Файл: Реферат по теме Социальный характер (по Э. Фромму).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Сибирский государственный университет геосистем и технологий»

(СГУГиТ)

Институт оптики и технологий информационной безопасности

Кафедра правовых и социальных наук
Реферат

по теме «Социальный характер (по Э.Фромму)»


Выполнил: обучающийся гр. ОТВв-39у

Перегудов А.С.

(фамилия, имя, отчество)
Проверила: Макаренко М.М.

(фамилия, имя, отчество)

Новосибирск – 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

1 КАК ФОРМИРУЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР 4

2 ВИДЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ 6

3 ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРОВ 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10
ВВЕДЕНИЕ
«Характер — это специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе» (Э. Фромм). Субъективная функция социального характера состоит в том, чтобы направлять действия человека в соответствии с его практическими нуждами и давать ему психологическое удовлетворение от выполняемой деятельности. Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе черты, побуждающие его захотеть действовать именно так, а не иначе.

Как отмечает Фромм, «если структура личности большинства людей в данном обществе, т. е. социальный характер, приспособлена к объективным задачам, которые человек должен выполнять в этом обществе, то психологическая энергия людей превращается в производительную силу, необходимую для функционирования этого общества».


  1. КАК ФОРМИРУЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР


Социальный характер является продуктом различных идеологий и религий, в которых закреплены мировоззренческие позиции, смысложизненные установки и убеждения. Идеология является для властвующей элиты инструментом управления массами, их настроениями.

В первые годы намечается и дифференциация характеров. Например, избыточная забота и опека затрудняют взросление, формируют пассивный, зависимый тип личности. Недостаточная или нерегулярная забота вызывает ту или иную "депривацию", т.е. нехватку эмоциональных, интеллектуальных стимулов для развития.


Но главным источником черт характера Фромм считает опыт жизни в условиях той или иной социальной системы. Свобода инициативы, демократия, правовое государство формируют активную, уверенную в себе, дисциплинированную и рационально мыслящую личность. Тоталитарное государство воспитывает авторитарную личность, которую Фромм называет "садо-мазохистской". Эта личность неспособна к демократическому равноправному сотрудничеству и эффективно действует только в системе господства-подчинения. Общество, в котором преуспевание зависит не только от таланта и труда, но и от умения приспособиться, убивает инициативу, ослабляет внутреннюю дисциплину и ответственность. Конечно, при любой системе, в силу разнообразия исходных темпераментов и условий микросреды формируются личности различного типа: "авторитарные", "конформные", "рецептивно-зависимые". Однако характеры, не отвечающие требованиям системы, либо разрушаются, либо оказываются на периферии общественной жизни.

Бессознательная основа социального характера позволяет синтезировать в нем ориентации различного и даже противоположного типа. Так, воспитание в семье и школе в значительной степени опирается на общечеловеческие ценности. Но, по мере взросления, под давлением социума и идеологии человек начинает ориентироваться на классовые, партийные, национальные интересы. Таким образом, может формироваться готовность убивать ради любви к людям, лгать ради высшей истины и т.п.

Преобладающие типы характеров формируются под влиянием устойчивых факторов среды, в результате всей "психоистории" народа. Подобно тому, как характер отдельной личности обусловлен травматическими переживаниями детства, характер народа хранит следы исторических трагедий, напластования эпох. Победы и поражения, тревоги и радости наших предков запечатлены в нашей душе, складе ума, привычках, чувствованиях. Будучи деятельной и стабилизирующей силой в условиях своей культуры тот же самый характер может стать тормозом развития и деструктивным фактором в чуждой ему культурной среде.

  1. ВИДЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ




  • симбиотический союз;

  • отстраненность;

  • деструктивность;

  • любовь.

В симбиотическом союзе человек соединен с другими, но утрачивает свою независимость; он бежит от одиночества, сближаясь с другим человеком, словно бы поглощаясь им или его поглощая в себе. Эта тенденция — попытка человека избавиться от индивидуальности, убежать от свободы и обрести безопасность, привязываясь к другому человеку (благодаря долгу, любви, жертвенности).



Стремление поглотить других, активная форма симбиотического союза, — своеобразное проявление садизма, направленное на приобретение полного господства над окружающими.

Фромм отмечает, что чувство индивидуального бессилия преодолевается посредством отстраненности от других людей, воспринимаемых как угроза. Ее эмоциональный эквивалент — чувство безразличия к другим, подчас сочетающееся с огромным самомнением. Отстраненность и безразличие не всегда проявляются открыто, осознанно, они нередко скрываются за поверхностным интересом и общительностью.

Активная форма отстраненности — деструктивность, когда энергия направлена на разрушение жизни, импульс к которому проистекает из страха быть разрушенным другими людьми.

