Файл: Дифференциация ч ть в слогах, словах, словосочетании, предложении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа-интернат №1»
Конспект логопедического занятия в 4 классе
Тема: Дифференциация Ч – ТЬ в слогах, словах, словосочетании, предложении.
Цели:
Коррекционно - образовательные
Продолжить знакомство с мягкими, глухими согласными звуками «Ч», «ТЬ», строчными и прописными буквами Ч, ч ,Т, т.
Учить определять место звука в слове ;
Упражнять в различении Ч – ТЬ в словах в произношении и на письме.
Совершенствовать навык чтения слов с различаемыми буквами.
Формировать навык самоконтроля и взаимоконтроля.
Коррекционно – развивающие цели:
Способствовать развитию фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений,
Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
Коррекционно – воспитательные цели:
Воспитывать внимание к звукам, поддерживать интерес к изучаемому материалу с помощью игр и игровых приемов.
Воспитывать любознательность.
Воспитывать прилежное отношение к учебе.
План занятия.
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Определение темы и цели занятия.
3. Различие в артикуляции звуков «Ч», «ТЬ»;
а) Характеристика звуков
4.Дифференциация Ч – ТЬ в слогах, словах.
5.Различие в написании букв Ч, ч, Т, т.
6.Физ. минутка.
7.Дифференциация Ч-Т в словах, словосочетании, предложении.
8. Итог занятия.
-
Орг. Момент.
Артикуляционная гимнастика.
«Качели», «Часики» «Лошадка» «Грибок» «Горка» «Ириска» (для укрепления мышц языка и отработки верхнего подъема языка).
Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.
2. Актуализация знаний
-Назовите первый звук в слове черника, телефон(ть),третий звук в слове точка, седьмой звук в слове медведь (ТЬ)
- Послушайте пары слов
и определите звуки, которыми они различаются
вечер – ветер.
-Какими звуками они отличаются?
-Кто догадался, какова тема нашего занятия?
Звуки Ч-Ть. Буквы Ч-Т
Цель:
- Какова цель нашего занятия?
Продолжать учиться различать мягкие , глухие согласные звуки «Ч», «ТЬ», строчные и прописные буквы Че, ч ,Тэ, т.
-
Артикуляция звуков.
Звук [Т']
Губы в улыбке
1. Кончик языка упирается в нижние зубы.
2. Спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами.
3. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков.
4. Голосовые складки разомкнуты.
Звук [Ч']
Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается нёба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба
-
Характеристика звуков.
Звуки «Ч» и «ТЬ» согласные, глухие, мягкие.
-
Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах.
- Я назаваю вам звуки,слоги и слова,а вы,если услышите звук Ч-хлопните в ладоши,а если звук ть-топните ногой.
-Ть – ч – м – нь – ч – ть; ма – ча – тё- чо – ть – ич;
- ще, че, те, це, оче, ечё, ице, ите, оше, уще, уте, эче, утя, отя, учи;
- картина, бочонок, котёнок, утёнок, грачонок, качели, метели, сверчок, кабачок, плечи, печенье, плетение.
а. Повторите прямые слоги со звуками Ть (Т) - Ч.
тя - ча те - чо тю – чу- тю ти – чи - ти
чо - тё че - те тю-чу-чу - чи – ти- чи
б. Повтори обратные слоги со звуками Тъ (Т) - Ч.
ать - ач оть - оч уть - уч ыть - ыч ять – яч- яч
ить - ич еть - еч ёть - ёч ють – юч- юч
Заметите звук ч на звук ть и наоборот
Перекидывание мяча
открытые
атя - ача атё - ачо
ате - аче ати - ачи
отя - оча отё - очо
оте — оче оти - очи
утя - уча утё - учо
уте - уче ути — учи
ытя - ыча ытё - ычо
ыте - ыче ыти - ычи
итя - ича итё - ичо
ите - иче итю - ичу
Соотнесение звука с буквой.
Поднять сигнальную карточку
-Врач, актёр, лифтёр, строитель, часовщик, спасатель, аптекарь, писатель, пчеловод, водитель, печник учитель
- Назовите одним словом (профессии)
Чтение слов парами
ТЮК - ЧУК МЯТЬ - МЯЧ
МЕТЬ - МЕЧ ПЕТЬ - ПЕЧЬ
ТКАТЬ - ТКАЧ ТЕСНО - ЧЕСТНО
ЛЕТИ - ЛЕЧИ ТЁЛКА - ЧЁЛКА
ТЁТКА - ЧЁТКО ПУГАТЬ - ПУГАЧ
ПЕЧКА - ПЕТЬКА РЕЧКА - РЕДЬКА
ТЯГАЧ - ТЯГАТЬ ВЕЧЕР - ВЕТЕР
ЗАЧЕМ – ЗАТЕМ тайный - чайный
Задание 1.
