Файл: Дифференциация ч ть в слогах, словах, словосочетании, предложении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа-интернат №1»
Конспект логопедического занятия в 4 классе

Тема: Дифференциация Ч – ТЬ в слогах, словах, словосочетании, предложении.
Цели:

Коррекционно - образовательные

Продолжить знакомство с мягкими, глухими согласными звуками «Ч», «ТЬ», строчными и прописными буквами Ч, ч ,Т, т.

Учить определять место звука в слове ;

Упражнять в различении Ч – ТЬ в словах в произношении и на письме.

Совершенствовать навык чтения слов с различаемыми буквами.

Формировать навык самоконтроля и взаимоконтроля.

Коррекционно – развивающие цели:

Способствовать развитию фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений,

Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

Коррекционно – воспитательные цели:

Воспитывать внимание к звукам, поддерживать интерес к изучаемому материалу с помощью игр и игровых приемов.

Воспитывать любознательность.

Воспитывать прилежное отношение к учебе.
План занятия.

1.Артикуляционная гимнастика.

2. Определение темы и цели занятия.

3. Различие в артикуляции звуков «Ч», «ТЬ»;

а) Характеристика звуков

4.Дифференциация Ч – ТЬ в слогах, словах.

5.Различие в написании букв Ч, ч, Т, т.

6.Физ. минутка.

7.Дифференциация Ч-Т в словах, словосочетании, предложении.

8. Итог занятия.

  1. Орг. Момент.

Артикуляционная гимнастика.

«Качели», «Часики»  «Лошадка» «Грибок» «Горка» «Ириска» (для укрепления мышц языка и отработки верхнего подъема языка).

Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.
2. Актуализация знаний

-Назовите первый звук в слове черника, телефон(ть),третий звук в слове точка, седьмой звук в слове медведь (ТЬ)

- Послушайте пары слов
  и определите звуки, которыми они различаются

вечер – ветер.

-Какими звуками они отличаются?

-Кто догадался, какова тема нашего занятия?

Звуки Ч-Ть. Буквы Ч-Т

Цель:

- Какова цель нашего занятия?

Продолжать учиться различать мягкие , глухие согласные звуки «Ч», «ТЬ», строчные и прописные буквы Че, ч ,Тэ, т.

  1. Артикуляция звуков.

Звук [Т']

Губы в улыбке

1. Кончик языка упирается в нижние зубы.

2. Спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами.

3. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков.

4. Голосовые складки разомкнуты.

Звук [Ч']

Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается нёба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба

  1. Характеристика звуков.

Звуки «Ч» и «ТЬ» согласные, глухие, мягкие.


  1. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах.


- Я назаваю вам звуки,слоги и слова,а вы,если услышите звук Ч-хлопните в ладоши,а если звук ть-топните ногой.

-Ть – ч – м – нь – ч – ть; ма – ча – тё- чо – ть  – ич;

- ще, че, те, це, оче, ечё, ице, ите, оше, уще, уте, эче, утя, отя, учи;

- картина, бочонок, котёнок, утёнок, грачонок, качели, метели, сверчок, кабачок, плечи, печенье, плетение.


а. Повторите прямые слоги со звуками Ть (Т) - Ч.

тя - ча        те - чо             тю – чу- тю        ти – чи - ти

  чо - тё        че - те        тю-чу-чу -     чи – ти- чи

б.        Повтори обратные слоги со звуками Тъ (Т) - Ч.

ать - ач       оть - оч        уть - уч       ыть - ыч     ять – яч- яч
ить - ич      еть - еч        ёть - ёч       ють – юч- юч    
Заметите звук ч на звук ть и наоборот

 Перекидывание мяча

открытые

атя - ача        атё - ачо    

    ате - аче        ати - ачи

отя - оча        отё - очо      

  оте — оче        оти - очи

утя - уча        утё - учо       
 уте - уче        ути — учи

ытя - ыча        ытё - ычо        

ыте - ыче        ыти - ычи

итя - ича        итё - ичо      

  ите - иче        итю - ичу



Соотнесение звука с буквой.
Поднять сигнальную карточку
-Врач, актёр, лифтёр, строитель, часовщик, спасатель, аптекарь, писатель, пчеловод, водитель, печник учитель

- Назовите одним словом (профессии)

Чтение слов парами

  ТЮК - ЧУК                      МЯТЬ - МЯЧ 

     МЕТЬ - МЕЧ                  ПЕТЬ - ПЕЧЬ            

ТКАТЬ - ТКАЧ  ТЕСНО - ЧЕСТНО

     ЛЕТИ - ЛЕЧИ                 ТЁЛКА - ЧЁЛКА    

   ТЁТКА - ЧЁТКО         ПУГАТЬ - ПУГАЧ   

     ПЕЧКА - ПЕТЬКА          РЕЧКА - РЕДЬКА     

ТЯГАЧ - ТЯГАТЬ  ВЕЧЕР - ВЕТЕР        

 ЗАЧЕМ – ЗАТЕМ тайный - чайный        
Задание 1.

