новых планов производства переходило в ведение самих предприятий; планы составлялись на основе государственных заказов и прямых договоров с предпринимателями и торговыми организациями. Все текущие затраты (оплата труда, реконструкция, социальное развитие) покрывались из средств предприятия, вносившего плату в госбюджет за производственные фонды, землю, воду. Оставшиеся средства оставались в распоряжении предприятий. Началась коренная перестройка руководства экономикой. Министерства должны были руководить предприятиями не директивно, а с помощью экономических рычагов - кредитов, госзаказов, системы цен [5].

Коллективы предприятий получили право брать их в аренду, выходить из состава министерств, объединяться в концерны. Предприятиям было разрешено выпускать акции, выходить со своей продукцией на внешний рынок.

В сельском хозяйстве провозглашалось равноправие всех форм собственности. Как и в промышленности вводился госзаказ – все, что производилось сверх него, могло реализоваться по договорным ценам.

Все эти меры, совершенно правильные сами по себе, в корне противоречили концепции ускорения. Вместо мобилизации средств на решение основной задачи получилось их распыление. Предприятия, получив право распоряжаться заработными средствами, тратили их на свои нужды, в первую очередь на повышение зарплаты.

Одновременно начали осуществляться широкомасштабные государственные социальные программы – «Жилье до 2000 года», повышение пенсий, стипендий.

Программа ускорения требовала колоссальных капиталовложений, которые могли бы дать отдачу только через 10-15 лет. Сокращен был импорт продовольствия, предметов потребления.

Рабочие получали зарплату, а товарной массой она не обеспечивалась. На руках населения стали скапливать значительные средства, не обеспеченные товарными ресурсами. Положение осложнили и падение мировых цен на нефть, и ликвидация последствий землетрясении в Армении и Чернобыльской катастрофы, которые потребовали огромных средств, и антиалкогольная компания.

Денежная масса резко возросла, цены же, установленные государством, оставались неизменными. Прилавки магазинов опустели. Процветала спекуляция – на перепродаже товаров наживались огромные состояния. Предприятия, стремясь избавиться от денег, вкладывали их в любые виды ресурсов, переходили к безденежному товарообмену. Колхозы и совхозы отказывались продавать продукцию государству. При рекордных урожаях стал ощущаться недостаток продовольствия. Была введена карточная система. Все это вызвало массовое недовольство населения – стачки, демонстрации. Началось сокращение производства [2].


Необходима была кардинальная реформа экономической системы. К ее разработке была привлечены лучшие экономисты – С.С. Шаталин, Н.Я. Петраков, А.А. Аганбегян, Л.И. Абалкин. Однако, мнения этих специалистов расходились – проекты противоречили друг другу. Все более и более стало утверждаться мнение, что социалистическая система не реформируема в принципе. Единственный выход виделся в переходе к рыночной экономике.

Программа такого перехода должна была включать следующие элементы [3]:

Разработка целей и критериев, способов и методов преобразования. Анализ закономерностей переходной экономики: обоснование концептуальных основ национальной модели.

Государственное регулирование в условиях переходной экономики. Проблема сочетания рыночного и государственного регулирования в процессе реформирования.

Проблема финансовой и производственной стабилизации. Причины и характер трансформационного кризиса, пути его преодоления. Предпосылки и факторы экономического роста.

Характер и содержание институциональных преобразований. Особенности управления в переходный период. Изменение стереотипов экономического поведения.

Для решения всего комплекса задач и разработки программы перехода к рыночной экономике в середине 1990 г. при правительстве СССР были разработаны два варианта. Первый план («Основные направления») связывался с именем академика Л.И. Абалкина, отвечавшего в ранге вице-премьера союзного правительства за подготовку реформы. Авторами второго варианта («500 дней») были С.С. Шаталин и Г.А. Явлинский. Базовые положения обеих программ совпадали. Они включали приватизацию государственной собственности, поддержку мелкого и среднего предпринимательства, создание конкурентной среды, плановую либерализацию цен, индексацию денежных доходов и социальную защиту лиц, оказавшихся за чертой бедности, реорганизацию службы трудоустройства в связи с неизбежным повышением безработицы [1,2].

Приватизация позволила бы связать денежные накопления населения, привела бы к демонополизации, и созданию конкуренции предприятий. Либерализация цен и переход к свободному ценообразованию привели бы к скачку цен, но в условиях конкуренции производителей и жесткой политики правительства скачок был бы стабилизирован и начал снижаться. Все это должно было сопровождаться твердой социальной политикой (повышение пенсий, стипендий, индексация доходов).


Но программа Л.Н. Абалкина была рассчитана на 6-8- лет, а программа Г.А. Явлинского – на 500 дней. Эта программа носила откровенно популистский характер, обещала мгновенное изменение к лучшему. Российский парламент принял программу «500 дней», а Верховный Совет СССР «Основные направления». В результате взаимоотношения между союзными и республиканскими властями приняли откровенно конфронтационный характер, был сделан еще один шаг к развалу СССР [3].

После распада СССР и ликвидации единого экономического пространства правительство России начало переход к рынку не имея стратегии реформ. Авторами российских реформ стал Е.Т. Гайдар.

Важнейшей задачей реформ провозглашалась стабилизация, ликвидация бюджетного дефицита. Первым шагом стала либерализация цен. Е.Т. Гайдар решил применить метод «шоковой терапии», зарекомендовавший себя в других странах. Но этот метод предназначался не для планово-регулируемой, а для рыночной, устоявшейся экономики. «Шок» решал задачи восстановления нарушенного равновесия, а не создания принципиально нового хозяйственного механизма. Г.А. Явлинский упрекал Е.Т. Гайдара в нарушении последовательности преобразований. По его мнению, средства населения следовало использовать для покупки акций предприятий, для приватизации торговли и общественного питания, для развития малого бизнеса. В результате же либерализации цен они выросли в 10-12 раз, а к концу года – в 36 раз. Это позволило снять давление денег на рынок, наполнить прилавки магазинов товарами, но в огне инфляции сгорели многолетние сбережения населения.

Следующим этапом стала т.н. «ваучерная приватизация», концепция которой была разработана А.Б. Чубайсом. Было проведено акционирование государственных предприятий: 51 % акций распределялись между работниками предприятий, остальные поступали в открытую продажу. Так как в результате либерализации цен сбережения граждан были практически конфискованы – покупать акции было не на что. Поэтому каждому россиянину выдавался приватизационный чек (ваучер), стоимостью в 10 тыс. рублей. Эта сумма была определена исходя из оценки стоимости имущества всех российских предприятий 1 400 млрд. руб., как доля каждого жителя России. На ваучер можно было приобрести акции любого предприятия. По всей стране создавались чековые инвестиционные фонды, целью которых провозглашалось аккумулирование средств населения и привлечение инвестиций в производство. Целью приватизации провозглашалось «создание класса собственников», «возвращение народу собственности» [2].