Файл: Рассматривает космос, как единство противоположностей в потоке непрерывного изменения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание

1. Заполните таблицу «История развития психологии» по образцу.

Выдающиеся мыслители, учёные и психологи

Взгляд на психологию. Основная суть

Критика

1.Гераклит

-Рассматривает космос, как единство противоположностей в потоке непрерывного изменения;
- Впервые различает разные уровни души и разные формы ее связи с миром.

Идеи, выдвинутые Гераклитом, получат дальнейшую конкретизацию.


2. Алкмеон

-Впервые связывает душу с мозгом;


-Начинает различать мышление и ощущение

-Связывает ощущение с органами чувств.

Оставили заметный след в дальнейшем развитии древней медицины, философии и психологии.

3. Демокрит

-Создатель первой античной философии-строит первую последовательно разработанную материалистическую психологию;

-Стремится объяснить психические процессы как продукт движения атомов.

-Душа - это материальное вещество, состоит из атомов.

Демокрит считал, что все в жизни предрешено, и человек, как существо не свободное.


4.Сократ

- Природа и сам человек даны от Бога

- Основное познание должно быть обращено на самого себя, на деятельность своей души

Происходит незатухающая борьба двух противоположных течений — материализма и идеализма.

4. Платон

-Выделял душу как самостоятельную субстанцию.

-Душа существует наряду с телом и не зависит от него.

-Душа – возвышенное, божественное, вечное.

-Тело – низменное, тленное.

-Душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека.

Разделение души и тела, духовного и материального, превращена в полный разрыв между ними.

- упрекания в проповеди абсолютно изолированных идей.


5. Аристотель

-Душа и тело – неотделимы.

-Каждая область или уровень органических функций имеет свою душу.

-Тело - это организм, поскольку оно совокупность органов или орудий души


-Душа – сущность тела.

Душа, согласно Аристотелю, не способна к движению и самодвижению и, соответственно, не может занимать определенного места в пространстве.

Аристотель замечает, что, живые существа, умерев, могли бы ожить.

6. Рене Декарт

-Вводит одновременно два понятия:
понятие рефлекса-с одной стороны, современное интроспективное понятие сознания- с другой.

-Признает существование двух различных субстанций (материи и души)

-дуалистическое противопоставление души и тела, психического и физического понимания душевных явлений.

-Ввод принципа интроспекции, самоотражения сознания в себе самом

-Основная задача психологии- анализировать сознание.

-Предмет психологии - сознание.


Разрыв души и тела, психического и физического, становится в дальнейшем камнем преткновения и сложнейшей проблемой философской мысли.

7. Бенедикт Спиноза

- Существуют 4 способа познания

- Теория аффектов: аффекты – естественные проявления природы

- Выделяет три первичных аффекта: желание (влечение), удовольствие (радость), неудовольствие (печаль)

- Страсти, эмоции, аффекты – основная причина несвободы

-Воля и разум одно и то же.

Спиноза определяет душу как идею тела. 

8.Готфрид Вильгельм Лейбниц

-Рассматривал человека как целостное существо.

- Идея психофизического параллелизма: душа и тело не могут влиять одно на другое, но в основе их единства – духовное начало

- Душа имеет 3 области: 1) область отчетливого знания; 2) смутного знания, 3) бессознательного

- Человеческие знания субъективны (добавил категорию бессознательной психики)

Отвергают душу как особую сущность.

9.Фрэнсис Бэкон

-Вводит идеи, устремленные к овладению природой – мысль обращается к опыту.


Он подготовил отмирание психологии как науки о душе и становление ее как науки о сознании.

10. Томас Гоббс

-Отверг душу как особую сущность

- Положил начало понятию борьбы мотивов

-Разум является лишь продуктом ассоциации

- Развивает сенсуалистическое и материалистическое учение о психике.

Сенсуализм определял в качестве основы всех человеческих знаний ощущения. Процесс познания рассматривался как единый, имеющий несколько ступеней – от ощущения к мышлению, т. е. процесс постепенного восхождения от частного к общему.

11. Джон Локка

-Ввел в психологию термин «ассоциации», родоначальник эмпиризма.

- Знания сами по себе возникнуть не могут
- Выделил 2 источника опыта: ощущение и рефлексию

- Табула раса – чистая доска – психика ребенка

- Предметом психологии стали явления сознания, порождаемые внешним опытом

Познание в психологии понимается как извлечение опыта т.е. знания получают опытным путем.


2. Продолжите заполнять таблицу по образцу. Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

Ситуация

Свойство внимания

а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

1) устойчивость

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

2) концентрация

в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

3) распределение

г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

4) объем

д) Во время контрольной работы ученики отвлекаются на звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

5) переключение

е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

  переключение

ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

  Устойчивость; объем; концентрация

з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

 Концентрация; объем

и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная, ученики пытаются сосредоточиться на изучаемом материале.

 Концентрация

к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

 Концентрация ; объем ; устойчивость

л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

 Концентрация; распределение

м) Примерно 65–70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке

 Распределение

 


Сознание человека
3. Составьте обобщенную схему характеристики сознания человека.





Рефлексивная способность

Способность к коммуникации

Представление и воображение действительности



Отражаются только главные сущностные характеристики предметов

Наличие интеллектуальных схем

Ощущение себя познающим субъектом


4. Опишите типы темперамента человека. Ознакомьтесь с опросником Г. Айзенка на диагностику типов темперамента - Айзенка личностный опросник (EPI). Пройдите этот тест (вариант А или вариант Б на выбор), опишите получившиеся результаты
Бланк ответов

Фамилия, имя, отчество: Колтунова Анна Игоревна

Возраст: 31 год Образование: высшее


Номер

Ответы

Номер

Ответы

Номер

Ответы

п/п

да

нет

п/п

да

нет

п/п

да

нет

1

+




20




-

39




-

2




-

21




-

40

+




3

+

-

22

+




41




-

4




-

23




-

42

+




5




-

24

+




43




-

6




-

25

+




44

+




7

+




26

+




45




-

8




-

27

+




46




-

9




-

28

+




47




-

10

+




29

+




48

+




11




-

30

+




49

+




12

+




31

+




50

+




13




-

32




-

51




-

14

+




33




-

52




-

15




-

34




-

53

+




16




-

35




-

54

+




17

+




36




-

55




-

18

+




37

+




56

+




19




-

38




-

57




-

I:




Э=18







Н=7







Л=1


Интерпретация результатов:

Экстраверсия:

18 - экстраверт.

Нейротизм:

Меньше 7 - низкий уровень нейротизма

Ложь:

меньше 4 - норма.

Исходя из результатов можно сделать выводы, что выражена экстраверсия, низкий уровень нейротизма, нормальный уровень лжи.

По результатам теста Г. Айзенка (вариант Б) я отношусь к типу темперамента – сангвиник.

«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.
Данное описание полностью охарактеризовывает меня.