Файл: Т к. в его ходе должны быть сформированы у учащихся не только практические трудовые навыки и умения, но и общетрудовые умения, содержащие в своей основе умственные операции. По содержанию деятельности учащихся урок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок технологии сложен по своему строению, т.к. в его ходе должны быть сформированы у учащихся не только практические трудовые навыки и умения, но и общетрудовые умения, содержащие в своей основе умственные операции.
По содержанию деятельности учащихся урок технологии/ трудового обучения может быть разделен на 5 частей (этапов):
-
Постановка цели, темы, трудовой и учебных задач урока. -
Подготовка к выполнению трудового задания. -
Организация и подготовка рабочего места. -
Выполнение трудового задания. -
Подведение итогов урока.
Название этих частей урока говорит о содержании деятельности детей. Каждая часть ( этап ) урока состоит из нескольких элементов. Порядок их расположения в ходе урока зависит от учебных задач, содержания урока, подготовленности детей и т.д.
Структурные компоненты урока | Содержание структурных компонентов урока технологии |
| Организация детей с перемены на урок, проверка готовности к уроку. |
| Введение учащихся в тему урока. Здесь обобщаются и пополняются знания детей о назначении изделия, об истории его создания, о материалах, из которых выполнено изделие, их свойствах, производстве. Беседа должна опираться на жизненный опыт учащихся с привлечением зрительного ряда. Беседа сочетается с рассказом, сопровождается показом натуральных и изобразительных пособий. Тема урока может быть сообщена учащимся, как в начале беседы, так и в ее середине или конце (на усмотрение учителя). |
| Данный этап урока включается при знакомстве с новыми материалами и их свойствами. Главная цель этого этапа включить анализаторы ребенка в познание предметов окружающей действительности. Проводится показ отдельных технологических приемов (в зависимости от урока может присутствовать или нет). |
Анализ образца конструкции изделия: | Данный этап очень важен и направлен на создание у детей общего представления об объеме и характере трудового задания. Основная цель – определение учащимися совместно с учителем конструктивных и технологических особенностей трудового задания. По-возможности, самостоятельный поиск рациональных способов их реализации, выявления известного и неизвестного. Проводится в вопросно-ответной форме (диалоговой). Учитель задает наводящие вопросы, дети отвечают. Вопросы должны быть корректными, грамотными. Направлены на выяснение конструкции изделия, частей, деталей, способа их изготовления, соединения, крепления, композиционных особенностей и т.д. Этап организуется с опорой на образец изделия, технический рисунок, активизацией правил безопасной работы. Устное описание образца может быть организовано с помощью следующих вопросов учителя: (И.П.Фрейтаг «Урок технического труда в начальных классах», с. 11, анализ образца):
Например, учитель показывает образец изделия (рис. 1, а), выполненный в масштабе 2:1, и задает вопросы учащимся: - Что это? Для чего может быть использовано это изделие? (Это закладка, она нам понадобится для учебника). - Из каких частей состоит закладка? Каково назначение каждой? (Закладка состоит из основы и украшения). - Какая часть главная? (Главная часть – основа, она может служить закладкой и без украшения). - Какая часть самая трудоемкая? (Украшение). - Какова форма основы? Сколько в ней деталей? (Основа имеет четырехугольную форму, она изготовлена из одной детали). - Из каких деталей состоит другая часть – украшение? (Орнамент украшения составлен из круга и частей круга). - Сколько и какие детали составляют орнамент? Нарисуйте их и сосчитайте количество одинаковых. (Вызванные к доске ученики изображают 1 целый круг, 2 половины круга, 4 детали по ¼ круга и 6 деталей по 1/6 круга (рис. 1, б). Остальные учащиеся рисуют на листах бумаги.). -Сколько нужно будет заготовить целых кругов для всех деталей? (4 целых круга). - Как соединены детали в изделие? (Детали наклеены). - Из каких материалов выполнено изделие? (Основа сделана из плотной бумаги, украшение – из более тонкой и цветной). - Какой еще будет нужен материал? (Нужен будет клей). - Какие инструменты потребуются для работы? (Для работы нужны будут карандаш, циркуль, линейка, ножницы, кисть и все необходимое для работы с клеем). |