Измените слова по образцу:

Учу – учить

Лечу-

Точу-

Получу-

Кручу-

Черчу-

Мычу-мычать

Кричу-

Молчу-

Торчу-

Рычу-

Стучу-


Пальчиковая гимнастика
«Цветок»

Солнце поднимается -       

Цветочек распускается!

Солнышко садится -          

Цветочек спать ложится.

 

«Ёлочка»

Перед нами елочки:         делают «елочку»

Шишечки,                       показывают кулачки

Иголочки,                       показывают растопыренные пальцы

Шарики,                         пальцы сжимают в круг

Фонарики,                     вверх толстые пальцы

Зайчики,                        показывают «ушки зайца»

И свечки,                      прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды,                         прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки».                ставят средний и указательный пальцы на стол

Напишите буквы, которыми на письме обозначаются звуки [Ч] - [Т’]
Задание №2

Запиши слова в нужный столбик.  грач, чудо, тина, чашка, паутина, кровать, плечо, новость, пчела, почва, путь, почка, котик, тема, бочка

Учитель,выключатель,ботиночки,чтение

 

 Задание №3
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
тыквенная на_инка        тонкая маечка        _ёрная ту_а _ёмная ночь

Ми_ ины бо_иночки        у_иное яи_ко        

Вовочкина пти_ка        тё_ин чемодан _ик     -ёмные о_ки горя_ий у _юг



  1. Физкультминутка.

  1. Удивляться чему есть – 
    В мире всех чудес не счесть.

Поднять плечи и ключицы (вдох);
опустить плечи и ключицы (выдох).

2. Повернуться вправо (вдох);
– и.п. (выдох);
– повернуться влево (вдох);
- и.п. (выдох).

3. Покачивание

И.п. – ноги на ширине плеч.
– наклон вправо – «кач» (вдох);

наклон влево – «кач» (выдох).
4. «Дровосек». 
Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе.


Задание №4

Прочитайте предложения, раскрывая скобки.

В чайнике почти не осталось ( вода). Девочки идут на (почта). Котёнок хочет поймать ( бабочка.)

Солдат чистил котел из-под (ячневая каша).

Учитель велел ученикам приготовить сочинение на( свободная тема). Паутина висела на (тонкие веточки)

Дифференциаця звуков и букв «Ч» и «ТЬ»

Мальчуган вздыхает ТЯЖКО:

Со стола упала ЧАШКА...

Свисают руки, словно ПЛЕТИ...

Давай, дружок, расправим ПЛЕЧИ!

Учим Тузика не ЧАВКАТЬ

И на деточек не ТЯВКАТЬ!

У коровы — ТЁЛОЧКА,

Рыженькая ЧЁЛОЧКА!

Нашему ЛЕНТЯЮ

Заварить ЛЕНЬ ЧАЮ!

Объясняет Геку Чук

Как использовать УТЮГ!

Пора признаться ЧЕСТНО:

В каморке нашей ТЕСНО!

Мама тортик будет ПЕЧЬ —

Дети песни будут ПЕТЬ!

Стали звать Каштанку ТЁТКА...

Трюки ТЁТКА знала ЧЁТКО!

Чтоб полить укроп и РЕДЬКУ,

За водой иду на РЕЧКУ!

Вот так ВЕЧЕР, ну и ВЕЧЕР!

Целый ВЕЧЕР свищет ВЕТЕР!

У девчонок и мальчишек
Нет пальтишек... ВЕТЕР, тише!

Тёме хочется ИМЕТЬ

Богатырский щит И МЕЧ!

Читатели, читайте!

Мечтатели, мечтайте!

Учителя, учите!

А молчуны — молчите!

У чистюли-тёти

Чистота в почёте!

Телеграмму на почте прочтите!

Не прочтёте — меня огорчите!

Плыл тюленчик по теченью

Выразить своё почтенье.

Как старательны чижи!

Чертят, чертят чертежи!

Ночной порой в чулане

Темно, как в чемодане!

Свечою посветите,

Светильнички включите!

Дети, тише, не кричите!

Телефончики, молчите!
Подведение итогов.