Файл: Рассматривает космос, как единство противоположностей в потоке непрерывного изменения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание
1. Заполните таблицу «История развития психологии» по образцу.
Выдающиеся мыслители, учёные и психологи | Взгляд на психологию. Основная суть | Критика |
1.Гераклит | -Рассматривает космос, как единство противоположностей в потоке непрерывного изменения; - Впервые различает разные уровни души и разные формы ее связи с миром. | Идеи, выдвинутые Гераклитом, получат дальнейшую конкретизацию. |
2. Алкмеон | -Впервые связывает душу с мозгом; -Начинает различать мышление и ощущение -Связывает ощущение с органами чувств. | Оставили заметный след в дальнейшем развитии древней медицины, философии и психологии. |
3. Демокрит | -Создатель первой античной философии-строит первую последовательно разработанную материалистическую психологию; -Стремится объяснить психические процессы как продукт движения атомов. -Душа - это материальное вещество, состоит из атомов. | Демокрит считал, что все в жизни предрешено, и человек, как существо не свободное. |
4.Сократ | - Природа и сам человек даны от Бога - Основное познание должно быть обращено на самого себя, на деятельность своей души | Происходит незатухающая борьба двух противоположных течений — материализма и идеализма. |
4. Платон | -Выделял душу как самостоятельную субстанцию. -Душа существует наряду с телом и не зависит от него. -Душа – возвышенное, божественное, вечное. -Тело – низменное, тленное. -Душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. | Разделение души и тела, духовного и материального, превращена в полный разрыв между ними. - упрекания в проповеди абсолютно изолированных идей. |
5. Аристотель | -Душа и тело – неотделимы. -Каждая область или уровень органических функций имеет свою душу. -Тело - это организм, поскольку оно совокупность органов или орудий души -Душа – сущность тела. | Душа, согласно Аристотелю, не способна к движению и самодвижению и, соответственно, не может занимать определенного места в пространстве. Аристотель замечает, что, живые существа, умерев, могли бы ожить. |
6. Рене Декарт | -Вводит одновременно два понятия: понятие рефлекса-с одной стороны, современное интроспективное понятие сознания- с другой. -Признает существование двух различных субстанций (материи и души) -дуалистическое противопоставление души и тела, психического и физического понимания душевных явлений. -Ввод принципа интроспекции, самоотражения сознания в себе самом -Основная задача психологии- анализировать сознание. -Предмет психологии - сознание. | Разрыв души и тела, психического и физического, становится в дальнейшем камнем преткновения и сложнейшей проблемой философской мысли. |
7. Бенедикт Спиноза | - Существуют 4 способа познания - Теория аффектов: аффекты – естественные проявления природы - Выделяет три первичных аффекта: желание (влечение), удовольствие (радость), неудовольствие (печаль) - Страсти, эмоции, аффекты – основная причина несвободы -Воля и разум одно и то же. | Спиноза определяет душу как идею тела. |
8.Готфрид Вильгельм Лейбниц | -Рассматривал человека как целостное существо. - Идея психофизического параллелизма: душа и тело не могут влиять одно на другое, но в основе их единства – духовное начало - Душа имеет 3 области: 1) область отчетливого знания; 2) смутного знания, 3) бессознательного - Человеческие знания субъективны (добавил категорию бессознательной психики) | Отвергают душу как особую сущность. |
9.Фрэнсис Бэкон | -Вводит идеи, устремленные к овладению природой – мысль обращается к опыту. | Он подготовил отмирание психологии как науки о душе и становление ее как науки о сознании. |
10. Томас Гоббс | -Отверг душу как особую сущность - Положил начало понятию борьбы мотивов -Разум является лишь продуктом ассоциации - Развивает сенсуалистическое и материалистическое учение о психике. | Сенсуализм определял в качестве основы всех человеческих знаний ощущения. Процесс познания рассматривался как единый, имеющий несколько ступеней – от ощущения к мышлению, т. е. процесс постепенного восхождения от частного к общему. |
11. Джон Локка | -Ввел в психологию термин «ассоциации», родоначальник эмпиризма. - Знания сами по себе возникнуть не могут - Выделил 2 источника опыта: ощущение и рефлексию - Табула раса – чистая доска – психика ребенка - Предметом психологии стали явления сознания, порождаемые внешним опытом | Познание в психологии понимается как извлечение опыта т.е. знания получают опытным путем. |
2. Продолжите заполнять таблицу по образцу. Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:
Ситуация | Свойство внимания |
а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами. | 1) устойчивость |
б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии. | 2) концентрация |
в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна. | 3) распределение |
г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные. | 4) объем |
д) Во время контрольной работы ученики отвлекаются на звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины. | 5) переключение |
е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя. | переключение |
ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а». | Устойчивость; объем; концентрация |
з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться. | Концентрация; объем |
и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная, ученики пытаются сосредоточиться на изучаемом материале. | Концентрация |
к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье. | Концентрация ; объем ; устойчивость |
л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника. | Концентрация; распределение |
м) Примерно 65–70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке | Распределение |
Сознание человека
3. Составьте обобщенную схему характеристики сознания человека.
Рефлексивная способность
Способность к коммуникации
Представление и воображение действительности
Отражаются только главные сущностные характеристики предметов
Наличие интеллектуальных схем
Ощущение себя познающим субъектом
4. Опишите типы темперамента человека. Ознакомьтесь с опросником Г. Айзенка на диагностику типов темперамента - Айзенка личностный опросник (EPI). Пройдите этот тест (вариант А или вариант Б на выбор), опишите получившиеся результаты
Бланк ответов
Фамилия, имя, отчество: Колтунова Анна Игоревна
Возраст: 31 год Образование: высшее
Номер | Ответы | Номер | Ответы | Номер | Ответы | |||||
№ п/п | да | нет | № п/п | да | нет | № п/п | да | нет | ||
1 | + | | 20 | | - | 39 | | - | ||
2 | | - | 21 | | - | 40 | + | | ||
3 | + | - | 22 | + | | 41 | | - | ||
4 | | - | 23 | | - | 42 | + | | ||
5 | | - | 24 | + | | 43 | | - | ||
6 | | - | 25 | + | | 44 | + | | ||
7 | + | | 26 | + | | 45 | | - | ||
8 | | - | 27 | + | | 46 | | - | ||
9 | | - | 28 | + | | 47 | | - | ||
10 | + | | 29 | + | | 48 | + | | ||
11 | | - | 30 | + | | 49 | + | | ||
12 | + | | 31 | + | | 50 | + | | ||
13 | | - | 32 | | - | 51 | | - | ||
14 | + | | 33 | | - | 52 | | - | ||
15 | | - | 34 | | - | 53 | + | | ||
16 | | - | 35 | | - | 54 | + | | ||
17 | + | | 36 | | - | 55 | | - | ||
18 | + | | 37 | + | | 56 | + | | ||
19 | | - | 38 | | - | 57 | | - | ||
I: | | Э=18 | | | Н=7 | | | Л=1 |
Интерпретация результатов:
Экстраверсия:
18 - экстраверт.
Нейротизм:
Меньше 7 - низкий уровень нейротизма
Ложь:
меньше 4 - норма.
Исходя из результатов можно сделать выводы, что выражена экстраверсия, низкий уровень нейротизма, нормальный уровень лжи.
По результатам теста Г. Айзенка (вариант Б) я отношусь к типу темперамента – сангвиник.
«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.
Данное описание полностью охарактеризовывает меня.