| Устное составление общего плана предстоящих трудовых действий с опорой на ПИК или ГИК, ТИК и образец изделия. По данным картам учитель должен провести инструктаж, показывая поэтапно и обсуждая с детьми последовательность выполнения трудовых действий. При ознакомлении ребенка с продуктом труда, опираясь на ПИК или др. ИК, учитель задает наводящие вопросы. Каждая деталь – это помощь ребенку в понимании того, что изображено на рисунке или чертеже, какова основная форма, размеры, какие операции необходимо выполнить. Идет коллективное планирование работы, в котором принимает участие весь класс. Этот этап предполагает выбрать и найти оптимальную последовательность выполнения изделия. Начинаем с вопроса: «С чего начнем работу?» , «Что будем делать дальше?» и т.д. Проводя планирование с опорой на чертеж (ГИК), необходимо учитывать, что дети в нач.школе не строят чертеж, они выполняют технологические операции: разметки, резания и др. операции. Учащиеся работают по готовому чертежу учителя. Чтобы начать работу по чертежу, необходимо его прочитать, используя следующие вопросы(Фрейтаг «Урок технического труда в начальных классах», с. 15, чтение чертежа, ГИК, ПИК): Вопросы для чтения комплексного чертежа: 1. Чтение изображения. Что изображено на чертеже? Докажи! Покажи все изображение заготовки детали или развертки. Покажи части изделия на чертеже, назови их. Какой формы заготовка детали или развертка (если она правильная геометрическая)? 2. Рассмотрение конструкции изделия. Как будут соединены части изделия? (Подвижно, неподвижно, в разъем). С помощью чего будет сделано соединение? 3. Чтение размеров. Каковы размеры частей заготовки? Что обозначает размер такой-то? Каков общий габаритный размер заготовки? 4. Планирование технологических операций. Какие операции нужно выполнить для изготовления изделия? Что обозначает линия такая-то? Каков порядок выполнения этих операций (разметка по габаритным размерам, размерам, разметка по частным размерам, сгибание, раскрой по контуру и надрезы, сборка изделия). Например:
(Что изображено на рисунке? Для чего может быть использовано это изделие? – Это конверт для хранения обрезков ткани, бумаги или семян.) (Какова его общая форма? – Прямоугольная.) (Из каких частей состоит изделие, каково назначение каждой? – Передняя и задняя стенки образуют сам конверт, боковые клапаны – для сборки изделия, большой верхний клапан, чтобы закрывать конверт.) (Из скольких деталей собирается изделие? – Изделие изготавливается из одной детали – развертки, точнее, выкройки.)
(Что изображено на чертеже? – Развертка конверта. – Докажи! – Если разметить и вырезать такую развертку, согнуть ее по линиям сгиба и склеить, будет конверт. Сопровождается показом на чертеже.) (Покажи и назови части изделия на чертеже и на рисунке. – ученик называет и показывает.) (Каковы размеры передней стенки конверта? – 90*60мм. – Что можно сказать о размерах задней стенки? – Они равны размерам передней стенки. – Что обозначает размер 15*60мм? – Это размер бокового клапана ( и т.д.). – Каков габаритный размер всей заготовки? – 120*145мм.) 3. планирование работы. (Какие операции нужно выполнить для изготовления изделия? В каком порядке их нужно выполнять? – Разметка, затем раскрой по габаритным размерам, сгибание, раскрой по контуру, склеивание.) Чтение операционного чертежа развертки На примере чтения операционного чертежа развертки кораблика – детали счетного материала. - Что изображено на рисунке? – Общий вид изделия «Кораблик». – Какова его общая форма? – Кораблик имеет форму квадрата, но повернутого уголком вниз. - Что изображено на первом чертеже? – Заготовка для кораблика: она квадратная и ее стороны равны 5см. – Что нужно сделать, опираясь на чертеж? – Разметить и вырезать заготовки 5*5см. - Что изображено на втором чертеже? – Линии разметки проведены из угла в угол. Заготовку нужно разметить. - Что изображено на третьем чертеже? – Линия разреза. Заготовку нужно надрезать по линии разметки до центра. - Что изображено на четвертом чертеже? – Линия сгиба. Одну часть треугольной формы нужно загнуть по линии разметки. - Что изображено и что нужно сделать, опираясь на пятый чертеж? – Загнутую часть намазать клеем по лицевой стороне и приклеить. На операционном чертеже читается сначала само изображение, потом размеры и условные линии, помогающие определить операции, необходимые для изготовления изделия. Чтение графической инструкционной карты (ГИК). Всегда проводится после анализа образца или его рисунка. Пример чтения графической инструкционной карты (ГИК) по изготовлению бумажного стаканчика:
