Файл: Роль и значение it компетенции преподавателей и учащихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Городская «Научно-практическая конференция» учителей и методистов: «Современные технологии образования – опыт, проблемы, перспективы, решения»
Тема: «Роль и значение IT компетенции преподавателей и учащихся»

Оралбекова Айжан Зайнуллаевна

КГУ «Учебно-производственный комбинат»

акимата г.Усть-Каменогорска
Цель: исследование двухуровневой модели ИТ - компетентности учителя и ученика и показать, как это может влиять на изменения результатов качества знании.
Задачи проекта:

  • изучить двухуровневую модель ИТ- компетентности учителя;

  • выделить основные способы внедрения в практику работы;

  • Указать на тормозящие механизмы к пути ИТ компетенции учителей и учеников.


Представленный план является планом индивидуальной научно проектной работы методиста учебно-производственного комбината акимата города Усть-Каменогорск.

План проектной работы

1. Титульный лист проектной работы

2. Содержание проектной работы

3. Введение проектной работы


Во Введении проектной работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулирован цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна предложенного исследования.

4. Историческая справка по проблеме проекта


Историческая справка по проблеме проектной работы взято из сети Интернет (Википедия и др. ресурсы)

5. Основная часть проекта:


  • Поиск необходимой информации.

  • Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.

  • Выбор материала, методов для проекта.

  • Описание этапов проведения проекта.

6. Заключение
В заключении приведены краткие выводы проекта, оценка полноты решения поставленных задач. А также указаны пути продолжения исследования темы, а также некоторые задачи, которые предстоит при этом решать.

7. Используемая литература

8. Приложения



Моя тема на этой конференции «Роль и значение IT компетенции преподователей и учащихся» тема довольно интересная и очень актуальная. Хотелось бы подчеркнуть актуальность моей темы словами из статьи Елбасы Нурсултана Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" Особенность завтрашнего дня в том, что именно 
конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации.

Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века.  И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость.

IT (информационно-технологическая) компетентность сегодня необходима специалисту любой сферы. Да, такова рода предложении, выступлении, докладов мы слышали уже очень много много раз. И подготовка этого доклада задача не из легких потому что об этом уже давно говориться и учителя и ученики можно сказать с ИТ технологиями на «ТЫ». Однако, несмотря на общепризнанную важность IT –навыков, пока не в полне ясно, как именно школьное оброзование способствует их развитию. Внедрение цифровых технологии требует от человека не только навыков работы с различными програмными приложениями, но и определенного уровня культуры использования информации. Одной из ключевых компетенций, которой должны овладеть учителя является компетенция в области использования информационно-коммуникационных технологий. (далее ИКТ)

Необходимо отметить, что существуют два термина: ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТЬ и ИКТ КОМПЕТЕНЦИЯ, которые часто используются как синонимы, но они обозначают разные аспекты, связанные с владением информационно-коммуникационными технологиями.

В этой связи под ИКТ компетенцией учителя это теоретические знания о современных информационно-коммуникационных технологиях и практических умений создания и использования учебных Интернет-ресурсов, социальных сервисов и других ИКТ технологий в процессе формирования.

ИКТ компетентность - это способность использовать учебные Интернет-ресурсы, социальные сервисы и другие информационно-коммуникационные технологии с целью формирования трудовых навыков и развития речевых умений при обучении своему предмету

В педагогической ИТ- компетентности есть два уровня: 1. знаниевый так называемый уровень функциональной грамотности, и 2. деятельностный, уровень применения ИТ. Поэтому
целью моей работы является исследование двухуровневой модели ИТ - компетентности учителя и ученика и показать, как это может влиять на изменения результатов качества знании.

В соответствии с целью исследования была сформирована следующая задача: изучить двухуровневую модель ИТ- компетентности учителя в условиях перехода на новые стандарты и выделить основные способы внедрения в практику работы.

Уровень функциональной грамотности педагога в сфере ИТ предполагает:

  • владение компьютерными программами обработки текстовой, числовой, графической, звуковой информации;

  • умение работать в сети Интернет, пользоваться ее сервисами такими, как форум, электронная почта, сайты;

  • умение использовать такое оборудование, как сканер, принтер.

По статистике, практически все учителя в Казахстане прошли курсы компьютерной грамотности (2011 году и у большинства из них есть корочки) и базовым операциям по владению компьютером, текстовым процессором, электронными таблицами, поиском информации в интернете всех научили. Очевидно, что сама по себе это (функциональная грамотность педагога) не может привести к качественным изменениям результатов системы образования.

Деятельностный уровень предполагает эффективное и систематическое использование функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов. Использование информационно-коммуникационных технологий дает педагогу возможность:

  • реализовать новые виды образовательной деятельности такие, как проблемный и проектный методы обучения;

  • формировать критическое мышление учащихся;

  • применять интерактивные способы обучения;

  • применять современные средства общения;

  • использовать компьютерное моделирование изучаемых процессов.

Все перечисленное входит в понятие системно - деятельностного подхода в обучении. Именно деятельностный уровень (реализованная деятельность) может привести к качественным изменениям результатов системы образования в условиях перехода на новые стандарты.