Измените слова по образцу:
Учу – учить
Лечу-
Точу-
Получу-
Кручу-
Черчу-
Мычу-мычать
Кричу-
Молчу-
Торчу-
Рычу-
Стучу-
Пальчиковая гимнастика
«Цветок»
Солнце поднимается -
Цветочек распускается!
Солнышко садится -
Цветочек спать ложится.
«Ёлочка»
Перед нами елочки: делают «елочку»
Шишечки, показывают кулачки
Иголочки, показывают растопыренные пальцы
Шарики, пальцы сжимают в круг
Фонарики, вверх толстые пальцы
Зайчики, показывают «ушки зайца»
И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу
Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами
Человечки». ставят средний и указательный пальцы на стол
Напишите буквы, которыми на письме обозначаются звуки [Ч] - [Т’]
Задание №2
Запиши слова в нужный столбик. грач, чудо, тина, чашка, паутина, кровать, плечо, новость, пчела, почва, путь, почка, котик, тема, бочка
Учитель,выключатель,ботиночки,чтение
Задание №3
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
тыквенная на_инка тонкая маечка _ёрная ту_а _ёмная ночь
Ми_ ины бо_иночки у_иное яи_ко
Вовочкина пти_ка тё_ин чемодан _ик -ёмные о_ки горя_ий у _юг
-
Физкультминутка.
-
Удивляться чему есть –
В мире всех чудес не счесть.
Поднять плечи и ключицы (вдох);
опустить плечи и ключицы (выдох).
2. Повернуться вправо (вдох);
– и.п. (выдох);
– повернуться влево (вдох);
- и.п. (выдох).
3. Покачивание
И.п. – ноги на ширине плеч.
– наклон вправо – «кач» (вдох);
– наклон влево – «кач» (выдох).
4. «Дровосек».
Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе.
Задание №4
Прочитайте предложения, раскрывая скобки.
В чайнике почти не осталось ( вода). Девочки идут на (почта). Котёнок хочет поймать ( бабочка.)
Солдат чистил котел из-под (ячневая каша).
Учитель велел ученикам приготовить сочинение на( свободная тема). Паутина висела на (тонкие веточки)
Дифференциаця звуков и букв «Ч» и «ТЬ»
Мальчуган вздыхает ТЯЖКО:
Со стола упала ЧАШКА...
Свисают руки, словно ПЛЕТИ...
Давай, дружок, расправим ПЛЕЧИ!
Учим Тузика не ЧАВКАТЬ
И на деточек не ТЯВКАТЬ!
У коровы — ТЁЛОЧКА,
Рыженькая ЧЁЛОЧКА!
Нашему ЛЕНТЯЮ
Заварить ЛЕНЬ ЧАЮ!
Объясняет Геку Чук
Как использовать УТЮГ!
Пора признаться ЧЕСТНО:
В каморке нашей ТЕСНО!
Мама тортик будет ПЕЧЬ —
Дети песни будут ПЕТЬ!
Стали звать Каштанку ТЁТКА...
Трюки ТЁТКА знала ЧЁТКО!
Чтоб полить укроп и РЕДЬКУ,
За водой иду на РЕЧКУ!
Вот так ВЕЧЕР, ну и ВЕЧЕР!
Целый ВЕЧЕР свищет ВЕТЕР!
У девчонок и мальчишек
Нет пальтишек... ВЕТЕР, тише!
Тёме хочется ИМЕТЬ
Богатырский щит И МЕЧ!
Читатели, читайте!
Мечтатели, мечтайте!
Учителя, учите!
А молчуны — молчите!
У чистюли-тёти
Чистота в почёте!
Телеграмму на почте прочтите!
Не прочтёте — меня огорчите!
Плыл тюленчик по теченью
Выразить своё почтенье.
Как старательны чижи!
Чертят, чертят чертежи!
Ночной порой в чулане
Темно, как в чемодане!
Свечою посветите,
Светильнички включите!
Дети, тише, не кричите!
Телефончики, молчите!
Подведение итогов.