Чтение ГИК сложнее для учащихся тем, что кроме чтения самого изображения, размеров и условных линий, помогающих определить операции, необходимые для изготовления изделия (как при чтении операционного чертежа), необходимо обозначить словом все пространственные изменения заготовки при выполнении из нее изделия. Параллельно анализу ГИК, ПИК или ТИК ведется составление плана работы учащихся над изделием и в практической деятельности с практическими действиями учеников, т.е. порядок выполнения операций, который составляется с использованием глаголов-действия (разметим, вырежем, приклеим, оформим и т.д.) план может быть составлен устно, а запись на доске сделана заранее и открыта только после его составления. На этом этапе активизируем правила безопасной работы по ходу определенного порядка выполнения операций. Если выполнение изделия рассчитано на несколько уроков, то проводится планирование времени работы. Учащиеся намечают, сколько пунктов плана можно выполнить на данном уроке. После окончания совместного планирования предстоящей практической деятельности детей, еще раз повторяем весь процесс работы, используя план на доске (при затруднениях – ИК), спрашивая самых слабых учащихся или тех, кто отвлекался во время разбора. Затем спрашиваем у класса: «Есть ли вопросы по изготовлению изделия?» При необходимости отвечаем на вопросы, затем закрываем план работы на доске и дети приступают к работе. |
| На этот этап отводится бо′льшая часть урока, примерно 25-30 минут, в зависимости от общей продолжительности урока. Практическая работа может проходить самостоятельно с индивидуальным инструктажем учащихся учителем или под комментарий учителя, детей. Формы практической работы:
Во время практической работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, помогая справиться с затруднениями или с выполнением отдельных операций, поддерживает творческие решения детей, демонстрирует классу наиболее удачные и интересные идеи отдельных детей. Контроль учителя за ходом и качеством выполнения учащимися технологических операций может быть проведен визуально. По окончании изготовления изделия проводится его проверка в действии и при необходимости доработка. В течение всей практической деятельности важен и самоконтроль учащихся. По времени проведения: предваряющий, корректирующий, констатирующий. Особенно важен в начальных классах корректирующий (приемы самоконтроля см. – Фрейтаг И.П. Формирование умения самоконтроля на уроках труда// Начальная школа, 1985. №6). |
| Проводится выставка и анализ работ учащихся с коллективным просмотром и обсуждением. Определяются критерии качества выполнения трудовых операций (точность и качество линий разметки, точность и качество линий разреза, точность и качество линий сгиба, точность и качество сборки и т.д.). Приемы организации оценки работ детей могут быть разными: коллективная оценка детьми своих работ, выставленных на доске, индивидуальная оценка работ учителем (при обходе класса или вызове учеников к столу по мере окончания ими работы и др.). Также дети должны выразить общую оценку изделий, отмечая качество выполнения работы, наличие или отсутствие творческой идеи и т.д. Учителю следует поощрять детей не только за собственные достижения, но и за умение увидеть их в работах других учащихся. Подводятся выводы по уроку (повторение и обобщение пройденного на уроке) и выставляются 2 отметки: за работу и за выполнение технологических операций. Общая оценка учителем работы класса. |
| Под руководством учителя дети тихо убирают свои рабочие места. |
Оформление конспекта урока технологии
Вид труда: Определяется в соответствии с разделом программы, к которому относится данная тема. Например: обработка бумаги и картона, обработка ткани, самообслуживание, техническое моделирование, ОХОРМ.