Готовясь к конференции прочитала много источников говорящие о положительной роли ИТ компетенции учителя. И взяла во внимание работу ученого из Массачусетского технологического института Сеймур Пейперта. Доктор Пейперт имеет заслуженную репутацию выдающегося учёного за свои работы в области математики, искусственного интеллекта и использования компьютера для образования. Он обладает истинно гуманистическим пониманием этих областей знания и того, как дети могут успешнее учиться, используя современные технологии.
Ребенок, будучи от природы весьма одаренным учеником постепенно теряет вкус к обучению. Одной из причин формирования у ребенка боязни учения С. Пейперт усматривает в принятом в нашем обществе разделении всех людей на способных и не способных, на склонных к математическим наукам и предпочитающих гуманитарный тип знаний и т. д. Автор придерживается более гуманной точки зрения, согласно которой все люди одинаково успешно могут овладеть любыми областями знаний. Дело не в способностях, а в организации процесса обучения.

Но до появления компьютеров общество не обладало средствами, способными придать процессу обучения естественный, неформализованный характер. Поэтому о кардинальном изменении концепций обучения речи быть не могло. В отличие от многих специалистов, пытающихся превратить компьютер из «средства» в «цель» (именно этот процесс характеризует быстро растущее число используемых в учебных заведениях компьютеров), для С. Пейперта компьютер — это лишь инструмент, с помощью которого обучение (а точнее говоря, учение) может стать более интересным, быстрым, простым а получаемые знания и навыки — более глубокими и обобщенными. По сути дела С. Пейпертом предложена концепция школы будущего, в основе которой лежат естественное любопытство детей и средства для удовлетворения этого любопытства.

В настоящее время педагоги владеют знаниевым уровнем ИКТ-компетентности, а вот деятельностный уровень оставляет желать лучшего.

Образование сейчас на перепутье: мы переходим к новым стандартам, но пока еще работают и старые. Интернет и IT-технологии вошли активно в нашу жизнь, но, к сожалению, они довольно проблематично входят в школу: даже не потому, что уровень IT-компетентности у педагогов низкий, а потому что у нас обычно образование оторвано от тех практических задач, которые мы решаем в повседневной жизни.

Какие сложности встречаются на пути внедрения деятельностного уровня в условиях перехода на новые стандарты?

Учителя используют возможности интернета в основном для поиска информации при подготовке к занятиям. Между тем перспективы использования информационно-коммуникационных технологий гораздо шире. Большинство учителей – 78% утверждают, что используют в работе информационно-коммуникационные технологии. При этом 80 % учеников заявляют, что компьютер и интернет на уроках не используются либо используются очень мало.

Как объяснить этот парадокс? Очень просто. Учителя используют ИКТ в основном в профессиональной деятельности: при подготовке к занятиям, ищут дополнительную информацию в интернете, работают в сетевых профессиональных сообществах, но очень мало используют ИКТ при проведении учебного процесса.


Учителя обучились использовать ИКТ, но далеко не у каждого в школе есть свое автоматизированное рабочее место, во многих школах нет даже компьютеров в учительских и библиотеках, а компьютерные классы заняты под учебный процесс. Большинство учителей смогли закрепить полученные навыки, потому что у них есть компьютер дома. Но многие, даже обучившись на курсах, не используют полученные знания, просто потому, что применение информационных технологий и электронных образовательных ресурсов требует (особенно в первое время) от учителя дополнительных временных затрат.

Что мешает учителям использовать новые технологии, в том числе информационно-коммуникационные, шире и интенсивнее?

Многие преподаватели, имеющие доступ к компьютеру и интернету, регулярно используют интернет-ресурсы в работе. К сожалению, еще не во всех школах есть высокоскоростной доступ к сети интернет, и это, конечно же, большой сдерживающий фактор для внедрения современных технологий в процесс обучения. Другая причина - недостаточная квалификация педагогов в области применения информационно-коммуникационных технологий и недостаток знаний о возможностях интернета и новых появляющихся сервисах.

Какие еще проблемы возникают в процессе информатизации, цифрацизации Казахстанского образования?

Делится опытом учитель английского языка одной из школ нашего города был случай поступления необычной жалобы. Ребенок подготовил красивую презентацию, выступил с ней на уроке и рассчитывает на пятерку. При этом ни на один вопрос по теме он не ответил, ведь презентацию он мог делать, бездумно что-то копируя с сайтов и вставляя в шаблон. Какую оценку должен получить ребенок? Мнения расходятся. Учитель считает - и оправданно! - что, кроме красивой презентации, ребенок должен нам продемонстрировать понимание темы, знания, умение оперировать ими. А родитель говорит: «Извините, у вас к презентации есть вопросы? Нет. Ставьте пять баллов!» Так что внедрение информационных технологий затронуло даже тему оценки знаний. Профессиональный учитель, конечно, продолжает оценивать понимание материала, а не внешнюю эффектность. Но это очень трудно: объяснить, почему при блистательной презентации он ставит не пять баллов, а три.

Сейчас учителя уже стали использовать ИКТ, но использование технологий в большинстве школ не привело к