Рыночная ориентация также основывается на отдаленности от людей, которая, правда, принимает обычно не деструктивную форму, а относительно дружественную, поскольку предполагается легкость контактов, поверхностность связей, отдаленность же от других достигается в более глубокой эмоциональной сфере.

Любовь — плодотворная форма отношений к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался.

  1. ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРОВ


Фромм считает, что одними из основных условий формирования соц.характера является воспитание ребенка в семье. В нормальных стабильных обществах большинство родителей являются адаптированными к опр.культурной среде, следовательно имеют соц.характер и имеют представления о соц.желаемых качествах личности. Большинство родителей стремятся к тому, чтобы их дети были адаптированы к той среде, в которой живут родителя, следовательно воспитывают опр.соц.характкер. Так же происходит влияние стороны значимых людей.

На основании собственных наблюдений Фромм предложил типологию соц.характеров. Включает 5 осн. типов, которые охватывают с его т.зр. значительные массы людей в развитом капиталистическом обществе.

Тип 1. Рецептивный. Рецептивная ориентация. Источник получения благ для такого человек во внешнем мире. Единственный путь получить желаемое – путь получения этого извне. В одиночестве они чувствуют себя потерянными, не в состоянии заниматься чем-то без посторонней помощи. Эта беспомощность видна особо ярко в делах принятия решения и ответственности за них (наемные работники, распространен в системах крепостного права, социалистических и пр.)


Тип 2. Свойственен предпринимателям и владельцам предприятий. Был распространен в период становления капиталистического общества (период накопления капитала – дикий капитализм). Эксплуататорский. Люди с эксплуататорской ориентацией не ожидают, что люди выполнят что-то безвозмездно… Они требовательны к окружающим

Тип 3. Накопительский характер. Эти люди как бы ограждают себя от внешнего мира оборонительной стеной, а их главная цель – привнести как можно больше внутрь этой крепости и как можно меньше вынести из нее. Их скупость одинаково распространяется на деньги, чувства, мысли. Привержены к порядку до педантизма. Порядок в вещах, мыслях и чувствах.

Тип 4. Хотя все эти три типа характеров присутствуют в развитом капиталистическом обществе, но самым распространенным является 4-й тип – рыночный. Поскольку в кап.обществе многие люди являются тоже товаром (профессии), эта ценность зависит от соотношения спроса и предложения, то люди заинтересованы в том, чтобы обойти конкурентов и продать себя подороже. И помимо опр.проф.качеств, они должны уметь так же и себя подавать, играя те роли, которые сейчас пользуются успехом. Если эти роли требуют от человека быть, например, «приветливым», то успешность его продажи будет зависеть от того, насколько удачно он сыграет. Про рыночный тип характера можно сказать, что это характер коньюнктурный, т.е. зависящий от требований. Человек готов менять приверженность к тем или иным качествам в зависимости от спроса и предложения.

Рассмотрели представления Фромма о 4-х типах соц.характеров. Фромм обозначает эти четыре типа как непродуктивные типы, потому что они наблюдаются у людей с такими схемами ориентации-поклонения, которые не способствуют реализации в их жизни родовой сущности человека. Пятый тип характера – продуктивный.

Тип 5. Наблюдается у людей, имеющих схемы ориентации-поклонения, способствующих реализации в их жизни сущностных характеристик человека. Продуктивный тип хар-ра не является широко распространенным в кап.обществе, поскольку условия жизни в нем не способствуют формированию у человека продуктивной направленности. Фромм – марксист. Капитализм – общество потребления. Не теряет надежды о создании общества, пропагандирующего интересы человека и его сущности, что приведет к формированию продуктивного характера.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Концепции социального характера Фромм окончательно завершает построение своей теории исторического развития. С помощью этой концепции Фромм пытается не только раскрыть психологические условия функционирования того или иного общества, но и объяснить, почему в этом обществе получают распространение определенные идеи и идеалы. Социальный характер, считает он, может объяснить связь, которая существует между экономическим укладом и культурой. Социальный характер играет селективную роль: среди множества распространенных в обществе идей и идеалов он позволяет отобрать такие, которые соответствовали бы его психологической основе. Те идеи и идеалы, которые не отвечают ей, не только не будут приняты индивидом, но даже не будут поняты им. Те идеи и идеалы, которые вырастают на почве определенного социального характера, в свою очередь интенсифицируют и укрепляют его.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Социальный характер Эриха Фромма. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://reckonism.fandom.com/ru/wiki/Социальный_характер_Эриха_Фромма – Загл. с экрана.

  2. Социальные типы характера (Эрих Фромм). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sutulin.ru/16-socialnye-tipy-xaraktera-erix-fromm/– Загл. с экрана.

  3. Социальные типы характеров в типологии Э. Фромма. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spbliders.ru/semejnye-otnosheniya/ekspluatiruyushchij-tip.html – Загл. с экрана.