Тема: Отражает основное содержание работы на уроке. Тема не должна сводиться к наименованию изделия (собачка, ежик и т.д.), которое является лишь средством, позволяющим реализовать запланированное содержание. Также тема не может формулироваться и как наименование используемого материала или техники, вида работы (бумага, ткань, природные материалы или «Аппликация», «Бумажная пластика» и т.д.). Тема может быть сформулирована, например, так: «Изготовление закладки способом плетения» или «Изготовление модели карельского дома» и т.д.
Объект труда: Это конкретное изделие, которое ребенок должен сделать сам. Например: панно «Цветы», елочная игрушка «Фонарик», модель грузовой машины и т.д.
Цель: Формулируется всегда только одна и определяется с учетом следующих компонентов:
-
По расширению политехнического кругозора; знакомство со свойствами, видами, последствиями. -
Обучение планированию работы по образцу, графическому рисунку, инструкционным картам. -
Формирование и совершенствование практических навыков.
Например: Научить учащихся изготовлять декоративную аппликацию или Научить изготовлять скульптуру домашнего животного (на выбор) из пластилина или Научить изготовлять модель грузового автомобиля...
Задачи:
а) образовательные: Направлены на формирование у учащихся общих и специальных знаний и умений:
-
умение организовать свой труд и свое рабочее место, место для коллективной работы, -
умение анализировать трудовые задания и планировать работу, -
умение использовать технические чертежи, инструкционные карты, -
умение выполнять разметку материала разными способами, а также основные технологические операции. -
владение знаниями о производстве, свойствах материалов, а также основных технологических операций. -
владение знаниями о профессиях людей, технике и т.д.
Например: познакомить с понятием «Аппликация» и ее видами…
б) развивающие: Направлены на совершенствование сенсорной сферы ребенка, на развитие его образного и логического мышления, пространственного представления, конструкторских и творческих способностей, а также на развитие мелкой моторики (мелкой мускулатуры пальцев рук).
Например: развитие у учащихся мелкой моторики...
в) воспитательные: Предполагают воспитание рядя положительных качеств и черт характера: трудолюбия, усидчивости, терпения, аккуратности, бережливости и т.д. Например: воспитание бережного отношения к материалам.
Оборудование:
а) материалы: - это то, из чего будет выполняться изделие, например: бумага, картон, клей, природные материалы…
б) инструменты: - это то, с помощью чего будет выполняться изделие, например: ножницы, карандаш, линейка, кисточка для клея, стека…
в) приспособления: - это то, что помогает выполнять изделие, например: шаблоны, клеенка, тряпочка для притирания клея, коробочка для сора…
д) наглядность: - это то, что помогает представить будущее изделие и процесс его изготовления, например: образец изделия в натуральную величину и в увеличенном размере (для того, чтобы дети, сидящие за последними партами хорошо его видели), инструкционные карты, литературный, иллюстративный ряды.
Графическое оформление доски:
ГИК или ПИК или ТИК новые слова иллюстративный материал | Тема урока образец изделия место работы учителя | План: |
Ход урока: оформляется в таблице
№ | Структурные единицы урока: | Деятельность учителя: | Предполагаемые ответы и деятельность учащихся: |
| Организационный момент | | |
| Беседа и сообщение темы урока | | |
| Опыты и наблюдения | | |
| Анализ образца изделия или Анализ образца конструкции изделия | | |
| Планирование предстоящей практической деятельности детей | | |
| Практическая работа по изготовлению изделия | | |
| Итог урока | | |
| Уборка рабочих мест | | |
Методический анализ урока технологии
Первый этап - самоанализ и оценка. Называется тема и задачи. Кратко излагается программа действий, которая была намечена, для достижения поставленных задач, обосновывается задуманная структура урока, логика выбора данных этапов. Сравнение запланированного хода урока с его реальным течением, анализ причин отступления от первоначального замысла, обоснование достижений и неудач.
Самоанализ урока.
-
Удалось ли реализовать намеченный план? Что из задуманного удалось осуществить лучше всего? Какие моменты на уроке оказались неожиданными? -
Соответствует ли содержание урока требованиям программы, допущены ли отклонения? Почему? -
Оцените содержание урока, учитывая доступность, последовательность изложения, политехническую направленность и т. д.? -
Все ли вопросы и задания, обращенные к детям, были грамотно и четко сформулированы? -
Заметили вы какие-либо свои ошибки, в том числе речевые? -
Уделяли ли вы внимание формированию логического умения анализировать, сравнивать, делать выводы, приведите примеры; специальных умений проводить наблюдения, работать с инструментами? Каковы причины невыполнения (недостаточного выполнения) этих требований? -
Как решались образовательные, воспитательные, развивающие задачи урока? Достигнуты ли они? -
Выдержана ли запланированная структура урока? -
Осуществлялся ли дифференцированный подход к ученикам класса в процессе обучения? Все ли учащиеся активно работали на уроке? Было ли потеряно время? Как этого избежать? -
Какие средства наглядности использованы на разных этапах урока? Их эффективность?
В самоанализе необходимо сделать выводы для себя, в которых желательно оценить следующее:
-
Насколько полно достигнуты цели урока. -
Правильность выбранной методики, дидактических материалов, ТСО и т.д. -
Трудности при подготовке и проведении урока, которые обусловлены:
-
уровнем подготовки учащихся; -
их отношением к труду; -
уровнем материально-технической базы трудового обучения; -
уровнем методической базы трудового обучения; -
особенностями класса и отдельных учащихся; -
уровнем личной теоретической и практической подготовки; особенностями личности самого практиканта.
-
Общая самооценка урока (что из задуманного удалось реализовать, причины неудач).
Второй этап анализа урока - обсуждение урока с коллегами: студентами-практикантами, методистом, учителем.
-
К какому виду может быть отнесен данный урок по содержанию? -
Насколько целесообразно сформулированы задачи урока? Соответствуют ли они виду данного урока? -
Соответствует ли запланированная система действий студента-практиканта виду урока и поставленным задачам? -
Насколько реальные действия студента-практиканта на уроке адекватны тому, что было первоначально запланировано? -
Какие задания на уроке носили репродуктивный, а какие творческий характер, насколько они были целесообразны? Какие развивающие моменты можно отметить? -
Насколько целесообразны использованные на уроке формы организации работы учащихся? Какова общая оценка речи студента-практиканта (ее правильность, точность, выразительность; владение специальными понятиями и уместность их использования)? -
Какова общая оценка поведения и деятельности студента-практиканта на уроке (уровень интеллигентности, умение управлять классом, доброжелательность, требовательность, компетентность, артистизм)? -
Удалось ли студенту-практиканту установить контакт с детьми, следить за логикой их ответов и учитывать суждения учеников в диалоге? -
Имело ли место на уроке формирование внимательного, заинтересованного и участливого отношения учащихся друг к другу? В чем это выражалось? -
Насколько в целом решены поставленные задачи? Каковы основания для этого суждения? -
Какими могут быть пожелания студенту-практиканту?
Для уроков технологии обязательны оценки специфических аспектов занятия:
-
организация и методика вводного инструктажа; -
соблюдение правил техники безопасности; -
самоконтроль, самостоятельность работы учащихся; -
уровень использования технологической документации; -
соблюдение графической культуры на уроке; -
применение новых инструментов, приспособлений и приемов труда.
Нормы оценок знаний, умений и навыков учащихся по технологии в начальных классах
В 1–м классе отметки за знания и умения учащихся не ставятся, а дается словесная оценка: хорошо, отлично. Если работа выполнена плохо, то учитель показывает ученику, что и как надо изменить или сделать, чтобы изделие стало лучше. Оценки выставляются со 2-го класса за выполнение изделия в целом, за отдельные технологическ4ие операции; за умение составлять план работы, поставить опыт, определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила безопасной работы с ними; за умение различать семена цветочно-декоративных и овощных растений, за выращивание растений и уход за ними.